Тарифы страховых взносов в 2004 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов в 2004 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" НК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц."
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04.10.2023 N 88-19942/2023 (УИД 35RS0010-01-2023-001051-18)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Представленные истцом трудовая книжка, архивные справки, копии лицевых счетов, договор о полной индивидуальной материальной ответственности, копии медицинских карт не подтверждают характер и условия работы истца по Списку N 2 в качестве электросварщика ручной сварки с 1 января 1992 г. по 30 ноября 2004 г. также представленные ИП К.А.В. сведения об отсутствии разработанного и утвержденного единого технологического процесса лесозаготовок, предоставление ИП К.А.В. сведений в Пенсионный Фонд РФ без кода льготной профессии, непредоставление сведений об уплате дополнительного тарифа по страховым взносам не подтверждают факт занятости Ю.А.Н. в едином технологическом процессе лесозаготовок и его полную занятость.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Представленные истцом трудовая книжка, архивные справки, копии лицевых счетов, договор о полной индивидуальной материальной ответственности, копии медицинских карт не подтверждают характер и условия работы истца по Списку N 2 в качестве электросварщика ручной сварки с 1 января 1992 г. по 30 ноября 2004 г. также представленные ИП К.А.В. сведения об отсутствии разработанного и утвержденного единого технологического процесса лесозаготовок, предоставление ИП К.А.В. сведений в Пенсионный Фонд РФ без кода льготной профессии, непредоставление сведений об уплате дополнительного тарифа по страховым взносам не подтверждают факт занятости Ю.А.Н. в едином технологическом процессе лесозаготовок и его полную занятость.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О страховых взносах с выплат в пользу иностранного гражданина, работающего по трудовому договору, в период 2004 - 2006 гг.
(Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 03-15-05/62166)При этом исходя из действовавших в 2004 - 2006 гг. положений статьи 243 главы 24 Кодекса сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшалась налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (налоговый вычет), исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 03.07.2024 N 03-15-05/62166)При этом исходя из действовавших в 2004 - 2006 гг. положений статьи 243 главы 24 Кодекса сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшалась налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (налоговый вычет), исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)"В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)"В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)<12> Заявитель указывал, что в соответствии со статьей 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государств - трудоустройства. На основании вышеуказанной статьи Соглашения трудящиеся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в Кыргызской Республике должны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Заявитель отметил, что Законом Кыргызской Республики от 24 января 2004 года N 8 "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" на момент рассматриваемых событий предусматривался иной размер тарифов страховых взносов применительно к временно пребывающим иностранным гражданам по сравнению с тарифами, применимыми к гражданам Кыргызской Республики. Законом Кыргызской Республики от 15 ноября 2021 года N 132 внесены изменения в вышеуказанный Закон, уравнивающие размер отчислений страховых взносов для иностранных граждан и граждан Кыргызской Республики. Однако такие изменения вступят в силу с 1 ноября 2022 года.
(подготовлен Верховным Судом РФ)<12> Заявитель указывал, что в соответствии со статьей 3 Соглашения формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государств - трудоустройства. На основании вышеуказанной статьи Соглашения трудящиеся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) в Кыргызской Республике должны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Заявитель отметил, что Законом Кыргызской Республики от 24 января 2004 года N 8 "О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию" на момент рассматриваемых событий предусматривался иной размер тарифов страховых взносов применительно к временно пребывающим иностранным гражданам по сравнению с тарифами, применимыми к гражданам Кыргызской Республики. Законом Кыргызской Республики от 15 ноября 2021 года N 132 внесены изменения в вышеуказанный Закон, уравнивающие размер отчислений страховых взносов для иностранных граждан и граждан Кыргызской Республики. Однако такие изменения вступят в силу с 1 ноября 2022 года.
Решение Верховного Суда РФ от 07.10.2003 N ГКПИ03-865
<О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии">Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их опровержение в этой части и представителями Правительства РФ. Более того, в судебном заседании они фактически не отрицали, что установленные коэффициенты страховых тарифов недостаточно экономически обоснованны и в январе 2004 года, возможно, будут пересмотрены.
<О признании частично недействующими отдельных положений Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 264 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии">Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их опровержение в этой части и представителями Правительства РФ. Более того, в судебном заседании они фактически не отрицали, что установленные коэффициенты страховых тарифов недостаточно экономически обоснованны и в январе 2004 года, возможно, будут пересмотрены.
Статья: Опоздание аптеки с подтверждением вида деятельности не ведет к повышенной ставке взносов
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Судебная коллегия по экономическим спорам, повторив позицию, изложенную в Определении ВС РФ N 309-КГ18-7926, дополнительно указала, что в соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение учитывается и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах КС РФ (см. в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Судебная коллегия по экономическим спорам, повторив позицию, изложенную в Определении ВС РФ N 309-КГ18-7926, дополнительно указала, что в соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение учитывается и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах КС РФ (см. в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Главным результатом проведенного исследования является вывод о том, что главная причина нынешнего кризиса пенсионной системы Российской Федерации заключается именно в непоследовательной тарифной политике, заключающейся в предоставлении льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам хозяйственной деятельности и целым отраслям. Вторым фактором можно назвать предусмотренную в действующем законодательстве регрессивную шкалу ставки страховых взносов. По своему значению для дальнейшего развития системы пенсионного страхования они значительно превосходят демографические изменения в российском обществе и общее старение населения, меняющийся характер труда и снижение доли наемных работников в общем количестве занятых в экономике. Поэтому для преодоления существующего кризиса в сфере пенсионного страхования следует в первую очередь ввести единую ставку страховых взносов для всех субъектов хозяйственной деятельности и отказаться от ее регрессивной шкалы. Расчеты показывают, что это позволит не только преодолеть тенденцию снижения коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка, но и ликвидировать практику субсидирования пенсионной системы за счет налогов общего характера, устранив ее мнимую бюджетозависимость.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Главным результатом проведенного исследования является вывод о том, что главная причина нынешнего кризиса пенсионной системы Российской Федерации заключается именно в непоследовательной тарифной политике, заключающейся в предоставлении льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам хозяйственной деятельности и целым отраслям. Вторым фактором можно назвать предусмотренную в действующем законодательстве регрессивную шкалу ставки страховых взносов. По своему значению для дальнейшего развития системы пенсионного страхования они значительно превосходят демографические изменения в российском обществе и общее старение населения, меняющийся характер труда и снижение доли наемных работников в общем количестве занятых в экономике. Поэтому для преодоления существующего кризиса в сфере пенсионного страхования следует в первую очередь ввести единую ставку страховых взносов для всех субъектов хозяйственной деятельности и отказаться от ее регрессивной шкалы. Расчеты показывают, что это позволит не только преодолеть тенденцию снижения коэффициента замещения пенсией утрачиваемого заработка, но и ликвидировать практику субсидирования пенсионной системы за счет налогов общего характера, устранив ее мнимую бюджетозависимость.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи содержалось положение о том, что страховые взносы едины для всех банков. Это положение исключено с 23 декабря 2014 г. Законом 2014 г. N 432-ФЗ, принятым в рамках консолидации норм законодательства РФ о банкротстве. Этим же Законом в ст. 36 комментируемого Закона внесены изменения, в результате чего предусмотрено установление советом директоров Агентства базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи содержалось положение о том, что страховые взносы едины для всех банков. Это положение исключено с 23 декабря 2014 г. Законом 2014 г. N 432-ФЗ, принятым в рамках консолидации норм законодательства РФ о банкротстве. Этим же Законом в ст. 36 комментируемого Закона внесены изменения, в результате чего предусмотрено установление советом директоров Агентства базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов.
Готовое решение: Как организовать проведение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательно сообщите в СФР сведения о проведенных обязательных предварительных медосмотрах работников, которые подлежат таким осмотрам. Это необходимо для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам. Данные выводы следуют из абз. 7 ст. 3, абз. 1, 2 п. 1 ст. 5, пп. 18 п. 2 ст. 17, абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, абз. 1 п. 5 Правил установления скидок и надбавок, п. 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н), ч. 20 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ, разд. XIII Порядка заполнения ЕФС-1.
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательно сообщите в СФР сведения о проведенных обязательных предварительных медосмотрах работников, которые подлежат таким осмотрам. Это необходимо для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам. Данные выводы следуют из абз. 7 ст. 3, абз. 1, 2 п. 1 ст. 5, пп. 18 п. 2 ст. 17, абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, абз. 1 п. 5 Правил установления скидок и надбавок, п. 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н), ч. 20 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ, разд. XIII Порядка заполнения ЕФС-1.
Статья: Размер взносов на травматизм. Когда судьи не согласятся с решением СФР?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)Поэтому, даже если Фонд определил страховой тариф, организация не лишается права направить документы, которыми подтвердит свой реальный основной вид деятельности. А сотрудники СФР, получив эти сведения, должны оценить информацию и принять решение о тарифе уже с учетом обновленных данных. Данный подход основан на позиции Судебной коллегии ВС РФ из Определения от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)Поэтому, даже если Фонд определил страховой тариф, организация не лишается права направить документы, которыми подтвердит свой реальный основной вид деятельности. А сотрудники СФР, получив эти сведения, должны оценить информацию и принять решение о тарифе уже с учетом обновленных данных. Данный подход основан на позиции Судебной коллегии ВС РФ из Определения от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Статья: Комментарий к Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2024 по делу N А40-54146/24 <Важен фактический вид деятельности страхователя, а не тот, что указан в ЕГРЮЛ>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Вместе с тем налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Это надо учитывать и при толковании законодательства об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Определения КС РФ от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О и от 22.01.2004 N 8-О). А виды деятельности из ЕГРЮЛ сами по себе, вне связи с реальными действиями компании, экономического основания не имеют.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Вместе с тем налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Это надо учитывать и при толковании законодательства об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Определения КС РФ от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О и от 22.01.2004 N 8-О). А виды деятельности из ЕГРЮЛ сами по себе, вне связи с реальными действиями компании, экономического основания не имеют.