Тарифы страховых взносов с 1 апреля
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов с 1 апреля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2024 по делу N 88-18191/2024 (УИД 64RS0018-01-2023-000669-15)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды его работы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что за период работы истца с 1 апреля 2015 г. по 30 июня 2016 г. работодателем не были уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, не свидетельствуют о необоснованности выводов судебных инстанций, поскольку судом на основании предоставленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом особых условий труда, справки, уточняющей характер работы, установлено, что в данный период истец осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды его работы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что за период работы истца с 1 апреля 2015 г. по 30 июня 2016 г. работодателем не были уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, не свидетельствуют о необоснованности выводов судебных инстанций, поскольку судом на основании предоставленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом особых условий труда, справки, уточняющей характер работы, установлено, что в данный период истец осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 425 "Тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"Таким образом, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1-го числа месяца, в котором указанные сведения о них внесены в единый реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы теории и практики стимулирования бизнеса посредством института страховых взносов
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Еще одна область, на которую направлено повышенное государственное внимание, - малый и средний бизнес, эффективное развитие которого оказывает существенное влияние на национальную экономику и все государство в целом. При этом важно констатировать богатую историю налогового стимулирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), свидетельствующую о заинтересованности государства в создании условий их эффективного развития. Однако пониженные тарифы страховых взносов для СМСП были введены с 1 апреля 2020 г. <18>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Еще одна область, на которую направлено повышенное государственное внимание, - малый и средний бизнес, эффективное развитие которого оказывает существенное влияние на национальную экономику и все государство в целом. При этом важно констатировать богатую историю налогового стимулирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), свидетельствующую о заинтересованности государства в создании условий их эффективного развития. Однако пониженные тарифы страховых взносов для СМСП были введены с 1 апреля 2020 г. <18>.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые включены в реестр МСП.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые включены в реестр МСП.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В период с 1 апреля 2020 г. до конца расчетного периода 2020 г. для страхователей, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", применяются следующие тарифы страховых взносов по ОПС.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В период с 1 апреля 2020 г. до конца расчетного периода 2020 г. для страхователей, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", применяются следующие тарифы страховых взносов по ОПС.
Решение Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N АКПИ13-3
<О признании частично недействующим со дня его вступления в силу абзаца второго подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н>Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, из содержания которого следует, что он просит признать недействующим абзац второй подпункта "н" пункта 52 Инструкции в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 г. В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит подпункту 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, и вопреки статьям 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации придало обратную силу закону, ухудшающему положение граждан. Инструкция в оспариваемой части ущемляет право заявителя на получение пенсии в полном объеме с 1 января по 30 июня 2010 г., поскольку на его лицевом счете за этот период были учтены страховые взносы в размере лишь 16% заработка, хотя тариф страховых взносов в 2010 г. составлял 20% налогооблагаемой базы.
<О признании частично недействующим со дня его вступления в силу абзаца второго подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н>Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, из содержания которого следует, что он просит признать недействующим абзац второй подпункта "н" пункта 52 Инструкции в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 г. В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит подпункту 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, и вопреки статьям 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации придало обратную силу закону, ухудшающему положение граждан. Инструкция в оспариваемой части ущемляет право заявителя на получение пенсии в полном объеме с 1 января по 30 июня 2010 г., поскольку на его лицевом счете за этот период были учтены страховые взносы в размере лишь 16% заработка, хотя тариф страховых взносов в 2010 г. составлял 20% налогооблагаемой базы.
Статья: Для ИТ-компаний могут измениться правила аккредитации
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Согласно проекту ИТ-компании, имеющие ИТ-аккредитацию по состоянию на 31 марта 2025 г. включительно, которые в 2024 г. применяли пониженные тарифы страховых взносов и/или пониженную ставку налога на прибыль для ИТ-компаний, обязаны в срок до 1 апреля 2025 г. включительно обеспечить возможность раскрытия Минцифры России следующих дополнительных сведений:
(Бабуров Э., Ткаченко Е.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 14)Согласно проекту ИТ-компании, имеющие ИТ-аккредитацию по состоянию на 31 марта 2025 г. включительно, которые в 2024 г. применяли пониженные тарифы страховых взносов и/или пониженную ставку налога на прибыль для ИТ-компаний, обязаны в срок до 1 апреля 2025 г. включительно обеспечить возможность раскрытия Минцифры России следующих дополнительных сведений:
Вопрос: О периоде применения субъектами МСП пониженных тарифов страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 08.12.2022 N 03-15-05/120508)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 22.11.2022 и в части своей компетенции по вопросу периода применения пониженных тарифов страховых взносов организацией, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 08.12.2022 N 03-15-05/120508)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО от 22.11.2022 и в части своей компетенции по вопросу периода применения пониженных тарифов страховых взносов организацией, являющейся субъектом малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), сообщает следующее.
Вопрос: Вправе ли организация, включенная в реестр МСП, применить пониженные тарифы страховых взносов, если согласно трудовому договору она производит выплату премий к юбилейным датам работников?
(Консультация эксперта, 2022)При этом применять пониженные тарифы страховых взносов в размере, установленном пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса РФ, организации вправе с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 г. А если организация исключается из реестра, то пониженные тарифы не применяются ею с 1-го числа месяца, в котором она была исключена (см., например, Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-15-05/2932).
(Консультация эксперта, 2022)При этом применять пониженные тарифы страховых взносов в размере, установленном пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса РФ, организации вправе с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 г. А если организация исключается из реестра, то пониженные тарифы не применяются ею с 1-го числа месяца, в котором она была исключена (см., например, Письмо Минфина России от 20.01.2022 N 03-15-05/2932).
Последние изменения: Пониженные тарифы страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, когда начинают применять пониженные тарифы страховых взносов организации, включенные в реестр субъектов МСП после 1 апреля 2020 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России разъяснил, когда начинают применять пониженные тарифы страховых взносов организации, включенные в реестр субъектов МСП после 1 апреля 2020 г.
Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП, если в 2025 г. он изменит основной вид экономической деятельности на вид из раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-15-05/32331)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП, если в 2025 г. он изменит основной вид экономической деятельности на вид из раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
(Письмо Минфина России от 01.04.2025 N 03-15-05/32331)Вопрос: О применении единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом МСП, если в 2025 г. он изменит основной вид экономической деятельности на вид из раздела "Обрабатывающие производства" ОКВЭД.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1. Были снижены тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование. С 2021 г. совокупный размер тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страхование от временной нетрудоспособности и по материнству, на обязательное медицинское страхование уменьшен с 30 до 15% <6> (п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1. Были снижены тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование. С 2021 г. совокупный размер тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страхование от временной нетрудоспособности и по материнству, на обязательное медицинское страхование уменьшен с 30 до 15% <6> (п. 2.1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Доказательством этого тезиса стала попытка стимулирования развития отдельных отраслей экономики, понесших ущерб в период пандемии коронавирусной инфекции. В качестве одного из источников финансирования мероприятий по поддержке экономики и предоставленных отдельным субъектам экономической деятельности льгот были выбраны внебюджетные социальные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации <2>. С 1 апреля 2020 г. организации и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр субъектов малого предпринимательства, получили возможность временно применять пониженные ставки по страховым взносам <3>. Двадцать второго апреля 2020 г. Государственная дума Российской Федерации приняла еще закон, в полном объеме освободивший соответствующие организации от уплаты страховых взносов за II квартал. Наконец, 31 июля 2020 г. был подписан Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <4>. Он внес изменения в п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации <5> (далее - НК РФ), снизив ставку страховых взносов IT-компаний, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях обязательного пенсионного страхования работников таких организаций до 6% фонда оплаты труда.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Доказательством этого тезиса стала попытка стимулирования развития отдельных отраслей экономики, понесших ущерб в период пандемии коронавирусной инфекции. В качестве одного из источников финансирования мероприятий по поддержке экономики и предоставленных отдельным субъектам экономической деятельности льгот были выбраны внебюджетные социальные фонды, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации <2>. С 1 апреля 2020 г. организации и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр субъектов малого предпринимательства, получили возможность временно применять пониженные ставки по страховым взносам <3>. Двадцать второго апреля 2020 г. Государственная дума Российской Федерации приняла еще закон, в полном объеме освободивший соответствующие организации от уплаты страховых взносов за II квартал. Наконец, 31 июля 2020 г. был подписан Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <4>. Он внес изменения в п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации <5> (далее - НК РФ), снизив ставку страховых взносов IT-компаний, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях обязательного пенсионного страхования работников таких организаций до 6% фонда оплаты труда.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Нашу критику вызывает тот факт, что практически единственным случаем реального снижения налоговых платежей на федеральном уровне стали ставки страховых взносов для субъектов МСП. Новые ставки взносов применяются с 1 апреля 2020 г. до конца расчетного периода 2020 г. и продолжат действовать в 2021 г.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)Нашу критику вызывает тот факт, что практически единственным случаем реального снижения налоговых платежей на федеральном уровне стали ставки страховых взносов для субъектов МСП. Новые ставки взносов применяются с 1 апреля 2020 г. до конца расчетного периода 2020 г. и продолжат действовать в 2021 г.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 28.12.2024 N 03-15-05/133053 <Как платить страховые взносы после утраты статуса МСП?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Таким образом, организация вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о ней внесены в единый реестр субъектов МСП, и до 1-го числа месяца, в котором она исключена из единого реестра субъектов МСП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Таким образом, организация вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о ней внесены в единый реестр субъектов МСП, и до 1-го числа месяца, в котором она исключена из единого реестра субъектов МСП.