Тарифы страховых взносов последние изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов последние изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.07.2020 N АПЛ20-151
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935, которым отказано в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>При таком толковании норм законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, возникает также неравенство между резидентами ТОСЭР, которые признаны таковыми до вступления в силу Закона N 300-ФЗ, и теми, кто стал резидентом ТОСЭР на основании вступивших в силу изменений, так как первые будут применять пониженные тарифы страховых взносов ко всем рабочим местам хозяйствующего субъекта, а последние - лишь ко вновь созданным рабочим местам.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935, которым отказано в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>При таком толковании норм законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, возникает также неравенство между резидентами ТОСЭР, которые признаны таковыми до вступления в силу Закона N 300-ФЗ, и теми, кто стал резидентом ТОСЭР на основании вступивших в силу изменений, так как первые будут применять пониженные тарифы страховых взносов ко всем рабочим местам хозяйствующего субъекта, а последние - лишь ко вновь созданным рабочим местам.
Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения""определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);
(ред. от 10.07.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения""определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)11. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает порядок и сроки уплаты страховых взносов. В прежней редакции данной части говорилось о едином сроке уплате страховых взносов: не позднее последнего рабочего дня второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом (до внесения Законом 2014 г. N 432-ФЗ изменения говорилось "в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода", до внесения Законом 2008 г. N 270-ФЗ изменения о пяти, а не о 25 днях). Положения, устанавливающие отдельные сроки уплаты страховых взносов по базовой ставке и по повышенной дополнительной ставке, введены в данную часть с 5 января 2024 г. Законом 2023 г. N 655-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ССВ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)11. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает порядок и сроки уплаты страховых взносов. В прежней редакции данной части говорилось о едином сроке уплате страховых взносов: не позднее последнего рабочего дня второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом (до внесения Законом 2014 г. N 432-ФЗ изменения говорилось "в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода", до внесения Законом 2008 г. N 270-ФЗ изменения о пяти, а не о 25 днях). Положения, устанавливающие отдельные сроки уплаты страховых взносов по базовой ставке и по повышенной дополнительной ставке, введены в данную часть с 5 января 2024 г. Законом 2023 г. N 655-ФЗ, принятым в рамках совершенствования ССВ.
Вопрос: Каков порядок пересчета страховых взносов за прошлый период 2023 г.?
(Консультация эксперта, 2025)Тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ установлены в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если гл. 34 НК РФ не предусмотрено иное (ст. 18.1, п. 1 ст. 18.2, п. 3 ст. 425 НК РФ):
(Консультация эксперта, 2025)Тарифы страховых взносов на ОПС, ОМС, на случай ВНиМ установлены в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если гл. 34 НК РФ не предусмотрено иное (ст. 18.1, п. 1 ст. 18.2, п. 3 ст. 425 НК РФ):
Вопрос: Какие будут последствия, если IT-организация была аккредитована в 2021 г. и с января 2022 г. применяла льготу по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов, но не соответствует критериям, указанным в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Льготные ставки по налогу на прибыль и пониженные ставки страховых взносов введены и регулируются положениями Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 321-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Льготные ставки по налогу на прибыль и пониженные ставки страховых взносов введены и регулируются положениями Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 321-ФЗ).
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)- комплексный подход и индивидуализация. Нельзя считать налоговую выгоду только по отдельной организации. В расчет нужно брать также показатели по холдингу в целом, так как оптимизация налогообложения в одной организации может привести к рискам и налоговым потерям в другой организации. Также нужно учитывать влияние налогов друг на друга. Например, при снижении страховых взносов и налога на имущество повышается налог на прибыль, а применение меньших ставок по страховым взносам при повышенной зарплате увеличивает перечень расходов, которые не дают право организации принять к вычету НДС.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)- комплексный подход и индивидуализация. Нельзя считать налоговую выгоду только по отдельной организации. В расчет нужно брать также показатели по холдингу в целом, так как оптимизация налогообложения в одной организации может привести к рискам и налоговым потерям в другой организации. Также нужно учитывать влияние налогов друг на друга. Например, при снижении страховых взносов и налога на имущество повышается налог на прибыль, а применение меньших ставок по страховым взносам при повышенной зарплате увеличивает перечень расходов, которые не дают право организации принять к вычету НДС.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В указанной форме были учтены в том числе последние законодательные изменения в порядке исчисления страховых взносов. Так, организациям общественного питания с 01.01.2022 предоставлено право на применение пониженных тарифов страховых взносов при соблюдении определенных условий. Чтобы они могли представить в налоговый орган корректный РСВ, были установлены код тарифа плательщика страховых взносов и коды категорий застрахованного лица.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В указанной форме были учтены в том числе последние законодательные изменения в порядке исчисления страховых взносов. Так, организациям общественного питания с 01.01.2022 предоставлено право на применение пониженных тарифов страховых взносов при соблюдении определенных условий. Чтобы они могли представить в налоговый орган корректный РСВ, были установлены код тарифа плательщика страховых взносов и коды категорий застрахованного лица.
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Примечание. При этом из судебной практики последних лет следует, что учреждения должны уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам даже при условии частичной занятости работников на работах из Списков N 1 и 2, утвержденных Постановлением КМ СССР N 10 <2>.
(Габай П.Г., Карапетян Р.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Примечание. При этом из судебной практики последних лет следует, что учреждения должны уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам даже при условии частичной занятости работников на работах из Списков N 1 и 2, утвержденных Постановлением КМ СССР N 10 <2>.
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Исходя из социально-экономических факторов можно предположить, что существующие механизмы принудительного взыскания утилизационного сбора должны быть идентичными относительно налогов и налоговых сборов. В отличие от последних, уклонение от уплаты утилизационного сбора не обеспечено уголовно-правовой охраной. Еще одним доводом в пользу такого решения служит то обстоятельство, что обязательные страховые взносы, до 2010 г. являвшиеся социальным налогом, были трансформированы во взносы, что уменьшило налоговое бремя, но не изменило расходы на обязательные платежи (налоги + страховые взносы), т.к. совокупная ставка страховых взносов составила 31%, т.е. столько же, сколько социальный налог. В уголовное законодательство коррективы внесены не были, в результате потери от неуплаты страховых взносов измерялись триллионами рублей. В 2017 г. в УК РФ установлена охрана данных отношений, и по оценкам экспертов ситуация начала меняться к лучшему. Введение утилизационного сбора было продиктовано вступлением России в ВТО, что потребовало снижения таможенных пошлин, однако ставка сбора должна была компенсировать потери государства <35>. Но, как и в случае со страховыми взносами, планируемые доходы были не соотносимы с фактическими поступлениями. По оценкам экспертов, в первые годы планировалось поступление не менее 200 млрд руб., а зачислялось порядка 80 млрд руб. <36>
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Исходя из социально-экономических факторов можно предположить, что существующие механизмы принудительного взыскания утилизационного сбора должны быть идентичными относительно налогов и налоговых сборов. В отличие от последних, уклонение от уплаты утилизационного сбора не обеспечено уголовно-правовой охраной. Еще одним доводом в пользу такого решения служит то обстоятельство, что обязательные страховые взносы, до 2010 г. являвшиеся социальным налогом, были трансформированы во взносы, что уменьшило налоговое бремя, но не изменило расходы на обязательные платежи (налоги + страховые взносы), т.к. совокупная ставка страховых взносов составила 31%, т.е. столько же, сколько социальный налог. В уголовное законодательство коррективы внесены не были, в результате потери от неуплаты страховых взносов измерялись триллионами рублей. В 2017 г. в УК РФ установлена охрана данных отношений, и по оценкам экспертов ситуация начала меняться к лучшему. Введение утилизационного сбора было продиктовано вступлением России в ВТО, что потребовало снижения таможенных пошлин, однако ставка сбора должна была компенсировать потери государства <35>. Но, как и в случае со страховыми взносами, планируемые доходы были не соотносимы с фактическими поступлениями. По оценкам экспертов, в первые годы планировалось поступление не менее 200 млрд руб., а зачислялось порядка 80 млрд руб. <36>
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)В последнем случае в расчет принимается стоимость товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора (с учетом НДС и акцизов). Страховые взносы, начисленные по дополнительным тарифам, подлежат уплате независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)В последнем случае в расчет принимается стоимость товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора (с учетом НДС и акцизов). Страховые взносы, начисленные по дополнительным тарифам, подлежат уплате независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 26.03.2025 N БС-4-11/3213@ <Когда можно применять пониженный тариф по страховым взносам 7,6%?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Имейте в виду, что выше речь о минимальном размере оплаты труда, закрепленном на начало расчетного периода. Это касается и тарифа 7,6%, и стандартного 15%-ного тарифа страховых взносов, установленного для СМСП. Напомним, что последний также применим к части ежемесячных выплат физлицу, которая превышает полуторакратный федеральный МРОТ.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)Имейте в виду, что выше речь о минимальном размере оплаты труда, закрепленном на начало расчетного периода. Это касается и тарифа 7,6%, и стандартного 15%-ного тарифа страховых взносов, установленного для СМСП. Напомним, что последний также применим к части ежемесячных выплат физлицу, которая превышает полуторакратный федеральный МРОТ.