ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОПС В 2002 ГОДУ
Подборка наиболее важных документов по запросу ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОПС В 2002 ГОДУ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 134 "Очередность удовлетворения требований кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган полагает, что задолженность общества по страховым взносам на обязательное социальное и медицинское страхование подлежит удовлетворению во вторую очередь реестра требований кредиторов. По мнению налогового органа, с 01.01.2023 все страховые взносы объединены в единый тариф страховых взносов, входящий в единый налоговый платеж, в связи с чем на все виды страховых взносов необходимо распространить аналогичное правовое регулирование и включить их во вторую очередь. Суд не поддержал позицию налогового органа и отметил, что установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований в процедуре банкротства, так как целью введения соответствующего правового регулирования является оптимизация внесения всех социальных взносов единым платежом. Таким образом, поскольку ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не допускает возможность отнесения ко второй очереди реестра требований кредиторов задолженности по уплате взносов на обязательное социальное и медицинское страхование, сохраняют актуальность разъяснения, данные в п. 14 Обзора от 20.12.2016 и в ответе на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора от 12.07.2017 N 3, в соответствии с которыми спорные платежи подлежат удовлетворению в третью очередь.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган полагает, что задолженность общества по страховым взносам на обязательное социальное и медицинское страхование подлежит удовлетворению во вторую очередь реестра требований кредиторов. По мнению налогового органа, с 01.01.2023 все страховые взносы объединены в единый тариф страховых взносов, входящий в единый налоговый платеж, в связи с чем на все виды страховых взносов необходимо распространить аналогичное правовое регулирование и включить их во вторую очередь. Суд не поддержал позицию налогового органа и отметил, что установление единых тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не является основанием для изменения установленной законом очередности удовлетворения требований в процедуре банкротства, так как целью введения соответствующего правового регулирования является оптимизация внесения всех социальных взносов единым платежом. Таким образом, поскольку ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не допускает возможность отнесения ко второй очереди реестра требований кредиторов задолженности по уплате взносов на обязательное социальное и медицинское страхование, сохраняют актуальность разъяснения, данные в п. 14 Обзора от 20.12.2016 и в ответе на вопрос 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора от 12.07.2017 N 3, в соответствии с которыми спорные платежи подлежат удовлетворению в третью очередь.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Следует ли начислять по дополнительным тарифам страховые взносы на ОПС с заработной платы работника, занятого на работах с вредными условиями труда менее 80% рабочего времени?
(Консультация эксперта, 2025)С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 301-ЭС19-11403). Конституционный Суд РФ не стал рассматривать спор по данному вопросу, указав, что вышеуказанная позиция соответствует нормам законодательства, которые не могут расцениваться как нарушающие конституционные права работодателя (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2890-О). Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ, она, по нашему мнению, может применяться по аналогии и на данный момент, когда страховые взносы регулируются НК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 301-ЭС19-11403). Конституционный Суд РФ не стал рассматривать спор по данному вопросу, указав, что вышеуказанная позиция соответствует нормам законодательства, которые не могут расцениваться как нарушающие конституционные права работодателя (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 2890-О). Несмотря на то что судебная практика сформирована по Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ, она, по нашему мнению, может применяться по аналогии и на данный момент, когда страховые взносы регулируются НК РФ.
Вопрос: Каков порядок уплаты страховых взносов адвокатами?
(Консультация эксперта, 2025)Адвокаты и адвокатские образования в случае заключения трудового договора с помощником или стажером должны с их вознаграждения исчислить и уплатить страховые взносы на ОПС, на случай ВНиМ и на ОМС по единому тарифу, а также взносы на травматизм и представить отчетность.
(Консультация эксперта, 2025)Адвокаты и адвокатские образования в случае заключения трудового договора с помощником или стажером должны с их вознаграждения исчислить и уплатить страховые взносы на ОПС, на случай ВНиМ и на ОМС по единому тарифу, а также взносы на травматизм и представить отчетность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.02.2023 N 17-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022 года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"Разделение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на солидарную и индивидуальную части осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а установленные им для соответствующих возрастных категорий застрахованных лиц пропорции, согласно пункту 2.2 данной статьи, подлежат применению также при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, самостоятельно обеспечивающими себя работой и не производящими физическим лицам выплаты, включая военных пенсионеров из их числа. Так, в отношении застрахованных лиц 1966 года рождения и старше тариф страховых взносов, составляющий 22 процента, разделяется на солидарную часть в размере 6 процентов и индивидуальную часть в размере 16 процентов. При этом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражаются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части тарифа (абзац второй подпункта 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", абзац десятый статьи 3, пункт 1 статьи 10 и пункт 2.1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абзац первый пункта 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407); уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа не учитывается.
"По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой"Разделение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на солидарную и индивидуальную части осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а установленные им для соответствующих возрастных категорий застрахованных лиц пропорции, согласно пункту 2.2 данной статьи, подлежат применению также при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, самостоятельно обеспечивающими себя работой и не производящими физическим лицам выплаты, включая военных пенсионеров из их числа. Так, в отношении застрахованных лиц 1966 года рождения и старше тариф страховых взносов, составляющий 22 процента, разделяется на солидарную часть в размере 6 процентов и индивидуальную часть в размере 16 процентов. При этом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражаются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части тарифа (абзац второй подпункта 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", абзац десятый статьи 3, пункт 1 статьи 10 и пункт 2.1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абзац первый пункта 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407); уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа не учитывается.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражаются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части тарифа <38>, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа не учитывается.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражаются только страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части тарифа <38>, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по солидарной части тарифа не учитывается.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Результат льготирования ставок страховых взносов для системы
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Результат льготирования ставок страховых взносов для системы
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)С.А. Чирков предлагает называть такой порядок подсчета страхового стажа ретроспективно-последовательным (линейным) и подчеркивает его значимость в условиях неоднократного изменения правил исчисления стажа <18>. Строго говоря, по аналогичной схеме исчисляется и размер пенсии: применимые правила синхронизируются с периодами формирования пенсионных прав. Как уже отмечалось, Закон о трудовых пенсиях (п. п. 3 и 4 ст. 30) предусматривает конвертацию приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с использованием формул, отражающих содержание соответствующих норм Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Начиная с 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал формировался непосредственно путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому приобретенные до 31 декабря 2014 г. пенсионные права реализуются через преобразование согласно правилам ч. 10 ст. 15 Закона о страховых пенсиях в индивидуальный пенсионный коэффициент, который с 1 января 2015 г. определяется исходя из уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)С.А. Чирков предлагает называть такой порядок подсчета страхового стажа ретроспективно-последовательным (линейным) и подчеркивает его значимость в условиях неоднократного изменения правил исчисления стажа <18>. Строго говоря, по аналогичной схеме исчисляется и размер пенсии: применимые правила синхронизируются с периодами формирования пенсионных прав. Как уже отмечалось, Закон о трудовых пенсиях (п. п. 3 и 4 ст. 30) предусматривает конвертацию приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с использованием формул, отражающих содержание соответствующих норм Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Начиная с 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал формировался непосредственно путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому приобретенные до 31 декабря 2014 г. пенсионные права реализуются через преобразование согласно правилам ч. 10 ст. 15 Закона о страховых пенсиях в индивидуальный пенсионный коэффициент, который с 1 января 2015 г. определяется исходя из уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа.