Тарифы страховых взносов для пострадавших
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов для пострадавших (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Закон 125-ФЗ предусматривает предоставление застрахованным лицам следующих видов обеспечения по страхованию: пособия по временной нетрудоспособности, единовременной и ежемесячных страховых выплат, а также компенсации дополнительных расходов по реабилитации пострадавшего. Размеры данных выплат определяются безотносительно к специфике профессиональной деятельности той или иной категории работников (она может быть учтена лишь при определении класса профессионального риска, исходя из которого установлены тарифы страховых взносов на этот вид социального страхования). Следовательно, медицинские работники, которые пострадали вследствие несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей либо получили профессиональное заболевание, имеют право на соответствующие выплаты на общих основаниях.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Закон 125-ФЗ предусматривает предоставление застрахованным лицам следующих видов обеспечения по страхованию: пособия по временной нетрудоспособности, единовременной и ежемесячных страховых выплат, а также компенсации дополнительных расходов по реабилитации пострадавшего. Размеры данных выплат определяются безотносительно к специфике профессиональной деятельности той или иной категории работников (она может быть учтена лишь при определении класса профессионального риска, исходя из которого установлены тарифы страховых взносов на этот вид социального страхования). Следовательно, медицинские работники, которые пострадали вследствие несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей либо получили профессиональное заболевание, имеют право на соответствующие выплаты на общих основаниях.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 5. По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 5. По мнению ИФНС, страхователь неправомерно применял пониженный тариф страховых взносов на основании подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, т.к. основной вид его деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, не позволяет отнести его к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения коронавирусной инфекции.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610
(ред. от 09.06.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, оказания ранней помощи детям и их семьям, организации сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
(ред. от 09.06.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, оказания ранней помощи детям и их семьям, организации сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Федеральный закон от 10.07.2023 N 293-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"б) сведения о видах обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"б) сведения о видах обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Вопрос: О дополнении перечня доходов, дающих право на применение IT-организацией пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходами от перевозки грузов.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-03-05/125126)Учитывая изложенное, предлагаемое дополнение перечня видов доходов, включаемых в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходами от перевозки грузов не поддерживается.
(Письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-03-05/125126)Учитывая изложенное, предлагаемое дополнение перечня видов доходов, включаемых в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходами от перевозки грузов не поддерживается.
Ситуация: Что такое ДСАГО и чем оно отличается от ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что страховые тарифы по ОСАГО и их структура применяются страховыми компаниями с учетом требований, установленных Банком России, а стоимость ДСАГО устанавливается страховыми компаниями самостоятельно (п. п. 1, 2 ст. 954 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 8 Закона N 40-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует также учитывать, что страховые тарифы по ОСАГО и их структура применяются страховыми компаниями с учетом требований, установленных Банком России, а стоимость ДСАГО устанавливается страховыми компаниями самостоятельно (п. п. 1, 2 ст. 954 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 8 Закона N 40-ФЗ).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, Приказ Минтруда от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы (например, Приказ Минтруда от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам");
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Такие меры направлены в основном на поддержку организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, заняты в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19, а также некоторых других плательщиков.
(КонсультантПлюс, 2025)Такие меры направлены в основном на поддержку организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса, заняты в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19, а также некоторых других плательщиков.
Статья: Упрощенец платил взносы по тарифу 30% вместо 15%: оставить нельзя исправить
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2023, N 11)Минфин разъяснял, что плательщик - субъект МСП не может произвольно выбирать, по какому тарифу платить страховые взносы за работников. Применение пониженного тарифа - это его обязанность, а не право <1>.
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2023, N 11)Минфин разъяснял, что плательщик - субъект МСП не может произвольно выбирать, по какому тарифу платить страховые взносы за работников. Применение пониженного тарифа - это его обязанность, а не право <1>.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Будучи составной частью финансового рынка, коммерческое страхование ответственности подвержено влиянию экономических факторов (например, инфляционных процессов), что может отрицательно сказываться на динамике страховых тарифов и доступности страховой защиты для соответствующих субъектов. Так, в США страхование ответственности врачей пережило три острых кризиса на рубеже XX - XXI вв. Пик пришелся на начало 2003 г., когда тысячи врачей различных специальностей приостановили свою практику и публично выступили против резкого увеличения страховых премий, которое вынудило многих из них либо переехать в другой штат в поисках более приемлемых условий страхования, либо вообще отказаться от дальнейшей работы по специальности. Больше других "пострадали" хирурги общей практики, травматологи, акушеры и гинекологи. Стоимость страхового полиса для хирургов варьировалась от 100 тыс. долл. в год (Чикаго) до 225 тыс. долл. (Майами, Флорида). В свою очередь, для акушеров и гинекологов стоимость полиса составляла от 140 тыс. долл. (Лас-Вегас, Невада) до 250 тыс. долл. (Майами) <1>. Рост страховых премий был не единственной проблемой. Во Флориде, Нью-Джерси, Пенсильвании, Вашингтоне и других штатах ведущие страховые компании объявили о прекращении продажи полисов страхования ответственности для врачей. Недоступность страховых полисов для врачей привела, в свою очередь, к ограничению предложения соответствующих медицинских услуг пациентам. В крупных мегаполисах закрывались отделения травматологии, неотложной медицинской помощи, в сельских районах - акушерско-гинекологические пункты, поскольку работавшие в них врачи не могли себе позволить оформить дорогостоящую страховку <2>. В качестве возможных причин резкого роста страховых премий фигурировали различные обстоятельства: особенности правовой системы США (рассмотрение гражданских исков судом присяжных и отсутствие законодательных ограничений для компенсации морального вреда); инфляционные процессы и удорожание самой медицинской помощи; неудачное размещение страховщиками аккумулированных финансовых средств и проч. <3>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Будучи составной частью финансового рынка, коммерческое страхование ответственности подвержено влиянию экономических факторов (например, инфляционных процессов), что может отрицательно сказываться на динамике страховых тарифов и доступности страховой защиты для соответствующих субъектов. Так, в США страхование ответственности врачей пережило три острых кризиса на рубеже XX - XXI вв. Пик пришелся на начало 2003 г., когда тысячи врачей различных специальностей приостановили свою практику и публично выступили против резкого увеличения страховых премий, которое вынудило многих из них либо переехать в другой штат в поисках более приемлемых условий страхования, либо вообще отказаться от дальнейшей работы по специальности. Больше других "пострадали" хирурги общей практики, травматологи, акушеры и гинекологи. Стоимость страхового полиса для хирургов варьировалась от 100 тыс. долл. в год (Чикаго) до 225 тыс. долл. (Майами, Флорида). В свою очередь, для акушеров и гинекологов стоимость полиса составляла от 140 тыс. долл. (Лас-Вегас, Невада) до 250 тыс. долл. (Майами) <1>. Рост страховых премий был не единственной проблемой. Во Флориде, Нью-Джерси, Пенсильвании, Вашингтоне и других штатах ведущие страховые компании объявили о прекращении продажи полисов страхования ответственности для врачей. Недоступность страховых полисов для врачей привела, в свою очередь, к ограничению предложения соответствующих медицинских услуг пациентам. В крупных мегаполисах закрывались отделения травматологии, неотложной медицинской помощи, в сельских районах - акушерско-гинекологические пункты, поскольку работавшие в них врачи не могли себе позволить оформить дорогостоящую страховку <2>. В качестве возможных причин резкого роста страховых премий фигурировали различные обстоятельства: особенности правовой системы США (рассмотрение гражданских исков судом присяжных и отсутствие законодательных ограничений для компенсации морального вреда); инфляционные процессы и удорожание самой медицинской помощи; неудачное размещение страховщиками аккумулированных финансовых средств и проч. <3>.
Статья: Реализация принципа пропорциональности в пенсионной системе
(Гадбин А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)<14> Пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 ФЗ от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г." в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1242.
(Гадбин А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)<14> Пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 ФЗ от 5 февраля 1997 г. "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г." в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1242.
Готовое решение: Как заполнить и сдать отчетность по форме 4 - ФСС по страховым взносам от несчастных случаев (для отчетности по период 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Необходимо заполнить столько строк, скольким организациям (ИП) вы предоставили работников. В каждой строке следует указать сведения о принимающей стороне, численность направленных работников, базу для исчисления страховых взносов и размер страхового тарифа.
(КонсультантПлюс, 2022)Необходимо заполнить столько строк, скольким организациям (ИП) вы предоставили работников. В каждой строке следует указать сведения о принимающей стороне, численность направленных работников, базу для исчисления страховых взносов и размер страхового тарифа.
Готовое решение: Как СФР рассчитывает и устанавливает надбавку и скидку к страховому тарифу по взносам от несчастных случаев
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета надбавки используются данные формы ЕФС-1 (разд. 2 с соответствующими подразделами), а также данные личных дел пострадавших и иные сведения по страховым случаям (п. п. 2.5, 2.6 Методики расчета скидок и надбавок).
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета надбавки используются данные формы ЕФС-1 (разд. 2 с соответствующими подразделами), а также данные личных дел пострадавших и иные сведения по страховым случаям (п. п. 2.5, 2.6 Методики расчета скидок и надбавок).
Статья: Основные направления налоговой политики на 2023 - 2025 годы
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по 31.12.2024);
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2022, N 12)- установление пониженных тарифов страховых взносов (7,6%) для организаций в области информационных технологий (с 2021 года) и электроники (на три года по 31.12.2024);