Тарифы страховых взносов 2015
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы страховых взносов 2015 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений при обосновании НМЦК
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2015 N Ф07-6561/2015 по делу N А05-14192/2014
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2015 N Ф07-6561/2015 по делу N А05-14192/2014
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в случае несогласия банка с установленной в отношении его повышенной дополнительной ставкой страховых взносов он в течение 15 дней с даты получения от Агентства информации, указанной в ч. 10 данной статьи, может обратиться в Банк России с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим повышенную дополнительную ставку страховых взносов (при этом была пропущена запятая, эта техническая ошибка устранена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 229-ФЗ <228>), в порядке, установленном нормативными актами Банка России;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в случае несогласия банка с установленной в отношении его повышенной дополнительной ставкой страховых взносов он в течение 15 дней с даты получения от Агентства информации, указанной в ч. 10 данной статьи, может обратиться в Банк России с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим повышенную дополнительную ставку страховых взносов (при этом была пропущена запятая, эта техническая ошибка устранена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 229-ФЗ <228>), в порядке, установленном нормативными актами Банка России;
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ. С 1 января 2013 г. для страхователей установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на определенных видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости согласно подп. 1 п. 1 и подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (списки N 1 и N 2). Данные тарифы для страхователей дифференцируются в зависимости от вида соответствующих работ с вредными и опасными условиями труда в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи (в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, работающих на подземных работах и в горячих цехах: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 и последующих годах - 9%; в пользу застрахованных лиц, работающих на работах с тяжелыми условиями труда: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 и последующих годах - 6%). Как следует из вышесказанного, законодатель установил льготные тарифы дополнительных страховых взносов на период 2013 - 2014 г. С 2015 года действуют максимальные размеры тарифов.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ. С 1 января 2013 г. для страхователей установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - страховой пенсии) в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на определенных видах работ, дающих право на досрочную пенсию по старости согласно подп. 1 п. 1 и подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (списки N 1 и N 2). Данные тарифы для страхователей дифференцируются в зависимости от вида соответствующих работ с вредными и опасными условиями труда в соответствии с ч. 1 и 2 комментируемой статьи (в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, работающих на подземных работах и в горячих цехах: в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, в 2015 и последующих годах - 9%; в пользу застрахованных лиц, работающих на работах с тяжелыми условиями труда: в 2013 г. - 2%, в 2014 г. - 4%, в 2015 и последующих годах - 6%). Как следует из вышесказанного, законодатель установил льготные тарифы дополнительных страховых взносов на период 2013 - 2014 г. С 2015 года действуют максимальные размеры тарифов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"4.1. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
(ред. от 13.12.2024)
"Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"4.1. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии), за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи:
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - страховой пенсии), за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи:
Вопрос: О применении резидентами ТОР и СПВ пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 03-00-05/21920)Согласно п. 4.2 ст. 5 НК РФ положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков-резидентов в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с федеральными законами от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются.
(Письмо Минфина России от 12.03.2024 N 03-00-05/21920)Согласно п. 4.2 ст. 5 НК РФ положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков-резидентов в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с федеральными законами от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" и от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации начисление и выплату материальной помощи работнику к отпуску, сумма которой не зависит от его заработной платы?..
(Консультация эксперта, 2025)<3> Приведенная в таблице сумма страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ рассчитана исходя из единого тарифа страховых взносов, установленного пп. 1 п. 3 ст. 425 НК РФ в размере 30%.
(Консультация эксперта, 2025)<3> Приведенная в таблице сумма страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ рассчитана исходя из единого тарифа страховых взносов, установленного пп. 1 п. 3 ст. 425 НК РФ в размере 30%.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право на применение тарифа страховых взносов в размере 1,8% плательщик страховых взносов подтверждал Расчетом за расчетные периоды 2016 г. В расчете формы 4 - ФСС за расчетные периоды 2016 г. в таблице 3.1 "Сведения об иностранных граждан и лицах без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации" АРТЕЛЬ "ГОРНЯК" отражала фамилию и имя иностранного гражданина и его гражданство, а в таблице 3 Расчета "Расчет базы для начисления страховых взносов" (код строки 8) указывала сумму выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, которая составила, по данным плательщика страховых взносов, за 2016 г. 167 325,01 руб. К базе для начисления страховых взносов в размере 167 325,01 руб. плательщик страховых взносов применил тариф страховых взносов 1,8%. При проверке документов, определяющих статус иностранного гражданина, установлено, что Гюнтер Алексей 25.05.2015 получил вид на жительство со сроком действия до 25.05.2020. В соответствии с Законом об иностранцах лицах, получившие вид на жительство относятся к категории иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Право на применение тарифа страховых взносов в размере 1,8% плательщик страховых взносов подтверждал Расчетом за расчетные периоды 2016 г. В расчете формы 4 - ФСС за расчетные периоды 2016 г. в таблице 3.1 "Сведения об иностранных граждан и лицах без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации" АРТЕЛЬ "ГОРНЯК" отражала фамилию и имя иностранного гражданина и его гражданство, а в таблице 3 Расчета "Расчет базы для начисления страховых взносов" (код строки 8) указывала сумму выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, которая составила, по данным плательщика страховых взносов, за 2016 г. 167 325,01 руб. К базе для начисления страховых взносов в размере 167 325,01 руб. плательщик страховых взносов применил тариф страховых взносов 1,8%. При проверке документов, определяющих статус иностранного гражданина, установлено, что Гюнтер Алексей 25.05.2015 получил вид на жительство со сроком действия до 25.05.2020. В соответствии с Законом об иностранцах лицах, получившие вид на жительство относятся к категории иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Статья: Особенности правового регулирования пониженного тарифа страховых взносов для участников специальных инвестиционных контрактов
(Исаев А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Вместе с тем их разграничение довольно очевидно при анализе положений данного Закона и изучении динамики внесения в него изменений. До принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ <5>, вводящего в действие обновленную версию преференциального режима, заключение СПИК регулировалось именно ст. 16 Закона о промышленной политике и порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" <6>. Заключаемые в соответствии с этим "старым" порядком контракты и получили название СПИК 1.0. Таким образом, возможность применения единого пониженного тарифа страховых взносов ограничена исключительно инвесторами, заключившими СПИК 1.0, и использование льготы при реализации инвестиционных проектов, направленных на внедрение и (или) разработку современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции в рамках СПИК 2.0, является недопустимым.
(Исаев А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 7)Вместе с тем их разграничение довольно очевидно при анализе положений данного Закона и изучении динамики внесения в него изменений. До принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ <5>, вводящего в действие обновленную версию преференциального режима, заключение СПИК регулировалось именно ст. 16 Закона о промышленной политике и порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" <6>. Заключаемые в соответствии с этим "старым" порядком контракты и получили название СПИК 1.0. Таким образом, возможность применения единого пониженного тарифа страховых взносов ограничена исключительно инвесторами, заключившими СПИК 1.0, и использование льготы при реализации инвестиционных проектов, направленных на внедрение и (или) разработку современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции в рамках СПИК 2.0, является недопустимым.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 08.08.2024 N 294-ФЗ "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)- для организаций и ИП, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток (далее - резидент свободного порта Владивосток").
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 17)- для организаций и ИП, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток (далее - резидент свободного порта Владивосток").
Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с изменениями в регулировании системы страхования вкладов в банках.
(Письмо Банка России от 22.03.2024 N 03-23-1/2404)<11> В соответствии с Указанием Банка России от 17.09.2015 N 3801-У "О признании финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов".
(Письмо Банка России от 22.03.2024 N 03-23-1/2404)<11> В соответствии с Указанием Банка России от 17.09.2015 N 3801-У "О признании финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов".
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Наибольшее количество рассмотренных судами споров связано с установлением возможности включения доходов от определенной деятельности в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов. До 2017 г. имело место разрешение судами споров в пользу плательщиков взносов, являющихся лицензиатами ПО (дела N А76-1211/2016 <28>, А50-25116/2015 <29>, А76-4647/2016 <30>). Затем состоялся поворот судебной практики: доход от реализации третьим лицам прав, полученных плательщиком сборов по лицензионным договорам, перестал признаваться подлежащим включению в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов (дела N А50-7678/2016 <31>, А50-22827/2016 <32>, А50-1441/2018 <33>, А71-6886/2020 <34>). В приведенных спорах плательщики взносов осуществляли деятельность по предоставлению третьим лицам прав на ПО, разработчиками которых сами плательщики взносов не являлись. При этом осуществляемую ими деятельность в отношении ПО плательщики-лицензиаты относили к деятельности по модификации ПО. После включения норм о страховых взносах в НК РФ суды перестали соглашаться с данной позицией.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Наибольшее количество рассмотренных судами споров связано с установлением возможности включения доходов от определенной деятельности в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов. До 2017 г. имело место разрешение судами споров в пользу плательщиков взносов, являющихся лицензиатами ПО (дела N А76-1211/2016 <28>, А50-25116/2015 <29>, А76-4647/2016 <30>). Затем состоялся поворот судебной практики: доход от реализации третьим лицам прав, полученных плательщиком сборов по лицензионным договорам, перестал признаваться подлежащим включению в состав доходов, дающих право на применение пониженного тарифа страховых взносов (дела N А50-7678/2016 <31>, А50-22827/2016 <32>, А50-1441/2018 <33>, А71-6886/2020 <34>). В приведенных спорах плательщики взносов осуществляли деятельность по предоставлению третьим лицам прав на ПО, разработчиками которых сами плательщики взносов не являлись. При этом осуществляемую ими деятельность в отношении ПО плательщики-лицензиаты относили к деятельности по модификации ПО. После включения норм о страховых взносах в НК РФ суды перестали соглашаться с данной позицией.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Работник, занимающий должность на работах с вредными и опасными условиями труда, считается занятым на указанных работах и в период простоя. Поэтому на выплаты за время простоя начисляют страховые взносы по дополнительным тарифам, независимо от присутствия или отсутствия работника на рабочем месте в данный период (письмо Минтруда России от 20.01.2015 N 17-3/В-14).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Работник, занимающий должность на работах с вредными и опасными условиями труда, считается занятым на указанных работах и в период простоя. Поэтому на выплаты за время простоя начисляют страховые взносы по дополнительным тарифам, независимо от присутствия или отсутствия работника на рабочем месте в данный период (письмо Минтруда России от 20.01.2015 N 17-3/В-14).
Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов резидентом СПВ, осуществляющим автомобильные перевозки грузов, в том числе за пределами СПВ.
(Письмо Минфина России от 22.04.2024 N 03-15-06/37837)Департамент налоговой политики рассмотрел обращения ООО (от 29.03.2024 и от 03.04.2024) по вопросам применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, налоговой льготы по земельному налогу, установленной подпунктом 5 пункта 3.2 статьи 3 Решения Районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 17.11.2005 N 7 "Об установлении земельного налога", и пониженных тарифов страховых взносов резидентом свободного порта Владивосток (далее - СПВ), осуществляющим автомобильные перевозки грузов, в том числе за пределами территории СПВ, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 22.04.2024 N 03-15-06/37837)Департамент налоговой политики рассмотрел обращения ООО (от 29.03.2024 и от 03.04.2024) по вопросам применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, налоговой льготы по земельному налогу, установленной подпунктом 5 пункта 3.2 статьи 3 Решения Районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 17.11.2005 N 7 "Об установлении земельного налога", и пониженных тарифов страховых взносов резидентом свободного порта Владивосток (далее - СПВ), осуществляющим автомобильные перевозки грузов, в том числе за пределами территории СПВ, и сообщает следующее.