Тарифы на тепловую энергию НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Тарифы на тепловую энергию НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О теплоснабжении""Из смысла и содержания положений пункта 23 статьи 2, части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ и пункта 15 Основ ценообразования следует, что тарифы в сфере теплоснабжения регулируются государством, представляют систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Срок действия тарифов не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации и они (тарифы в сфере теплоснабжения) устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря."
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2024 N 01АП-3332/2024 по делу N А11-7303/2022
Требование: Об обязании исполнить обязательство и взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.По приведенной причине тариф на горячую воду для МУП "Возрождение" установлен на 2022 год постановлением Департамента от 16.12.2021 N 47/383 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду" только в виде компонента на тепловую энергию: с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 2539,80 руб./Гкал (НДС не облагается), с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 2676,88 руб./Гкал (НДС не облагается). Размер компонента на холодную воду не определялся.
Требование: Об обязании исполнить обязательство и взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.По приведенной причине тариф на горячую воду для МУП "Возрождение" установлен на 2022 год постановлением Департамента от 16.12.2021 N 47/383 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду" только в виде компонента на тепловую энергию: с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 2539,80 руб./Гкал (НДС не облагается), с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 2676,88 руб./Гкал (НДС не облагается). Размер компонента на холодную воду не определялся.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрациейИз письма Региональной энергетической комиссии Пермского края от 30.12.2008 N СЭД-46-03-04-75 следует, что при формировании тарифов на тепловую энергию Пермской ГРЭС - филиала общества "ОГК-1" на 2008 - 2009 годы РЭК учтены расходы на аренду газопровода общества "Пермгазтехнология" на основании договора аренды от 27.12.2007 в размере 240 000 000 руб. 00 коп. (без налога на добавленную стоимость) в год. Региональная энергетическая комиссия Пермского края указывает также, что заключение договора аренды газопровода между обществом "Пермгазтехнология" и обществом "ОГК-1" привело к увеличению тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей в 2008 году на 8 руб./Гкал и составило 354,17 руб./Гкал, в 2009 году - на 8,33 руб./Гкал и составило 406,17 руб./Гкал. В результате такого увеличения затраты конечных потребителей тепловой энергии при плановом объеме транспортировки газа от общества "Пермгазтехнология" и общества "ОГК-1" увеличены на 218 164 100 руб. 00 коп. в 2008 году и составят до 219 026 400 руб. 00 коп. в 2009 году.
Вопрос: Об НДС при реализации ресурсоснабжающей организацией, применяющей УСН, коммунальных ресурсов по регулируемой цене (тарифу).
(Письмо Минфина России от 01.07.2025 N 03-07-11/63793)В связи с изменениями ст. 164 Налогового кодекса РФ, утвержденными Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", с 01.01.2025 ООО, работая по упрощенной системе налогообложения, стало плательщиком НДС в размере 5%.
(Письмо Минфина России от 01.07.2025 N 03-07-11/63793)В связи с изменениями ст. 164 Налогового кодекса РФ, утвержденными Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", с 01.01.2025 ООО, работая по упрощенной системе налогообложения, стало плательщиком НДС в размере 5%.
Нормативные акты
<Письмо> МНС РФ от 23.07.2003 N НА-6-14/813
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02, от 03.06.2003 N 2333/03, от 01.04.2003 N 9194/02)При этом суды руководствовались Законом Российской Федерации от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".
"О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
(вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 N 12355/02, от 03.06.2003 N 2333/03, от 01.04.2003 N 9194/02)При этом суды руководствовались Законом Российской Федерации от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию".
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость;
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с освобождением регулируемой организации от уплаты налога на добавленную стоимость или возложением на нее обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость;
Вопрос: Об НДС при реализации коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23347)Вопросы, касающиеся порядка формирования тарифов на коммунальные услуги, в том числе тепловую энергию, нормами Кодекса не регулируются.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23347)Вопросы, касающиеся порядка формирования тарифов на коммунальные услуги, в том числе тепловую энергию, нормами Кодекса не регулируются.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Данные ФАС России отличаются от данных Росстата и зависят от категории потребителей и вида деятельности РСО. Так, для организаций, осуществляющих одновременно производство и транспортировку коммунальных ресурсов, средневзвешенный тариф на отопление для населения (с НДС) за 2023 год в целом по Российской Федерации составил 2 819 рублей за 1 Гкал, на водоснабжение (питьевая вода) - 41,2 рубля за 1 куб. м, на водоотведение - 35,5 рубля за 1 куб. м.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Данные ФАС России отличаются от данных Росстата и зависят от категории потребителей и вида деятельности РСО. Так, для организаций, осуществляющих одновременно производство и транспортировку коммунальных ресурсов, средневзвешенный тариф на отопление для населения (с НДС) за 2023 год в целом по Российской Федерации составил 2 819 рублей за 1 Гкал, на водоснабжение (питьевая вода) - 41,2 рубля за 1 куб. м, на водоотведение - 35,5 рубля за 1 куб. м.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при получении теплоснабжающей организацией субсидии из бюджета субъекта РФ на финансирование погашения задолженности за природный газ.
(Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654)Суммы недополученных доходов определяются по результатам независимой экспертизы и представляют собой величину выпадающих доходов в связи с применением ООО установленных тарифов (предельного уровня цены) на тепловую энергию.
(Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654)Суммы недополученных доходов определяются по результатам независимой экспертизы и представляют собой величину выпадающих доходов в связи с применением ООО установленных тарифов (предельного уровня цены) на тепловую энергию.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 01.07.2025 N 03-07-11/63793 <НДС при реализации на УСН коммунальных ресурсов по регулируемой цене>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)При этом при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы). Так устанавливает ч. 6 ст. 168 Налогового кодекса.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)При этом при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы). Так устанавливает ч. 6 ст. 168 Налогового кодекса.
Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19656)Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19656)Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
Вопрос: Об НДС при получении субсидий на возмещение затрат на приобретение товаров (работ, услуг), а также недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 03-07-11/23279)Между организацией и министерством строительства и модернизации ЖКХ Республики было подписано соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 03-07-11/23279)Между организацией и министерством строительства и модернизации ЖКХ Республики было подписано соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, водоснабжение, водоотведение.
Вопрос: Об НДС при оказании организацией, применяющей УСН, услуг тепловодоснабжения по регулируемым государством тарифам на основании договоров аренды и концессионных соглашений.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-07-11/65127)Исходя из вышеизложенного ООО в целом по организации для уплаты НДС должно руководствоваться положениями п. 8 ст. 164 НК РФ, что не противоречит положениям ст. 174.1 НК РФ. Дополнительно стоит отметить, что организацией в конце 2024 г. заключены контракты на 2025 г. с бюджетными и прочими юридическими лицами на оказание услуг тепловодоснабжения с учетом применения ставки НДС 5%. Кроме того, тарифы на регулируемые виды деятельности установлены службой по тарифам области с учетом применения организацией ставки НДС 5% (с учетом доказанных доходов за предыдущий налоговый период, не превышающих 250 млн руб.). Соответственно, по установленным тарифам произведены начисления и осуществлена оплата потребителями (по ставке НДС 5%). Согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, следовательно, пересмотр тарифов за прошедший и оплаченный потребителями период невозможен.
(Письмо Минфина России от 04.07.2025 N 03-07-11/65127)Исходя из вышеизложенного ООО в целом по организации для уплаты НДС должно руководствоваться положениями п. 8 ст. 164 НК РФ, что не противоречит положениям ст. 174.1 НК РФ. Дополнительно стоит отметить, что организацией в конце 2024 г. заключены контракты на 2025 г. с бюджетными и прочими юридическими лицами на оказание услуг тепловодоснабжения с учетом применения ставки НДС 5%. Кроме того, тарифы на регулируемые виды деятельности установлены службой по тарифам области с учетом применения организацией ставки НДС 5% (с учетом доказанных доходов за предыдущий налоговый период, не превышающих 250 млн руб.). Соответственно, по установленным тарифам произведены начисления и осуществлена оплата потребителями (по ставке НДС 5%). Согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, следовательно, пересмотр тарифов за прошедший и оплаченный потребителями период невозможен.