Связанные стороны нк
Подборка наиболее важных документов по запросу Связанные стороны нк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 181 "Подакцизные товары" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу акциз, придя к выводу о сознательном искажении обществом сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения путем сокрытия факта производства и реализации подакцизных товаров - прямогонного бензина и среднего дистиллята. Суд признал доначисление акциза обоснованным. Налогоплательщик производил нефтепродукты с использованием нефтеперегонной установки, настроенной для производства только трех нефтепродуктов: прямогонного бензина, дизельного топлива, мазута. Исходя из физико-химических характеристик производимая продукция являлась прямогонным бензином и дизельным топливом, при этом согласно документам общество осуществляло реализацию бензина стабильного газового (БСГ) и топлива для судовых силовых энергетических установок (СТ). Вместе с тем суд установил, что паспорта качества на производимую продукцию не оформлялись, реализация подакцизных товаров, именуемых в документах как БСГ, СТ, формально производилась через цепочку взаимосвязанных лиц, при этом продукция направлялась обществом напрямую потребителям топлива по цене, соответствующей подакцизным товарам, используемое потребителями при эксплуатации техники топливо по своему качеству (показателям плотности и фракционному составу) соответствовало товару, признаваемому в целях налогообложения в соответствии со ст. 181 НК РФ подакцизным товаром. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что общество должно было исчислить и уплатить в бюджет акциз с произведенного и реализованного прямогонного бензина и среднего дистиллята.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу акциз, придя к выводу о сознательном искажении обществом сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения путем сокрытия факта производства и реализации подакцизных товаров - прямогонного бензина и среднего дистиллята. Суд признал доначисление акциза обоснованным. Налогоплательщик производил нефтепродукты с использованием нефтеперегонной установки, настроенной для производства только трех нефтепродуктов: прямогонного бензина, дизельного топлива, мазута. Исходя из физико-химических характеристик производимая продукция являлась прямогонным бензином и дизельным топливом, при этом согласно документам общество осуществляло реализацию бензина стабильного газового (БСГ) и топлива для судовых силовых энергетических установок (СТ). Вместе с тем суд установил, что паспорта качества на производимую продукцию не оформлялись, реализация подакцизных товаров, именуемых в документах как БСГ, СТ, формально производилась через цепочку взаимосвязанных лиц, при этом продукция направлялась обществом напрямую потребителям топлива по цене, соответствующей подакцизным товарам, используемое потребителями при эксплуатации техники топливо по своему качеству (показателям плотности и фракционному составу) соответствовало товару, признаваемому в целях налогообложения в соответствии со ст. 181 НК РФ подакцизным товаром. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что общество должно было исчислить и уплатить в бюджет акциз с произведенного и реализованного прямогонного бензина и среднего дистиллята.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об индивидуализации налоговой обязанности в сделках между взаимозависимыми лицами
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)- институт трансфертного ценообразования и налоговой реконструкции по сделкам между взаимосвязанными лицами (разд. V.1 Налогового кодекса РФ);
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)- институт трансфертного ценообразования и налоговой реконструкции по сделкам между взаимосвязанными лицами (разд. V.1 Налогового кодекса РФ);
Статья: Правосубъектность отдельных правовых образований
(Османова Д.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)На национальном уровне подобная необходимость также объясняется тем, что аналогичные предпринимательским группам объединения встречаются в иных отраслях законодательства и права: банковская группа в законодательстве о банковской деятельности (ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <11>); взаимосвязанные лица в налоговом законодательстве (ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации <12>), аффилированные лица в корпоративном праве и антимонопольном законодательстве (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <13>). Тем самым признак коллективности формирует необходимость выявления подобных правосубъектных образований в разных областях права.
(Османова Д.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)На национальном уровне подобная необходимость также объясняется тем, что аналогичные предпринимательским группам объединения встречаются в иных отраслях законодательства и права: банковская группа в законодательстве о банковской деятельности (ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <11>); взаимосвязанные лица в налоговом законодательстве (ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации <12>), аффилированные лица в корпоративном праве и антимонопольном законодательстве (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <13>). Тем самым признак коллективности формирует необходимость выявления подобных правосубъектных образований в разных областях права.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@
"Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года"В ходе проведенного осмотра в "кабинетах" (полностью изолированное при помощи перегородок рабочее место внутри того же единого офисного пространства) обнаружены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также взаимосвязанных с ним лиц, имеющие значение для проведения выездной налоговой проверки.
"Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года"В ходе проведенного осмотра в "кабинетах" (полностью изолированное при помощи перегородок рабочее место внутри того же единого офисного пространства) обнаружены документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также взаимосвязанных с ним лиц, имеющие значение для проведения выездной налоговой проверки.
Постановление Правительства РФ от 20.07.1998 N 851
(ред. от 17.12.1999)
"Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации"45. Будут ужесточены пруденциальные нормы, особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков. Требование о предоставлении отчетности на консолидированной основе начиная с 1 января 1999 г. будет распространено на небанковские финансовые учреждения. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации предпримут все усилия для того, чтобы до 1 января 1999 г. были приняты поправки к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающие распространение требования о предоставлении отчетности на консолидированной основе на небанковские дочерние компании коммерческих банков, что даст достаточно времени для представления такой отчетности с 1 июля 1999 г. До 30 сентября 1998 г. будут ужесточены пруденциальные нормативы валютных рисков по забалансовым счетам банков путем введения лимитов на риски на одно лицо и на риски связанных лиц, опционы на продажу валюты не будут в дальнейшем считаться достаточными для покрытия рисков по балансовым счетам.
(ред. от 17.12.1999)
"Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации"45. Будут ужесточены пруденциальные нормы, особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков. Требование о предоставлении отчетности на консолидированной основе начиная с 1 января 1999 г. будет распространено на небанковские финансовые учреждения. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации предпримут все усилия для того, чтобы до 1 января 1999 г. были приняты поправки к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающие распространение требования о предоставлении отчетности на консолидированной основе на небанковские дочерние компании коммерческих банков, что даст достаточно времени для представления такой отчетности с 1 июля 1999 г. До 30 сентября 1998 г. будут ужесточены пруденциальные нормативы валютных рисков по забалансовым счетам банков путем введения лимитов на риски на одно лицо и на риски связанных лиц, опционы на продажу валюты не будут в дальнейшем считаться достаточными для покрытия рисков по балансовым счетам.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<198> Следует также учитывать, что для исчисления налога на прибыль в отношении дивидендов установлены особые правила, закрепленные в ст. 275 НК РФ. Их существо, в частности, сводится к тому, что в ряде случаев они позволяют избежать каскадного эффекта при последовательной выплате дивидендов, когда прибыль последующей компании, выплачивающей дивиденды, формируется за счет других дивидендов, ранее полученных от компании, стоящей на уровень ниже в соответствующей цепочке взаимосвязанных юридических лиц.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<198> Следует также учитывать, что для исчисления налога на прибыль в отношении дивидендов установлены особые правила, закрепленные в ст. 275 НК РФ. Их существо, в частности, сводится к тому, что в ряде случаев они позволяют избежать каскадного эффекта при последовательной выплате дивидендов, когда прибыль последующей компании, выплачивающей дивиденды, формируется за счет других дивидендов, ранее полученных от компании, стоящей на уровень ниже в соответствующей цепочке взаимосвязанных юридических лиц.
Вопрос: Как формируется премиальный фонд в организации?
(Консультация эксперта, 2025)АО с преобладающим государственным участием, получающие различные виды государственной поддержки, должны дополнительно раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о выплате вознаграждений (в частности, премий, бонусов, опционов на акции и иных стимулирующих выплат), выплачиваемых за счет средств специального назначения или целевых поступлений, по каждой категории основного управленческого персонала (п. п. 11, 12 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н, п. 5 Информационного сообщения Минфина России).
(Консультация эксперта, 2025)АО с преобладающим государственным участием, получающие различные виды государственной поддержки, должны дополнительно раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о выплате вознаграждений (в частности, премий, бонусов, опционов на акции и иных стимулирующих выплат), выплачиваемых за счет средств специального назначения или целевых поступлений, по каждой категории основного управленческого персонала (п. п. 11, 12 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н, п. 5 Информационного сообщения Минфина России).
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности налогового статуса группы компаний заключаются в возможности признания их взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ), что приводит к контролю налоговыми органами цены совершаемых между взаимозависимыми лицами сделок (трансфертного ценообразования) для целей исчисления налогов исходя из рыночной стоимости продукции, работ, услуг (гл. 14.1 НК РФ); признания участников группы компаний консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 25.2 НК РФ), что позволяет осуществлять исчисление и уплату налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности компаний группы (гл. 3.1 НК РФ), а также возлагать обязанность уплаты налога на прибыль организаций на ответственного участника группы (п. 1 ст. 246 НК РФ).
Статья: Осмотр и выемка у третьих лиц. Когда это возможно?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Налоговый кодекс не запрещает осмотр у третьих лиц
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Налоговый кодекс не запрещает осмотр у третьих лиц
Статья: О юридической природе согласия в рамках взаимосогласительных процедур при проведении налогового мониторинга
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При рассмотрении согласия как правового состояния, означающего совпадение воли совершающего сделку лица и лица, ее одобряющего, Л.А. Чеговадзе отмечает, что статическое понятие согласия характеризуется единством воли юридически связанных лиц, а динамическое согласие характеризуется порядком совершения, что выражается в последовательном накоплении системы фактических обстоятельств, приобретающих определенное правовое значение <9>. Представляется особо важной такая характеристика, как единство воли лиц, особенно с учетом того, что в ст. 105.31 НК РФ содержится указание не просто на согласие, а на взаимное согласие. Данное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о намерении законодателя через слово "взаимный" <10> особо подчеркнуть важность и необходимость совпадения воли сторон для закрепления результатов процедуры.
(Гюльбасаров Э.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)При рассмотрении согласия как правового состояния, означающего совпадение воли совершающего сделку лица и лица, ее одобряющего, Л.А. Чеговадзе отмечает, что статическое понятие согласия характеризуется единством воли юридически связанных лиц, а динамическое согласие характеризуется порядком совершения, что выражается в последовательном накоплении системы фактических обстоятельств, приобретающих определенное правовое значение <9>. Представляется особо важной такая характеристика, как единство воли лиц, особенно с учетом того, что в ст. 105.31 НК РФ содержится указание не просто на согласие, а на взаимное согласие. Данное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о намерении законодателя через слово "взаимный" <10> особо подчеркнуть важность и необходимость совпадения воли сторон для закрепления результатов процедуры.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно п. 10 МСФО (IAS) 24 при рассмотрении каждого случая отношений, которые могут оказаться отношениями со связанными сторонами, необходимо принимать во внимание сущность таких отношений, а не только их юридическую форму.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Согласно п. 10 МСФО (IAS) 24 при рассмотрении каждого случая отношений, которые могут оказаться отношениями со связанными сторонами, необходимо принимать во внимание сущность таких отношений, а не только их юридическую форму.
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. N 8654/11 по делу N А27-7455/2010 <2> судом учтена позиция ОЭСР, изложенная в комментариях к Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения, что свидетельствует о применении в спорных моментах позиций ОЭСР. Интерес вызывает установление критериев и обстоятельств, по которым суд вправе признать лиц взаимозависимыми для целей налогообложения по иным основаниям, не предусмотренным налоговым законодательством. Верховным Судом Российской Федерации в 2017 г. подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а именно разд. V.1 и ст. 269 (далее - Обзор) <3>. При рассмотрении данных споров рекомендовано учитывать, что, кроме формально-юридических признаков, которые изложены в ст. 105.1 Кодекса, суд вправе признать лиц взаимосвязанными, если установит, что фактические отношения между взаимосвязанными лицами имеют признаки взаимосвязанности, изложенные в п. 1 ст. 105.1 Кодекса, в частности возможность оказывать влияние. Данная позиция предоставляет право судам ее расширенно трактовать, что может вызвать нарушение баланса публичных и частных интересов. В Обзоре не представлен исчерпывающий перечень иных критериев определения признаков взаимосвязанности, которые не предусмотрены Кодексом. Таким образом, Обзор интересен для понимания общей концепции определения обстоятельств, при которых суд может признать лиц взаимосвязанными по критериям, отличающимся от тех, которые нашли свое отражение в налоговом законодательстве.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. N 8654/11 по делу N А27-7455/2010 <2> судом учтена позиция ОЭСР, изложенная в комментариях к Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения, что свидетельствует о применении в спорных моментах позиций ОЭСР. Интерес вызывает установление критериев и обстоятельств, по которым суд вправе признать лиц взаимозависимыми для целей налогообложения по иным основаниям, не предусмотренным налоговым законодательством. Верховным Судом Российской Федерации в 2017 г. подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а именно разд. V.1 и ст. 269 (далее - Обзор) <3>. При рассмотрении данных споров рекомендовано учитывать, что, кроме формально-юридических признаков, которые изложены в ст. 105.1 Кодекса, суд вправе признать лиц взаимосвязанными, если установит, что фактические отношения между взаимосвязанными лицами имеют признаки взаимосвязанности, изложенные в п. 1 ст. 105.1 Кодекса, в частности возможность оказывать влияние. Данная позиция предоставляет право судам ее расширенно трактовать, что может вызвать нарушение баланса публичных и частных интересов. В Обзоре не представлен исчерпывающий перечень иных критериев определения признаков взаимосвязанности, которые не предусмотрены Кодексом. Таким образом, Обзор интересен для понимания общей концепции определения обстоятельств, при которых суд может признать лиц взаимосвязанными по критериям, отличающимся от тех, которые нашли свое отражение в налоговом законодательстве.
Статья: Исследование современного состояния раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
(Куликова Л.И., Мухаметзянов Р.З.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)ПАО "НК "Лукойл" <10> и ПАО "РуссНефть" <11> ввиду большого количества связанных сторон информацию по видам хозяйственных операций раскрывают суммарно в разрезе каждой группы связанных сторон.
(Куликова Л.И., Мухаметзянов Р.З.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)ПАО "НК "Лукойл" <10> и ПАО "РуссНефть" <11> ввиду большого количества связанных сторон информацию по видам хозяйственных операций раскрывают суммарно в разрезе каждой группы связанных сторон.
Статья: Использование документации по трансфертному ценообразованию в спорах с таможенными органами
(Ким А., Халикова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Если компания осуществляет импорт товаров на территорию ЕАЭС, она должна поддерживать свою рентабельность не только выше минимального рыночного уровня (чтобы избежать налоговых доначислений), но и ниже максимально допустимых значений (чтобы не вызвать подозрений таможни в занижении стоимости ввозимых товаров). Двойственность требований со стороны контролирующих органов создает сложную задачу балансирования между двумя видами рисков. Рассмотрим, как документация по трансфертному ценообразованию (ТЦО), используемая для целей налогового контроля, становится ключевым инструментом в таможенных спорах для доказывания рыночного уровня цен и отсутствия манипуляций в сделках между взаимосвязанными лицами.
(Ким А., Халикова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Если компания осуществляет импорт товаров на территорию ЕАЭС, она должна поддерживать свою рентабельность не только выше минимального рыночного уровня (чтобы избежать налоговых доначислений), но и ниже максимально допустимых значений (чтобы не вызвать подозрений таможни в занижении стоимости ввозимых товаров). Двойственность требований со стороны контролирующих органов создает сложную задачу балансирования между двумя видами рисков. Рассмотрим, как документация по трансфертному ценообразованию (ТЦО), используемая для целей налогового контроля, становится ключевым инструментом в таможенных спорах для доказывания рыночного уровня цен и отсутствия манипуляций в сделках между взаимосвязанными лицами.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 11.03.2025 N 03-04-06/23980 <Об НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 13)2) приобретение товаров, работ, услуг, цифровых финансовых активов или прав по гражданско-правовому договору у взаимосвязанных лиц;
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 13)2) приобретение товаров, работ, услуг, цифровых финансовых активов или прав по гражданско-правовому договору у взаимосвязанных лиц;