Свод правил здания судов общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Свод правил здания судов общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 26.06.2025 N 1828-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новосельцева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 32 и 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 12 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", частью первой статьи 11 и частью первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, пунктом 5 части 2 статьи 311, пунктом 7 части 2 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.В. Новосельцев, отбывающий наказание в виде пожизненного лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 3), 21 (часть 2), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьи 32 "Основные требования обеспечения изоляции" и 33 "Раздельное размещение в камерах" Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статью 12 "Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы" Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", часть первую статьи 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" и часть первую статьи 195 "Законность и обоснованность решения суда" ГПК Российской Федерации, часть 1 статьи 15 "Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел", пункт 5 части 2 статьи 311 "Судебный акт суда апелляционной инстанции", пункт 7 части 2 статьи 330 "Кассационное определение" КАС Российской Федерации, а также пункт 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154, Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 111/ГС, и пункт 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп. По мнению заявителя, данные положения позволяют содержать лицо, заключенное под стражу, в металлической клетке в зале судебного заседания во время рассмотрения его уголовного дела, а также при участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи из следственного изолятора; наделяют суд возможностью принимать решения об отсутствии нарушений прав данного лица содержанием в металлической клетке на основании положений не опубликованных официально для всеобщего сведения нормативных актов.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новосельцева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 32 и 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 12 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", частью первой статьи 11 и частью первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, пунктом 5 части 2 статьи 311, пунктом 7 части 2 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.В. Новосельцев, отбывающий наказание в виде пожизненного лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 3), 21 (часть 2), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьи 32 "Основные требования обеспечения изоляции" и 33 "Раздельное размещение в камерах" Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статью 12 "Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы" Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", часть первую статьи 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" и часть первую статьи 195 "Законность и обоснованность решения суда" ГПК Российской Федерации, часть 1 статьи 15 "Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел", пункт 5 части 2 статьи 311 "Судебный акт суда апелляционной инстанции", пункт 7 части 2 статьи 330 "Кассационное определение" КАС Российской Федерации, а также пункт 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154, Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 111/ГС, и пункт 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп. По мнению заявителя, данные положения позволяют содержать лицо, заключенное под стражу, в металлической клетке в зале судебного заседания во время рассмотрения его уголовного дела, а также при участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи из следственного изолятора; наделяют суд возможностью принимать решения об отсутствии нарушений прав данного лица содержанием в металлической клетке на основании положений не опубликованных официально для всеобщего сведения нормативных актов.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 N 3488-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дегтярева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьями 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 11 и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.А. Дегтярев, которому решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, оспаривает конституционность статей 151, 1100 и 1101 ГК Российской Федерации, части четвертой статьи 11 и статьи 12 ГПК Российской Федерации, а также пункта 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154 (далее также - Свод правил), и пункта 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 года N 140дсп (далее также - Наставление).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дегтярева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьями 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 11 и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.А. Дегтярев, которому решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, оспаривает конституционность статей 151, 1100 и 1101 ГК Российской Федерации, части четвертой статьи 11 и статьи 12 ГПК Российской Федерации, а также пункта 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154 (далее также - Свод правил), и пункта 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 года N 140дсп (далее также - Наставление).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
(Маркелов Е.А.)
("Практика исполнительного производства", 2016, N 1)Примечательно, что специальные требования безопасности устанавливаются еще на стадии проектирования здания суда. Так, в СП 152.13330.2012 "Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования" <1> среди прочих требований обозначены помещения суда, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены стационарной охранной системой и тревожной сигнализацией. СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" <2> в зависимости от класса объекта по значимости устанавливает необходимость тех или иных функциональных элементов: рентгенотелевизионной установки (РТУ), системы контроля и управления доступом (СКУД) и т.д.
(Маркелов Е.А.)
("Практика исполнительного производства", 2016, N 1)Примечательно, что специальные требования безопасности устанавливаются еще на стадии проектирования здания суда. Так, в СП 152.13330.2012 "Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования" <1> среди прочих требований обозначены помещения суда, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены стационарной охранной системой и тревожной сигнализацией. СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" <2> в зависимости от класса объекта по значимости устанавливает необходимость тех или иных функциональных элементов: рентгенотелевизионной установки (РТУ), системы контроля и управления доступом (СКУД) и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(постатейный)
(Хлистун Ю.В., Егоров В.Ю., Захарова Ю.Б., Галочкин В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 111/ГС;
(постатейный)
(Хлистун Ю.В., Егоров В.Ю., Захарова Ю.Б., Галочкин В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 111/ГС;
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31.12.2015 N 406
(ред. от 28.09.2018)
"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"II. Организация обследования зданий (помещений), а также
(ред. от 28.09.2018)
"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"II. Организация обследования зданий (помещений), а также
"Комментарий к Федеральному закону от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
(постатейный)
(Миронов А.А.)
(под ред. Е.В. Шкуновой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Также показательным является пример деятельности указанного исполнительного органа в части игнорирования им положений ст. 34 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а именно в виде бездействия при вмененной обязанности по установке Государственного флага РФ на зданиях судов. Примечательной также является избирательная позиция названного Комитета и при обеспечении им мировых судей помещениями. Так, предоставляемые помещения по своим характеристикам в целом соответствуют положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.12.1999 N 154) относительно требований, предъявляемых к зданиям судов, вместе с тем в Санкт-Петербурге нет ни одного предоставленного мировым судьям здания, реально доступного лицам с ограниченными физическими возможностями, т.к. в нарушение СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" здания, входы в здания не оборудованы специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), также отсутствуют и лифты, что вне всяких сомнений препятствует свободному доступу инвалидов.
(постатейный)
(Миронов А.А.)
(под ред. Е.В. Шкуновой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Также показательным является пример деятельности указанного исполнительного органа в части игнорирования им положений ст. 34 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а именно в виде бездействия при вмененной обязанности по установке Государственного флага РФ на зданиях судов. Примечательной также является избирательная позиция названного Комитета и при обеспечении им мировых судей помещениями. Так, предоставляемые помещения по своим характеристикам в целом соответствуют положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.12.1999 N 154) относительно требований, предъявляемых к зданиям судов, вместе с тем в Санкт-Петербурге нет ни одного предоставленного мировым судьям здания, реально доступного лицам с ограниченными физическими возможностями, т.к. в нарушение СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" здания, входы в здания не оборудованы специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), также отсутствуют и лифты, что вне всяких сомнений препятствует свободному доступу инвалидов.
"Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: Монография"
(Кучерена А.Г.)
("ЮРКОМПАНИ", 2009)Так, согласно Программе, обеспечившей второй этап судебной реформы, в результате строительства (реконструкции) введено в эксплуатацию 106 зданий (сооружений) и приобретено 153 здания (сооружения) судов общей юрисдикции, которые соответствуют требованиям свода правил СП 31-104-2000 (здания судов общей юрисдикции). Введены в эксплуатацию новые здания шести арбитражных судов, завершена реконструкция девяти зданий арбитражных судов. Однако для выполнения установленных нормативов (размер общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. м) необходимо выделение средств. Поэтому проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не разрешена. Стремительное развитие информационных технологий предъявляет новые требования к системе судопроизводства. Без организационного обеспечения судебной системы невозможно повысить качество правосудия. На VI Всероссийском съезде судей обсуждалась проблема открытости правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества.
(Кучерена А.Г.)
("ЮРКОМПАНИ", 2009)Так, согласно Программе, обеспечившей второй этап судебной реформы, в результате строительства (реконструкции) введено в эксплуатацию 106 зданий (сооружений) и приобретено 153 здания (сооружения) судов общей юрисдикции, которые соответствуют требованиям свода правил СП 31-104-2000 (здания судов общей юрисдикции). Введены в эксплуатацию новые здания шести арбитражных судов, завершена реконструкция девяти зданий арбитражных судов. Однако для выполнения установленных нормативов (размер общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. м) необходимо выделение средств. Поэтому проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не разрешена. Стремительное развитие информационных технологий предъявляет новые требования к системе судопроизводства. Без организационного обеспечения судебной системы невозможно повысить качество правосудия. На VI Всероссийском съезде судей обсуждалась проблема открытости правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
(постатейный)
(Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П.)
("Юстицинформ", 2007)28. Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 утвержден Приказом Судебного департамента от 2 декабря 1999 г. N 154, Положение о проектировании, строительстве, реконструкции, приобретении зданий и сооружений для федеральных судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 14 июля 2005 г. N 76, Положение о системе технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 9 июня 2005 г. N 64.
(постатейный)
(Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П.)
("Юстицинформ", 2007)28. Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 утвержден Приказом Судебного департамента от 2 декабря 1999 г. N 154, Положение о проектировании, строительстве, реконструкции, приобретении зданий и сооружений для федеральных судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 14 июля 2005 г. N 76, Положение о системе технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 9 июня 2005 г. N 64.
Интервью: Интервью с начальником Управления Судебного департамента в Воронежской области Василием Климовичем Джоганом
("Администратор суда", 2012, N 3)Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа, решающая вопросы правовой регламентации группы помещений для подсудимых и конвоя в зданиях федеральных судов общей юрисдикции, а также осуществляющая приемку результатов работ по государственному контракту на разработку актуализированного свода правил СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Пересмотр указанного документа вызван необходимостью приведения устаревших положений в соответствие с современными нормативными, юридическими и технологическими требованиями. Предложенная к обсуждению концепция актуализированной версии СП 31-104-2000 тщательно изучалась и анализировалась специалистами отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью Управления. На основании накопленного нами опыта проектирования и ведения нового строительства сделаны следующие выводы: в предлагаемой к обсуждению документации недостаточно подробно отражены вопросы технической оснащенности зданий судов, особенно важные в свете современных требований безопасности и противодействия террористическим проявлениям; отсутствуют предложения о проектировании собственных автономных газовых (электрических) котельных и трансформаторных подстанций; нет сведений о том, как предлагаемые изменения связываются со штатной численностью судов. На совещании рабочей группы принято решение: результаты работы по подготовке указанного документа принять с учетом внесенных предложений и замечаний.
("Администратор суда", 2012, N 3)Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа, решающая вопросы правовой регламентации группы помещений для подсудимых и конвоя в зданиях федеральных судов общей юрисдикции, а также осуществляющая приемку результатов работ по государственному контракту на разработку актуализированного свода правил СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Пересмотр указанного документа вызван необходимостью приведения устаревших положений в соответствие с современными нормативными, юридическими и технологическими требованиями. Предложенная к обсуждению концепция актуализированной версии СП 31-104-2000 тщательно изучалась и анализировалась специалистами отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью Управления. На основании накопленного нами опыта проектирования и ведения нового строительства сделаны следующие выводы: в предлагаемой к обсуждению документации недостаточно подробно отражены вопросы технической оснащенности зданий судов, особенно важные в свете современных требований безопасности и противодействия террористическим проявлениям; отсутствуют предложения о проектировании собственных автономных газовых (электрических) котельных и трансформаторных подстанций; нет сведений о том, как предлагаемые изменения связываются со штатной численностью судов. На совещании рабочей группы принято решение: результаты работы по подготовке указанного документа принять с учетом внесенных предложений и замечаний.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской Федерации"
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)В настоящее время основные требования к зданиям, занимаемым военными судами, установлены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154 "Свод правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Соответствующий свод правил распространяется на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых зданий военных судов, размещаемых в населенных пунктах (в соответствии со СНиП от 02.07.01).
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)В настоящее время основные требования к зданиям, занимаемым военными судами, установлены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154 "Свод правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Соответствующий свод правил распространяется на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых зданий военных судов, размещаемых в населенных пунктах (в соответствии со СНиП от 02.07.01).
Статья: Тайна совещательной комнаты: реальность или видимость
(Батурина Н.А.)
("Российский судья", 2014, N 2)Парадоксально то, что совещательные комнаты не предусмотрены не только в судах, размещенных в зданиях, изначально построенных для иных целей, но и в ряде вновь построенных. В частности, несколько лет назад в Екатеринбурге был торжественно открыт Дворец Правосудия, впечатливший внешней роскошью здания. Однако в здании Дворца Правосудия, в котором размещен Свердловский областной суд, отсутствуют совещательные комнаты. Между тем, согласно п. 5.13 Свода правил по проектированию и строительству "Здания судов общей юрисдикции", совещательная комната должна иметь площадь не менее 12 кв. м, примыкать непосредственно к залу заседаний со стороны процессуальной зоны и иметь отдельный вход из зала, расположенный таким образом, чтобы при своем передвижении судьи не вступали в контакт с публикой. Также допускается организация второго входа в совещательную комнату из зоны рабочих помещений (кабинетов) судей при условии изоляции пути движения судей от публики. При совещательной комнате следует предусматривать санузел <3>.
(Батурина Н.А.)
("Российский судья", 2014, N 2)Парадоксально то, что совещательные комнаты не предусмотрены не только в судах, размещенных в зданиях, изначально построенных для иных целей, но и в ряде вновь построенных. В частности, несколько лет назад в Екатеринбурге был торжественно открыт Дворец Правосудия, впечатливший внешней роскошью здания. Однако в здании Дворца Правосудия, в котором размещен Свердловский областной суд, отсутствуют совещательные комнаты. Между тем, согласно п. 5.13 Свода правил по проектированию и строительству "Здания судов общей юрисдикции", совещательная комната должна иметь площадь не менее 12 кв. м, примыкать непосредственно к залу заседаний со стороны процессуальной зоны и иметь отдельный вход из зала, расположенный таким образом, чтобы при своем передвижении судьи не вступали в контакт с публикой. Также допускается организация второго входа в совещательную комнату из зоны рабочих помещений (кабинетов) судей при условии изоляции пути движения судей от публики. При совещательной комнате следует предусматривать санузел <3>.