Свод правил по проектированию зданий судов общей юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Свод правил по проектированию зданий судов общей юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 26.06.2025 N 1828-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новосельцева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 32 и 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 12 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", частью первой статьи 11 и частью первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, пунктом 5 части 2 статьи 311, пунктом 7 части 2 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.В. Новосельцев, отбывающий наказание в виде пожизненного лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 3), 21 (часть 2), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьи 32 "Основные требования обеспечения изоляции" и 33 "Раздельное размещение в камерах" Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статью 12 "Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы" Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", часть первую статьи 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" и часть первую статьи 195 "Законность и обоснованность решения суда" ГПК Российской Федерации, часть 1 статьи 15 "Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел", пункт 5 части 2 статьи 311 "Судебный акт суда апелляционной инстанции", пункт 7 части 2 статьи 330 "Кассационное определение" КАС Российской Федерации, а также пункт 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154, Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 111/ГС, и пункт 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп. По мнению заявителя, данные положения позволяют содержать лицо, заключенное под стражу, в металлической клетке в зале судебного заседания во время рассмотрения его уголовного дела, а также при участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи из следственного изолятора; наделяют суд возможностью принимать решения об отсутствии нарушений прав данного лица содержанием в металлической клетке на основании положений не опубликованных официально для всеобщего сведения нормативных актов.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новосельцева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 32 и 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьей 12 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", частью первой статьи 11 и частью первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, пунктом 5 части 2 статьи 311, пунктом 7 части 2 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.В. Новосельцев, отбывающий наказание в виде пожизненного лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 15 (часть 3), 21 (часть 2), 49 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации статьи 32 "Основные требования обеспечения изоляции" и 33 "Раздельное размещение в камерах" Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статью 12 "Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы" Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", часть первую статьи 11 "Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел" и часть первую статьи 195 "Законность и обоснованность решения суда" ГПК Российской Федерации, часть 1 статьи 15 "Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел", пункт 5 части 2 статьи 311 "Судебный акт суда апелляционной инстанции", пункт 7 части 2 статьи 330 "Кассационное определение" КАС Российской Федерации, а также пункт 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154, Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года N 111/ГС, и пункт 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп. По мнению заявителя, данные положения позволяют содержать лицо, заключенное под стражу, в металлической клетке в зале судебного заседания во время рассмотрения его уголовного дела, а также при участии в судебном заседании посредством видео-конференц-связи из следственного изолятора; наделяют суд возможностью принимать решения об отсутствии нарушений прав данного лица содержанием в металлической клетке на основании положений не опубликованных официально для всеобщего сведения нормативных актов.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2023 N 3488-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дегтярева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьями 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 11 и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.А. Дегтярев, которому решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, оспаривает конституционность статей 151, 1100 и 1101 ГК Российской Федерации, части четвертой статьи 11 и статьи 12 ГПК Российской Федерации, а также пункта 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154 (далее также - Свод правил), и пункта 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 года N 140дсп (далее также - Наставление).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дегтярева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьями 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 11 и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениями ряда иных нормативных актов"1. Гражданин А.А. Дегтярев, которому решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, отказано в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, оспаривает конституционность статей 151, 1100 и 1101 ГК Российской Федерации, части четвертой статьи 11 и статьи 12 ГПК Российской Федерации, а также пункта 8.3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31104-2000 "Здания судов общей юрисдикции", утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года N 154 (далее также - Свод правил), и пункта 307 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 года N 140дсп (далее также - Наставление).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
(Маркелов Е.А.)
("Практика исполнительного производства", 2016, N 1)Примечательно, что специальные требования безопасности устанавливаются еще на стадии проектирования здания суда. Так, в СП 152.13330.2012 "Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования" <1> среди прочих требований обозначены помещения суда, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены стационарной охранной системой и тревожной сигнализацией. СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" <2> в зависимости от класса объекта по значимости устанавливает необходимость тех или иных функциональных элементов: рентгенотелевизионной установки (РТУ), системы контроля и управления доступом (СКУД) и т.д.
(Маркелов Е.А.)
("Практика исполнительного производства", 2016, N 1)Примечательно, что специальные требования безопасности устанавливаются еще на стадии проектирования здания суда. Так, в СП 152.13330.2012 "Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования" <1> среди прочих требований обозначены помещения суда, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены стационарной охранной системой и тревожной сигнализацией. СП 132.13330.2011 "Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" <2> в зависимости от класса объекта по значимости устанавливает необходимость тех или иных функциональных элементов: рентгенотелевизионной установки (РТУ), системы контроля и управления доступом (СКУД) и т.д.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
(постатейный)
(Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П.)
("Юстицинформ", 2007)28. Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 утвержден Приказом Судебного департамента от 2 декабря 1999 г. N 154, Положение о проектировании, строительстве, реконструкции, приобретении зданий и сооружений для федеральных судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 14 июля 2005 г. N 76, Положение о системе технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 9 июня 2005 г. N 64.
(постатейный)
(Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П.)
("Юстицинформ", 2007)28. Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции СП 31-104-2000 утвержден Приказом Судебного департамента от 2 декабря 1999 г. N 154, Положение о проектировании, строительстве, реконструкции, приобретении зданий и сооружений для федеральных судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 14 июля 2005 г. N 76, Положение о системе технического обслуживания и ремонта зданий и сооружений федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ - Приказом Судебного департамента от 9 июня 2005 г. N 64.
Нормативные акты
<Письмо> Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.11.2009 N СД-АП/2143
<О Методических рекомендациях по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда>
(вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. 24.11.2009)Обязанностью администратора является также создание в рабочее время необходимых условий для надлежащего несения службы судебными приставами по ОУПДС (оборудование помещений для судебных приставов в соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству здания судов общей юрисдикции. СП 31-104-2000*; оснащение постов несения службы турникетами, металлообнаружителями, средствами связи и тревожной сигнализации), координация их работы с конвойными подразделениями милиции.
<О Методических рекомендациях по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда>
(вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. 24.11.2009)Обязанностью администратора является также создание в рабочее время необходимых условий для надлежащего несения службы судебными приставами по ОУПДС (оборудование помещений для судебных приставов в соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству здания судов общей юрисдикции. СП 31-104-2000*; оснащение постов несения службы турникетами, металлообнаружителями, средствами связи и тревожной сигнализации), координация их работы с конвойными подразделениями милиции.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской Федерации"
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)В настоящее время основные требования к зданиям, занимаемым военными судами, установлены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154 "Свод правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Соответствующий свод правил распространяется на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых зданий военных судов, размещаемых в населенных пунктах (в соответствии со СНиП от 02.07.01).
(постатейный)
(Петров М.И.)
("Юстицинформ", 2008)В настоящее время основные требования к зданиям, занимаемым военными судами, установлены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 декабря 1999 г. N 154 "Свод правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Соответствующий свод правил распространяется на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых зданий военных судов, размещаемых в населенных пунктах (в соответствии со СНиП от 02.07.01).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(постатейный)
(Хлистун Ю.В., Егоров В.Ю., Захарова Ю.Б., Галочкин В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 111/ГС;
(постатейный)
(Хлистун Ю.В., Егоров В.Ю., Захарова Ю.Б., Галочкин В.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- Свод правил СП 152.13330.2012 "Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования", утвержденный Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 111/ГС;
"Комментарий к Федеральному закону от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"
(постатейный)
(Миронов А.А.)
(под ред. Е.В. Шкуновой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Также показательным является пример деятельности указанного исполнительного органа в части игнорирования им положений ст. 34 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а именно в виде бездействия при вмененной обязанности по установке Государственного флага РФ на зданиях судов. Примечательной также является избирательная позиция названного Комитета и при обеспечении им мировых судей помещениями. Так, предоставляемые помещения по своим характеристикам в целом соответствуют положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.12.1999 N 154) относительно требований, предъявляемых к зданиям судов, вместе с тем в Санкт-Петербурге нет ни одного предоставленного мировым судьям здания, реально доступного лицам с ограниченными физическими возможностями, т.к. в нарушение СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" здания, входы в здания не оборудованы специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), также отсутствуют и лифты, что вне всяких сомнений препятствует свободному доступу инвалидов.
(постатейный)
(Миронов А.А.)
(под ред. Е.В. Шкуновой)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Также показательным является пример деятельности указанного исполнительного органа в части игнорирования им положений ст. 34 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а именно в виде бездействия при вмененной обязанности по установке Государственного флага РФ на зданиях судов. Примечательной также является избирательная позиция названного Комитета и при обеспечении им мировых судей помещениями. Так, предоставляемые помещения по своим характеристикам в целом соответствуют положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции" (утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.12.1999 N 154) относительно требований, предъявляемых к зданиям судов, вместе с тем в Санкт-Петербурге нет ни одного предоставленного мировым судьям здания, реально доступного лицам с ограниченными физическими возможностями, т.к. в нарушение СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" здания, входы в здания не оборудованы специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), также отсутствуют и лифты, что вне всяких сомнений препятствует свободному доступу инвалидов.
Статья: Тайна совещательной комнаты: реальность или видимость
(Батурина Н.А.)
("Российский судья", 2014, N 2)Парадоксально то, что совещательные комнаты не предусмотрены не только в судах, размещенных в зданиях, изначально построенных для иных целей, но и в ряде вновь построенных. В частности, несколько лет назад в Екатеринбурге был торжественно открыт Дворец Правосудия, впечатливший внешней роскошью здания. Однако в здании Дворца Правосудия, в котором размещен Свердловский областной суд, отсутствуют совещательные комнаты. Между тем, согласно п. 5.13 Свода правил по проектированию и строительству "Здания судов общей юрисдикции", совещательная комната должна иметь площадь не менее 12 кв. м, примыкать непосредственно к залу заседаний со стороны процессуальной зоны и иметь отдельный вход из зала, расположенный таким образом, чтобы при своем передвижении судьи не вступали в контакт с публикой. Также допускается организация второго входа в совещательную комнату из зоны рабочих помещений (кабинетов) судей при условии изоляции пути движения судей от публики. При совещательной комнате следует предусматривать санузел <3>.
(Батурина Н.А.)
("Российский судья", 2014, N 2)Парадоксально то, что совещательные комнаты не предусмотрены не только в судах, размещенных в зданиях, изначально построенных для иных целей, но и в ряде вновь построенных. В частности, несколько лет назад в Екатеринбурге был торжественно открыт Дворец Правосудия, впечатливший внешней роскошью здания. Однако в здании Дворца Правосудия, в котором размещен Свердловский областной суд, отсутствуют совещательные комнаты. Между тем, согласно п. 5.13 Свода правил по проектированию и строительству "Здания судов общей юрисдикции", совещательная комната должна иметь площадь не менее 12 кв. м, примыкать непосредственно к залу заседаний со стороны процессуальной зоны и иметь отдельный вход из зала, расположенный таким образом, чтобы при своем передвижении судьи не вступали в контакт с публикой. Также допускается организация второго входа в совещательную комнату из зоны рабочих помещений (кабинетов) судей при условии изоляции пути движения судей от публики. При совещательной комнате следует предусматривать санузел <3>.
Интервью: Интервью с начальником Управления Судебного департамента в Воронежской области Василием Климовичем Джоганом
("Администратор суда", 2012, N 3)Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа, решающая вопросы правовой регламентации группы помещений для подсудимых и конвоя в зданиях федеральных судов общей юрисдикции, а также осуществляющая приемку результатов работ по государственному контракту на разработку актуализированного свода правил СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Пересмотр указанного документа вызван необходимостью приведения устаревших положений в соответствие с современными нормативными, юридическими и технологическими требованиями. Предложенная к обсуждению концепция актуализированной версии СП 31-104-2000 тщательно изучалась и анализировалась специалистами отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью Управления. На основании накопленного нами опыта проектирования и ведения нового строительства сделаны следующие выводы: в предлагаемой к обсуждению документации недостаточно подробно отражены вопросы технической оснащенности зданий судов, особенно важные в свете современных требований безопасности и противодействия террористическим проявлениям; отсутствуют предложения о проектировании собственных автономных газовых (электрических) котельных и трансформаторных подстанций; нет сведений о том, как предлагаемые изменения связываются со штатной численностью судов. На совещании рабочей группы принято решение: результаты работы по подготовке указанного документа принять с учетом внесенных предложений и замечаний.
("Администратор суда", 2012, N 3)Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана рабочая группа, решающая вопросы правовой регламентации группы помещений для подсудимых и конвоя в зданиях федеральных судов общей юрисдикции, а также осуществляющая приемку результатов работ по государственному контракту на разработку актуализированного свода правил СП 31-104-2000 "Здания судов общей юрисдикции". Пересмотр указанного документа вызван необходимостью приведения устаревших положений в соответствие с современными нормативными, юридическими и технологическими требованиями. Предложенная к обсуждению концепция актуализированной версии СП 31-104-2000 тщательно изучалась и анализировалась специалистами отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью Управления. На основании накопленного нами опыта проектирования и ведения нового строительства сделаны следующие выводы: в предлагаемой к обсуждению документации недостаточно подробно отражены вопросы технической оснащенности зданий судов, особенно важные в свете современных требований безопасности и противодействия террористическим проявлениям; отсутствуют предложения о проектировании собственных автономных газовых (электрических) котельных и трансформаторных подстанций; нет сведений о том, как предлагаемые изменения связываются со штатной численностью судов. На совещании рабочей группы принято решение: результаты работы по подготовке указанного документа принять с учетом внесенных предложений и замечаний.