Свобода собраний
Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода собраний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.2 "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" КоАП РФ"Привлечение А. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ не является нарушением его права на свободу мирных собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так как уведомительный порядок проведения указанного публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействия на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, в данном случае соблюден не был."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О свободе собраний в пандемию: аргументы в решениях органов конституционного контроля на примерах Германии и США
(Урошлева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)2. Концепция чрезвычайных обстоятельств и свобода собраний
(Урошлева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)2. Концепция чрезвычайных обстоятельств и свобода собраний
Статья: Особые мнения о свободе мирных собраний
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)"Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)"Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)право лица на свободу собраний <17>
(подготовлен Верховным Судом РФ)право лица на свободу собраний <17>
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)право на свободу собраний (прекращение проведения собрания
(подготовлен Верховным Судом РФ)право на свободу собраний (прекращение проведения собрания
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Названные права - далеко не полный перечень конституционных прав, которые должны защищаться от любых угроз при обеспечении информационной безопасности личности. Например, невозможно реализовать информационные права, в частности право на распространение информации, без свободы собраний и объединений (ст. 30, 31 Конституции РФ), а защита информационной безопасности несовершеннолетних основана на правах и обязанностях по их воспитанию, возложенных на родителей и гарантированных поддержкой государства (ст. 38 Конституции РФ).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Названные права - далеко не полный перечень конституционных прав, которые должны защищаться от любых угроз при обеспечении информационной безопасности личности. Например, невозможно реализовать информационные права, в частности право на распространение информации, без свободы собраний и объединений (ст. 30, 31 Конституции РФ), а защита информационной безопасности несовершеннолетних основана на правах и обязанностях по их воспитанию, возложенных на родителей и гарантированных поддержкой государства (ст. 38 Конституции РФ).
Статья: Европейский суд по правам человека
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право на создание профсоюзов (ст. 11 Конвенции);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- право на свободу собраний и объединений в общественные организации, право на создание профсоюзов (ст. 11 Конвенции);
Статья: Интенсивность судебного контроля в административном процессе: постановка проблемы, история и сравнительные материалы
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Так, исследования общественного мнения в России свидетельствуют о дифференциации оценки гражданами разных групп прав. По данным одного из соцопросов, к наиболее значимым правам были отнесены право на бесплатную медицинскую помощь (74%), право на труд и его справедливую оплату (58%), равенство перед законом, право на справедливый суд (55%), право на бесплатное образование (54%) и т.д. <28>. Однако россияне низко ценят права в политической сфере: избирательные права (5%), свобода собраний (5%), право на участие в управлении обществом и государством (4%). Иными словами, здравоохранение и зарплата для граждан важнее, чем политика и митинги. Эта социальная реальность может влиять на интенсивность судебного контроля, если серьезно воспринимать принципы открытости судебной власти (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ) и конституционное устремление о взаимном доверии государства и общества (ст. 75.1 Конституции РФ). Вопрос, собственно, состоит в том, должны ли суды в зависимости от колебаний общественного мнения осуществлять контроль административных актов тщательнее или, наоборот, сдержаннее.
(Должиков А.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Так, исследования общественного мнения в России свидетельствуют о дифференциации оценки гражданами разных групп прав. По данным одного из соцопросов, к наиболее значимым правам были отнесены право на бесплатную медицинскую помощь (74%), право на труд и его справедливую оплату (58%), равенство перед законом, право на справедливый суд (55%), право на бесплатное образование (54%) и т.д. <28>. Однако россияне низко ценят права в политической сфере: избирательные права (5%), свобода собраний (5%), право на участие в управлении обществом и государством (4%). Иными словами, здравоохранение и зарплата для граждан важнее, чем политика и митинги. Эта социальная реальность может влиять на интенсивность судебного контроля, если серьезно воспринимать принципы открытости судебной власти (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ) и конституционное устремление о взаимном доверии государства и общества (ст. 75.1 Конституции РФ). Вопрос, собственно, состоит в том, должны ли суды в зависимости от колебаний общественного мнения осуществлять контроль административных актов тщательнее или, наоборот, сдержаннее.
Статья: Административно-правовые аспекты права на свободу мирных собраний в Российской Федерации и его судебная защита
(Самбор Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)"Административное право и процесс", 2021, N 3
(Самбор Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)"Административное право и процесс", 2021, N 3
Статья: Участие детей в мирных собраниях: между "можно" и "нельзя" на примере практики ЮАР и Таиланда
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)3. Опыт регулирования и реализации свободы собраний детей
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)3. Опыт регулирования и реализации свободы собраний детей
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Право на доступ в Интернет сопряжено с правом человека на прогресс, доступ к его достижениям для собственного развития и удовлетворения потребностей (например, дистанционный заказ доставки продуктов питания), что особенно стало актуальным в период локдаунов и карантинов в условиях пандемии коронавируса. При этом Интернет представляет собой киберпространство для реализации прав и свобод человека <1>, что подтверждается практикой ЕСПЧ, который рассматривает право на доступ в Интернет в контексте свободы выражения мнения и свободы информации <2>. А.А. Антопольский, проанализировав постановления ЕСПЧ по делам, затрагивающим право доступа в Интернет, пришел к выводу, что такие дела были инициированы жалобами на нарушение следующих статей ЕКПЧ: ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции); ст. 10 (свобода выражения мнения); ст. 1 Протокола 1 к ЕКПЧ со ссылкой на нарушения права собственности (в том числе интеллектуальной собственности); ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 11 (свобода собраний и объединений) и ст. 14 (запрет дискриминации) <3>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Право на доступ в Интернет сопряжено с правом человека на прогресс, доступ к его достижениям для собственного развития и удовлетворения потребностей (например, дистанционный заказ доставки продуктов питания), что особенно стало актуальным в период локдаунов и карантинов в условиях пандемии коронавируса. При этом Интернет представляет собой киберпространство для реализации прав и свобод человека <1>, что подтверждается практикой ЕСПЧ, который рассматривает право на доступ в Интернет в контексте свободы выражения мнения и свободы информации <2>. А.А. Антопольский, проанализировав постановления ЕСПЧ по делам, затрагивающим право доступа в Интернет, пришел к выводу, что такие дела были инициированы жалобами на нарушение следующих статей ЕКПЧ: ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции); ст. 10 (свобода выражения мнения); ст. 1 Протокола 1 к ЕКПЧ со ссылкой на нарушения права собственности (в том числе интеллектуальной собственности); ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 11 (свобода собраний и объединений) и ст. 14 (запрет дискриминации) <3>.
Статья: Гражданско-правовая защита от диффамации органов и лиц, выступающих от имени и в интересах государства, в США
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Первая поправка к Конституции США на государственном уровне защищает свободу слова, свободу печати и свободу собраний, которые вместе представляют собой единый комплекс прав, гарантирующий свободу выражения мнений (freedom of expression) <2>. Указанная свобода рассматривается как одна из основ американского общества, а необходимость ее правовой охраны, как правило, связывают со следующими причинами: информированность граждан об идеях, которые имеются в обществе; стимулирование активного обсуждения вопросов, актуальных для общества; возможность для свободного течения дискуссий и критики деятельности государства в лице государственных органов [1, с. 595].
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Первая поправка к Конституции США на государственном уровне защищает свободу слова, свободу печати и свободу собраний, которые вместе представляют собой единый комплекс прав, гарантирующий свободу выражения мнений (freedom of expression) <2>. Указанная свобода рассматривается как одна из основ американского общества, а необходимость ее правовой охраны, как правило, связывают со следующими причинами: информированность граждан об идеях, которые имеются в обществе; стимулирование активного обсуждения вопросов, актуальных для общества; возможность для свободного течения дискуссий и критики деятельности государства в лице государственных органов [1, с. 595].
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- признание прекратившим деятельность не рассматривается как мера публично-правовой ответственности, реализуется в большинстве случаев при непредоставлении сведений, подтверждающих осуществление деятельности, по решению районных судов по общим правилам административного судопроизводства. При этом данный институт не является специфичным для некоммерческих объединений, концептуально признание прекратившим деятельность субъекта предпринимательской деятельности является близкой процедурой, связанной с гарантированием достоверности общедоступных сведений в ЕГРЮЛ, а не свободой собраний.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- признание прекратившим деятельность не рассматривается как мера публично-правовой ответственности, реализуется в большинстве случаев при непредоставлении сведений, подтверждающих осуществление деятельности, по решению районных судов по общим правилам административного судопроизводства. При этом данный институт не является специфичным для некоммерческих объединений, концептуально признание прекратившим деятельность субъекта предпринимательской деятельности является близкой процедурой, связанной с гарантированием достоверности общедоступных сведений в ЕГРЮЛ, а не свободой собраний.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Например, в деле Centre of Societies for Krishna Суд не был убежден аргументом о том, что проведение публичного собрания по пропаганде вайшнавизма было "несовместимо с религиозными убеждениями других людей". Хотя право на свободу собраний может быть ограничено для предотвращения беспорядков и защиты прав других лиц, которые являются законными целями Конвенции и допустимыми основаниями для ограничений во внутреннем законодательстве, несовместимость с религиозными убеждениями других лиц как таковых, как утверждает правительство в настоящем деле, не проходит проверки на "необходимость в демократическом обществе". Не было никаких оснований предполагать риск какого-либо нарушения общественного порядка или нарушения мира со стороны заявителей.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Например, в деле Centre of Societies for Krishna Суд не был убежден аргументом о том, что проведение публичного собрания по пропаганде вайшнавизма было "несовместимо с религиозными убеждениями других людей". Хотя право на свободу собраний может быть ограничено для предотвращения беспорядков и защиты прав других лиц, которые являются законными целями Конвенции и допустимыми основаниями для ограничений во внутреннем законодательстве, несовместимость с религиозными убеждениями других лиц как таковых, как утверждает правительство в настоящем деле, не проходит проверки на "необходимость в демократическом обществе". Не было никаких оснований предполагать риск какого-либо нарушения общественного порядка или нарушения мира со стороны заявителей.
Статья: Злоупотребление работодателем правом на заключение трудового договора
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2025, N 3)<2> Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. N 22 - 23; Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2025, N 3)<2> Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. N 22 - 23; Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.