Свобода предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 Конституции РФ"В силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов в его взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации налоговая обязанность должна пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, а механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность их взимания и одновременно - правомерность деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, касающейся изъятия денежных средств (постановления от 28 марта 2000 года N 5-П, от 17 марта 2009 года N 5-П, от 22 июня 2009 года N 10-П, от 3 июня 2014 года N 17-П, от 6 июня 2019 года N 22-П, от 19 декабря 2019 года N 41-П и др.). Поскольку взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в основные права и свободы, регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками и вместе с тем не создавались бы условия для нарушения их прав, а также прав и законных интересов других лиц (постановления от 14 июля 2005 года N 9-П, от 8 декабря 2017 года N 39-П и др.). Кроме того, свобода предпринимательства в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получения гарантированного результата от экономической деятельности, но предполагает защиту от рисков, вызванных произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности (Постановление от 2 июля 2013 года N 17-П)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 55 Конституции РФ"Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
"Европейская социальная хартия (пересмотренная)"
(принята в г. Страсбурге 03.05.1996)Статья 18. Право на занятие приносящей доход деятельностью на территории других Сторон
(принята в г. Страсбурге 03.05.1996)Статья 18. Право на занятие приносящей доход деятельностью на территории других Сторон
Статья: КС не одобряет право физлиц, которые ведут бизнес, не открывая ИП, на учет расходов
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)P.S. Есть основания полагать, что законодатель решит вопрос, скорее всего, в пользу государства, чтобы нарушать неповадно было. Да и бюджет сейчас в приоритете перед свободой предпринимательства. Но это - предположение. Время покажет.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)P.S. Есть основания полагать, что законодатель решит вопрос, скорее всего, в пользу государства, чтобы нарушать неповадно было. Да и бюджет сейчас в приоритете перед свободой предпринимательства. Но это - предположение. Время покажет.
Статья: Смягчат штраф или нет? Изучаем судебную практику
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Суд указал, что при наложении штрафа надо учитывать характер нарушения, размер причиненного вреда, степень вины нарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства <25>. Иначе несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Суд указал, что при наложении штрафа надо учитывать характер нарушения, размер причиненного вреда, степень вины нарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства <25>. Иначе несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Статья: Конституционные основы судебно-юрисдикционных механизмов преодоления антироссийских санкций
(Бондарь Н.С., Малютин Н.С., Гатауллин С.Т.)
("Юрист", 2024, N 12)Рассуждая о реализации указанного принципа в контексте налоговых правоотношений, Конституционный Суд РФ отмечал, что вытекающие из Конституции РФ принципы равенства и справедливости, на которых основана реализация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как в правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, обусловливают - по смыслу ее ст. 1, 2, 8, 17, 18, 19, 34 и 35 - необходимость правовой определенности и предсказуемости законодательного регулирования налоговых отношений. Такое регулирование должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей в том, что касается фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов, с одной стороны, и, с другой - создания максимально благоприятных условий для развития экономики на основе стабильности гражданского оборота и поддержания достаточно высокого уровня доверия между всеми его участниками. Помимо того, свобода предпринимательства в ее конституционно-правовом значении не предопределяет гарантированного результата от экономической деятельности, но предполагает защиту от рисков, вызванных произвольными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями публичной власти. Налогоплательщик должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее планировать свою хозяйственную деятельность (Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 17-П). Только тогда возникают предпосылки для конституционно-правового режима разумной стабильности условий хозяйствования, при котором налогоплательщики, действующие добросовестно, защищены от рисков, создаваемых публичной властью, и в том числе от внезапных изменений налогового законодательства. Подобная защита для субъектов предпринимательской деятельности, гарантируемой в ст. 34 Конституции РФ, является составной частью провозглашенной в ее ст. 35 обязанности государства по охране права частной собственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 13-П) <10>.
(Бондарь Н.С., Малютин Н.С., Гатауллин С.Т.)
("Юрист", 2024, N 12)Рассуждая о реализации указанного принципа в контексте налоговых правоотношений, Конституционный Суд РФ отмечал, что вытекающие из Конституции РФ принципы равенства и справедливости, на которых основана реализация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как в правовом демократическом государстве, в том числе экономическая свобода личности, обусловливают - по смыслу ее ст. 1, 2, 8, 17, 18, 19, 34 и 35 - необходимость правовой определенности и предсказуемости законодательного регулирования налоговых отношений. Такое регулирование должно обеспечивать разумное согласование конституционных ценностей в том, что касается фискального интереса и связанных с ним иных публично значимых интересов, с одной стороны, и, с другой - создания максимально благоприятных условий для развития экономики на основе стабильности гражданского оборота и поддержания достаточно высокого уровня доверия между всеми его участниками. Помимо того, свобода предпринимательства в ее конституционно-правовом значении не предопределяет гарантированного результата от экономической деятельности, но предполагает защиту от рисков, вызванных произвольными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями публичной власти. Налогоплательщик должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее планировать свою хозяйственную деятельность (Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 17-П). Только тогда возникают предпосылки для конституционно-правового режима разумной стабильности условий хозяйствования, при котором налогоплательщики, действующие добросовестно, защищены от рисков, создаваемых публичной властью, и в том числе от внезапных изменений налогового законодательства. Подобная защита для субъектов предпринимательской деятельности, гарантируемой в ст. 34 Конституции РФ, является составной частью провозглашенной в ее ст. 35 обязанности государства по охране права частной собственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 13-П) <10>.
Статья: Комментарий к Постановлению Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 31.01.2025 по делу N А08-13041/2023 <Может ли ФНС не принять декларацию, потому что в ней неверно указан код ОКТМО?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)- чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)- чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Статья: Современное состояние и перспективы развития гражданско-правовых способов защиты прав участников отношений, регулируемых антимонопольным законодательством
(Истомин В.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)<9> См.: Попондопуло В.Ф. Свобода предпринимательства и антимонопольное законодательство // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 156 - 163.
(Истомин В.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)<9> См.: Попондопуло В.Ф. Свобода предпринимательства и антимонопольное законодательство // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 156 - 163.
Статья: Правовые гарантии для иностранных инвесторов в условиях действия контрсанкционных мер экономического характера
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Необходимость сохранения экономического и обеспечения технологического суверенитета государства потребовала введения новых правовых мер экономического характера, которыми заужена свобода предпринимательства, инвестиционной деятельности, сокращен объем прав, гарантируемых иностранным инвесторам, запрещены или частично ограничены переводы средств за рубеж, в том числе путем лимитирования размеров средств, перечисляемых в качестве дивидендов, ограничен вывоз из страны отдельных видов продукции, сырья и оборудования, установлены требования на получение дополнительных регуляторных согласований на куплю-продажу активов российских компаний.
(Мильчакова О.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Необходимость сохранения экономического и обеспечения технологического суверенитета государства потребовала введения новых правовых мер экономического характера, которыми заужена свобода предпринимательства, инвестиционной деятельности, сокращен объем прав, гарантируемых иностранным инвесторам, запрещены или частично ограничены переводы средств за рубеж, в том числе путем лимитирования размеров средств, перечисляемых в качестве дивидендов, ограничен вывоз из страны отдельных видов продукции, сырья и оборудования, установлены требования на получение дополнительных регуляторных согласований на куплю-продажу активов российских компаний.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В Определении от 12 июля 2006 г. N 266-О Конституционный Суд РФ указал: НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля, и если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что не соответствует Конституции РФ.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В Определении от 12 июля 2006 г. N 266-О Конституционный Суд РФ указал: НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля, и если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что не соответствует Конституции РФ.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П отмечает, что отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения вреда порождает неопределенность в вопросе о соотношении размера подлежащего возмещению вреда, исчисленного в соответствии с таксами и методиками, и понесенными причинителем вреда расходами на устранение своими силами допущенного правонарушения. Возмещение вреда в подобных случаях может превращаться из компенсационной меры, стимулирующей скорейшую минимизацию правонарушителем негативных последствий, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, а в конечном итоге - приводить к умалению права граждан на благоприятную окружающую среду, что недопустимо в силу ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3), 42 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П отмечает, что отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения вреда порождает неопределенность в вопросе о соотношении размера подлежащего возмещению вреда, исчисленного в соответствии с таксами и методиками, и понесенными причинителем вреда расходами на устранение своими силами допущенного правонарушения. Возмещение вреда в подобных случаях может превращаться из компенсационной меры, стимулирующей скорейшую минимизацию правонарушителем негативных последствий, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, а в конечном итоге - приводить к умалению права граждан на благоприятную окружающую среду, что недопустимо в силу ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1 - 3), 42 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Статья: Биржевые торги как фактор формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В статье подвергаются анализу некоторые аспекты механизма формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены за счет расширения перечня товаров, продажа которых в устанавливаемом Правительством РФ размере осуществляется на биржевых торгах. Биржа, с одной стороны являясь коммерческой организацией, с другой - в какой-то мере наделяется статусом субъекта, реализующего публичные функции. Ограничение свободы предпринимательства путем обязания продажи части товаров в ходе биржевых торгов повышает издержки бизнеса, создает административные барьеры и должно быть соотнесено с требованиями справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности при отсутствии или доказанной нецелесообразности применения иного механизма.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)В статье подвергаются анализу некоторые аспекты механизма формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены за счет расширения перечня товаров, продажа которых в устанавливаемом Правительством РФ размере осуществляется на биржевых торгах. Биржа, с одной стороны являясь коммерческой организацией, с другой - в какой-то мере наделяется статусом субъекта, реализующего публичные функции. Ограничение свободы предпринимательства путем обязания продажи части товаров в ходе биржевых торгов повышает издержки бизнеса, создает административные барьеры и должно быть соотнесено с требованиями справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности при отсутствии или доказанной нецелесообразности применения иного механизма.