Свобода коммерческой деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода коммерческой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 291.1 "Посредничество во взяточничестве" УК РФ"Между тем, суд, назначив (с учетом изменений, внесенных в приговор апелляционным определением) А. наряду с основным наказанием в виде лишения свободы дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, связанной с распорядительными и финансово-хозяйственными функциями в коммерческих организациях, сроком на 2 года, не принял во внимание, что ч. 4 ст. 291.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 4 мая 2011 года N 97-ФЗ, действовавшая на момент совершения преступления, не предусматривала данный вид дополнительного наказания к лишению свободы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье исследованы особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и показаны тенденции к его либерализации, основанной на двусторонних и многосторонних региональных соглашениях, предусматривающих широкий или даже неограниченный доступ к рынкам авиаперевозок и предоставляющих почти полную свободу коммерческой деятельности на воздушном транспорте. Рассматриваются возможности и проблемы применения норм и принципов Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) к авиатранспортной отрасли, включая непосредственно авиаперевозки. С одной стороны, делается вывод об отсутствии в международном воздушном праве формальных препятствий для распространения действия ГАТС на все услуги воздушного транспорта. С другой стороны, несмотря на значительный прогресс в области либерализации международно-правового регулирования воздушных сообщений и распространения на них принципов свободного рынка, государства все еще не рассматривают воздушный транспорт в качестве неотъемлемого элемента глобальной торговли и остаются в рамках парадигмы сбалансированного обмена правами на доступ к авиатранспортным рынкам через систему двусторонних и многосторонних региональных соглашений, на которые нередко влияют политические и иные неэкономические факторы. Именно поэтому в обозримом будущем применение ГАТС к услугам воздушного транспорта представляется маловероятным. Вместе с тем перспективным выглядит дальнейшее углубление регионального сотрудничества в сфере международно-правового регулирования воздушных сообщений.
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В статье исследованы особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и показаны тенденции к его либерализации, основанной на двусторонних и многосторонних региональных соглашениях, предусматривающих широкий или даже неограниченный доступ к рынкам авиаперевозок и предоставляющих почти полную свободу коммерческой деятельности на воздушном транспорте. Рассматриваются возможности и проблемы применения норм и принципов Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) к авиатранспортной отрасли, включая непосредственно авиаперевозки. С одной стороны, делается вывод об отсутствии в международном воздушном праве формальных препятствий для распространения действия ГАТС на все услуги воздушного транспорта. С другой стороны, несмотря на значительный прогресс в области либерализации международно-правового регулирования воздушных сообщений и распространения на них принципов свободного рынка, государства все еще не рассматривают воздушный транспорт в качестве неотъемлемого элемента глобальной торговли и остаются в рамках парадигмы сбалансированного обмена правами на доступ к авиатранспортным рынкам через систему двусторонних и многосторонних региональных соглашений, на которые нередко влияют политические и иные неэкономические факторы. Именно поэтому в обозримом будущем применение ГАТС к услугам воздушного транспорта представляется маловероятным. Вместе с тем перспективным выглядит дальнейшее углубление регионального сотрудничества в сфере международно-правового регулирования воздушных сообщений.
Статья: Защита социальных и экономических прав в условиях интеграционных процессов
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Альтернативой такому подходу определения приоритета прав человека была советская модель, в частности, Конституция СССР 1936 г. <12> сузила экономические права индивидов, защищенные законом, и сохранила права на "трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан" (ст. 10). При этом орудия и средства производства, природные ресурсы и проч., как известно, оставались собственностью государства (ст. 4), чтобы гарантировать ту "свободу", которая подразумевала каждому наличие жилья, работы и т.д. <13>. В такой модели свобода коммерческой деятельности и частная инициатива были сильно ограничены, следствием чего стало и регулирование цен.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Альтернативой такому подходу определения приоритета прав человека была советская модель, в частности, Конституция СССР 1936 г. <12> сузила экономические права индивидов, защищенные законом, и сохранила права на "трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан" (ст. 10). При этом орудия и средства производства, природные ресурсы и проч., как известно, оставались собственностью государства (ст. 4), чтобы гарантировать ту "свободу", которая подразумевала каждому наличие жилья, работы и т.д. <13>. В такой модели свобода коммерческой деятельности и частная инициатива были сильно ограничены, следствием чего стало и регулирование цен.
Нормативные акты
Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 07.04.2025 N Р-5/24
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>- государствам следует в той мере, в какой это практически возможно, осуществлять либерализацию доступа к рынку международного воздушного транспорта, доступа авиаперевозчиков к международному капиталу и представлять авиаперевозчикам свободу осуществления коммерческой деятельности (пункт 4.5);
<О разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>- государствам следует в той мере, в какой это практически возможно, осуществлять либерализацию доступа к рынку международного воздушного транспорта, доступа авиаперевозчиков к международному капиталу и представлять авиаперевозчикам свободу осуществления коммерческой деятельности (пункт 4.5);
Статья: Общие принципы права интеграционных объединений как тайное оружие Суда ЕС и Суда ЕАЭС
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2022, N 2)В деле Metronome Musik <89> Суд ЕС сфокусировался на анализе второго компонента пропорциональности, указав, что рассматриваемые цели в интересах общества не могли быть достигнуты менее ограничительными мерами для свободы коммерческой или профессиональной деятельности и, соответственно, не могут считаться непропорциональными <90>. Правда, следует отметить, что Суд ЕС также обратил внимание на то, что введение исключительных прав не лишает прокатчиков возможности продолжить осуществление деятельности, получив от правообладателей разрешение или лицензию.
(Энтин К.В.)
("Международное правосудие", 2022, N 2)В деле Metronome Musik <89> Суд ЕС сфокусировался на анализе второго компонента пропорциональности, указав, что рассматриваемые цели в интересах общества не могли быть достигнуты менее ограничительными мерами для свободы коммерческой или профессиональной деятельности и, соответственно, не могут считаться непропорциональными <90>. Правда, следует отметить, что Суд ЕС также обратил внимание на то, что введение исключительных прав не лишает прокатчиков возможности продолжить осуществление деятельности, получив от правообладателей разрешение или лицензию.
Статья: Правовой статус центральных банков: сравнительное исследование
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В то же время в наши дни наблюдается расширение полномочий ЦБ и активное вовлечение его в государственную политику (усиление социальных и экономических прав, защита экологии и проч.). Эта тенденция на сегодняшний день представляется противоречащей как самой природе современного регулирования деятельности ЦБ, так и инициативам наделения ЦБ дополнительными мерами защиты от органов государственной власти. При этом наблюдается своего рода верховенство стабилизации цен, нежели использование потенциала ЦБ для налогово-бюджетного стимулирования, что стало следствием разграничения компетенций финансовых органов в осуществлении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Отсюда, по мнению автора, вытекает необходимость для законодателя искать новый баланс между социальными правами индивидов и их правами и свободами в сфере коммерческой деятельности, так как этот вопрос лежит в плоскости выбора самой модели национальной экономики и ее правового регулирования.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В то же время в наши дни наблюдается расширение полномочий ЦБ и активное вовлечение его в государственную политику (усиление социальных и экономических прав, защита экологии и проч.). Эта тенденция на сегодняшний день представляется противоречащей как самой природе современного регулирования деятельности ЦБ, так и инициативам наделения ЦБ дополнительными мерами защиты от органов государственной власти. При этом наблюдается своего рода верховенство стабилизации цен, нежели использование потенциала ЦБ для налогово-бюджетного стимулирования, что стало следствием разграничения компетенций финансовых органов в осуществлении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Отсюда, по мнению автора, вытекает необходимость для законодателя искать новый баланс между социальными правами индивидов и их правами и свободами в сфере коммерческой деятельности, так как этот вопрос лежит в плоскости выбора самой модели национальной экономики и ее правового регулирования.