Свобода экономической деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Свобода экономической деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с ограничением конкуренции, антимонопольными правилами, а также заключением и исполнением госконтрактов: Должностное лицо органа власти (местного самоуправления, организации) обжалует привлечение к ответственности за ограничение конкуренции
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный орган привлек к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ Должностное лицо органа власти (местного самоуправления) либо Должностное лицо организации, указанной в ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства, поскольку его действия (бездействие) привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ). Например, за создание участнику торгов преимущественных условий участия в них.
(КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный орган привлек к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ Должностное лицо органа власти (местного самоуправления) либо Должностное лицо организации, указанной в ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства, поскольку его действия (бездействие) привели (могли привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ). Например, за создание участнику торгов преимущественных условий участия в них.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Регистрация спорных контрагентов в качестве ИП и осуществление ими деятельности, аналогичной деятельности налогоплательщика, фактически направлены на юридическое закрепление взаимоотношений сторон договора, что соответствует принципу свободы экономической деятельности и имеет деловые цели. Иного налоговым органом не доказано.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Регистрация спорных контрагентов в качестве ИП и осуществление ими деятельности, аналогичной деятельности налогоплательщика, фактически направлены на юридическое закрепление взаимоотношений сторон договора, что соответствует принципу свободы экономической деятельности и имеет деловые цели. Иного налоговым органом не доказано.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовые аспекты бесплатной газификации в Российской Федерации
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)5. Конституционно-правовые аспекты реализации
(Третьяк И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)5. Конституционно-правовые аспекты реализации
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
"Европейская социальная хартия (пересмотренная)"
(принята в г. Страсбурге 03.05.1996)Статья 18. Право на занятие приносящей доход деятельностью на территории других Сторон
(принята в г. Страсбурге 03.05.1996)Статья 18. Право на занятие приносящей доход деятельностью на территории других Сторон
Статья: Свобода человека и экономическая система в науке конституционного права России
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Символично, что именно конституция на определенном этапе жизни общества стала юридическим выражением смысла свободы для каждого человека. При этом в основе конституционного строя государства находятся экономические отношения. В тексте любой конституции разрешается вопрос об отношении политической власти к экономической системе страны. В.Т. Кабышев справедливо писал, что именно экономические отношения выражают природу нового конституционного строя России, закрепленного Конституцией 1993 г. <1>. Так, новые экономические основы: свобода экономической деятельности, признание и защита частной собственности - заменили собой принципы социалистической собственности, установленные в советских конституциях. Стремительная трансформация экономических основ по-прежнему неоднозначно оценивается в российском обществе. Реализация идей о свободе человека, главным образом экономических, отраженных в Конституции РФ 1993 г., не дала ожидаемых результатов.
(Тупиков Н.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)Символично, что именно конституция на определенном этапе жизни общества стала юридическим выражением смысла свободы для каждого человека. При этом в основе конституционного строя государства находятся экономические отношения. В тексте любой конституции разрешается вопрос об отношении политической власти к экономической системе страны. В.Т. Кабышев справедливо писал, что именно экономические отношения выражают природу нового конституционного строя России, закрепленного Конституцией 1993 г. <1>. Так, новые экономические основы: свобода экономической деятельности, признание и защита частной собственности - заменили собой принципы социалистической собственности, установленные в советских конституциях. Стремительная трансформация экономических основ по-прежнему неоднозначно оценивается в российском обществе. Реализация идей о свободе человека, главным образом экономических, отраженных в Конституции РФ 1993 г., не дала ожидаемых результатов.
Статья: Ценностная аргументация в решениях органов конституционного правосудия
(Белов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Например, в 2022 г. Конституционный суд Словении рассматривал дело о конституционности Левой партии, спор по поводу деятельности которой сводился к тому, может ли провозглашаемая ею политика (в том числе коммунистические идеи социальной справедливости, в том числе общественной собственности на производственные фонды и средства производства) рассматриваться как соответствующая ценностям свободной демократии <52>. Заявители настаивали на том, что Левая партия провозглашает среди целей своей политики идеи, которые ассоциируются с прежним, коммунистическим и тоталитарным, режимом, - идеи, несовместимые с современным демократическим конституционным строем республики. И хотя достаточно очевидно, что ценности Левой партии расходятся как минимум с ценностями свободной рыночной капиталистической экономики, Конституционный суд не нашел причин считать деятельность этой партии неконституционной. В решении Конституционного суда приведены аргументы, что партия не умаляет ценностей человеческого достоинства, равенства и недопустимости пропаганды насилия и дискриминации - фундаментальных конституционных ценностей свободного демократического общества, однако суд не дал ответа о возможном нарушении других ценностей демократического общества, в том числе свободного рынка и свободы экономической деятельности.
(Белов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Например, в 2022 г. Конституционный суд Словении рассматривал дело о конституционности Левой партии, спор по поводу деятельности которой сводился к тому, может ли провозглашаемая ею политика (в том числе коммунистические идеи социальной справедливости, в том числе общественной собственности на производственные фонды и средства производства) рассматриваться как соответствующая ценностям свободной демократии <52>. Заявители настаивали на том, что Левая партия провозглашает среди целей своей политики идеи, которые ассоциируются с прежним, коммунистическим и тоталитарным, режимом, - идеи, несовместимые с современным демократическим конституционным строем республики. И хотя достаточно очевидно, что ценности Левой партии расходятся как минимум с ценностями свободной рыночной капиталистической экономики, Конституционный суд не нашел причин считать деятельность этой партии неконституционной. В решении Конституционного суда приведены аргументы, что партия не умаляет ценностей человеческого достоинства, равенства и недопустимости пропаганды насилия и дискриминации - фундаментальных конституционных ценностей свободного демократического общества, однако суд не дал ответа о возможном нарушении других ценностей демократического общества, в том числе свободного рынка и свободы экономической деятельности.
Статья: Конституционная экономика Российской Федерации в условиях санкций и мобилизации
(Кажлаев С.А., Кажлаев Ш.С.)
("Современное право", 2025, N 2)Конституция РФ закрепляет правовые основы национальной экономической системы, включая рыночную экономику, единство экономического пространства, гарантируя в интересах обеспечения согласия и справедливости свободу экономической деятельности. Одновременно Конституция РФ допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (преамбула, ч. 1 ст. 8; ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35; ч. 3 ст. 55).
(Кажлаев С.А., Кажлаев Ш.С.)
("Современное право", 2025, N 2)Конституция РФ закрепляет правовые основы национальной экономической системы, включая рыночную экономику, единство экономического пространства, гарантируя в интересах обеспечения согласия и справедливости свободу экономической деятельности. Одновременно Конституция РФ допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (преамбула, ч. 1 ст. 8; ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35; ч. 3 ст. 55).
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)1. Муниципальные унитарные предприятия - "лишнее звено" в российской экономике? Судьба муниципальных унитарных предприятий остается одной из болезненных тем российского местного самоуправления на протяжении многих лет. С одной стороны, законодательство о местном самоуправлении, начиная с первого акта в этой области - Закона СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства <1> и заканчивая ныне действующим Законом 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления <2>, предоставляет муниципалитетам право создания унитарных предприятий, вручая им тем самым важный организационно-правовой инструмент осуществления своей деятельности. Через такие предприятия муниципальные образования получают возможность выполнить - с учетом высокой социальной составляющей их деятельности - возложенные на них функции по обеспечению жизнедеятельности населения, используя в том числе полномочия по установлению тарифов предприятий, сохранить критически важную социальную (коммунальную, культурно-образовательную, транспортную) инфраструктуру и обеспечить ее использование в интересах жителей. Особое значение унитарные предприятия приобрели для депрессивных или недостаточно экономически развитых территорий: благодаря их функционированию граждане получают доступ к широкому спектру социально значимых услуг. С другой стороны, на протяжении последних тридцати лет, т.е. с самого начала экономических преобразований 1990-х годов, положение муниципальных унитарных предприятий остается критическим. Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся закреплением конституционных гарантий поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности, признанием права частной собственности, права на предпринимательскую деятельность, отводит центральное место в экономической системе субъектам частной инициативы. В этих условиях муниципальные унитарные предприятия нередко объявляются нежелательными субъектами локального (муниципального) сектора экономики, препятствующими ее развитию на частных - рыночных - началах. Условия функционирования данных предприятий усложняются, возможности их создания неуклонно сокращаются.
Статья: Идея социального партнерства в социоэкономической парадигме Конституции России
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Экономика является феноменом социума, поэтому в реализации экономических прав отражается целостная системная взаимосвязь с социальными правами, в которой переплетаются частные и публичные интересы. Важнейшая роль в обеспечении единства системы правового регулирования экономических отношений принадлежит конституции. Современные конституции включают положения, устанавливающие основы социоэкономической системы общества, определяющие роль государства и пределы его участия в экономике, формы и режим собственности, свободу экономической деятельности, использование природных ресурсов, минимальный размер оплаты труда и другие.
(Ильина О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Экономика является феноменом социума, поэтому в реализации экономических прав отражается целостная системная взаимосвязь с социальными правами, в которой переплетаются частные и публичные интересы. Важнейшая роль в обеспечении единства системы правового регулирования экономических отношений принадлежит конституции. Современные конституции включают положения, устанавливающие основы социоэкономической системы общества, определяющие роль государства и пределы его участия в экономике, формы и режим собственности, свободу экономической деятельности, использование природных ресурсов, минимальный размер оплаты труда и другие.
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Реализация данного принципа означает соответствие деятельности, осуществляемой в рамках оказания поддержки субъектам МСП, целям Федерального закона о защите конкуренции, в качестве которых определены: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Указанный Закон содержит специальные правила предоставления государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП (глава 5).
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)Реализация данного принципа означает соответствие деятельности, осуществляемой в рамках оказания поддержки субъектам МСП, целям Федерального закона о защите конкуренции, в качестве которых определены: обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Указанный Закон содержит специальные правила предоставления государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП (глава 5).
Статья: Ловушки этатизированного мышления и потребность в радикальном сомнении: о некоторых проблемах методологии правовых исследований цивилистического процесса
(Тебенев И.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Сказанное означает, что рассмотрение пределов автономии воли, к примеру, в цивилистическом процессе требует от исследователя обратиться к фундаментальным вопросам теории процессуального права, включая вопрос о правовой природе и назначении деятельности суда. От взглядов исследователя на данные вопросы (и еще более, чем от конкретных взглядов, - от самого способа рассуждать о данных вопросах) будут зависеть его последующие выводы. Иными словами, "то, что мы считаем основополагающим для природы и функций права, определяет наш подход не только к предмету в целом, но и к отдельным правовым проблемам" <3>. Аналогичным образом невозможно было бы рассуждать, например, о допустимых пределах ограничения свободы договора в гражданском праве без предварительного осмысления того обстоятельства, что как свобода экономической деятельности, так и защита оборота от разнообразных негативных последствий такой абсолютной свободы (разнообразные провалы рынка) в равной степени являются ценностями, которые должны быть учтены гражданским правом исходя из выполняемых им социальных функций.
(Тебенев И.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 2)Сказанное означает, что рассмотрение пределов автономии воли, к примеру, в цивилистическом процессе требует от исследователя обратиться к фундаментальным вопросам теории процессуального права, включая вопрос о правовой природе и назначении деятельности суда. От взглядов исследователя на данные вопросы (и еще более, чем от конкретных взглядов, - от самого способа рассуждать о данных вопросах) будут зависеть его последующие выводы. Иными словами, "то, что мы считаем основополагающим для природы и функций права, определяет наш подход не только к предмету в целом, но и к отдельным правовым проблемам" <3>. Аналогичным образом невозможно было бы рассуждать, например, о допустимых пределах ограничения свободы договора в гражданском праве без предварительного осмысления того обстоятельства, что как свобода экономической деятельности, так и защита оборота от разнообразных негативных последствий такой абсолютной свободы (разнообразные провалы рынка) в равной степени являются ценностями, которые должны быть учтены гражданским правом исходя из выполняемых им социальных функций.
Статья: Конституционная ценность доверия
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)По сути, отрицается объективный характер конституционных ценностей. Получается, что их состав зависит от усмотрений ученых, их предпочтений и установок. Такой подход приводит, например, к выводу о том, что к конституционным ценностям относятся права и свободы человека и гражданина, правовая государственность, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, равная защита форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство, демократия и народный суверенитет, государственный суверенитет Российской Федерации, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления. Так, в частности, по мнению А.А. Сухановой, "перечень конституционных ценностей не является исчерпывающим и может подлежать изменению в силу динамичного характера" <22>.
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)По сути, отрицается объективный характер конституционных ценностей. Получается, что их состав зависит от усмотрений ученых, их предпочтений и установок. Такой подход приводит, например, к выводу о том, что к конституционным ценностям относятся права и свободы человека и гражданина, правовая государственность, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, равная защита форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство, демократия и народный суверенитет, государственный суверенитет Российской Федерации, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления. Так, в частности, по мнению А.А. Сухановой, "перечень конституционных ценностей не является исчерпывающим и может подлежать изменению в силу динамичного характера" <22>.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)На особый правовой механизм предоставления прав в отношении объектов недропользования указывается и в правовых предписаниях ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <8>, имеющих бланкетный характер и отсылающих к Закону "О недрах" в части специального порядка заключения сделок по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности. Указанное положение законодательного акта свидетельствует о гражданско-правовом характере действий хозяйствующих субъектов, направленных на предоставление имущественных прав в сфере недропользования, специфика которых обусловлена участием государства в соответствующих правоотношениях. Как верно отмечено в юридической литературе, "нормы обоих вышеназванных Законов направлены на защиту конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности в отраслях недропользования, эффективное использование недр" <9>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)На особый правовой механизм предоставления прав в отношении объектов недропользования указывается и в правовых предписаниях ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <8>, имеющих бланкетный характер и отсылающих к Закону "О недрах" в части специального порядка заключения сделок по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности. Указанное положение законодательного акта свидетельствует о гражданско-правовом характере действий хозяйствующих субъектов, направленных на предоставление имущественных прав в сфере недропользования, специфика которых обусловлена участием государства в соответствующих правоотношениях. Как верно отмечено в юридической литературе, "нормы обоих вышеназванных Законов направлены на защиту конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности в отраслях недропользования, эффективное использование недр" <9>.
Статья: Передача имущества в целях увеличения чистых активов: будет ли НДС?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)Суды отвергли ссылку налоговиков на взаимозависимость компании и ООО. Они указали, что взаимозависимость участников хозяйственного оборота сама по себе не может приравниваться к недобросовестности. Совершение сделок между такими лицами при недоказанности противоправности их поведения (в том числе в целях налогообложения) не является отклонением от обычных условий хозяйствования, не противоречит нормам гражданского законодательства о свободе экономической деятельности.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 47)Суды отвергли ссылку налоговиков на взаимозависимость компании и ООО. Они указали, что взаимозависимость участников хозяйственного оборота сама по себе не может приравниваться к недобросовестности. Совершение сделок между такими лицами при недоказанности противоправности их поведения (в том числе в целях налогообложения) не является отклонением от обычных условий хозяйствования, не противоречит нормам гражданского законодательства о свободе экономической деятельности.