Сверхурочная работа в органах внутренних дел
Подборка наиболее важных документов по запросу Сверхурочная работа в органах внутренних дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024 по делу N 88-28437/2024 (УИД 01RS0004-01-2019-008021-97)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчиком нарушены трудовые права истца.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Сами по себе представленные истцом табели учета служебного времени выполнение К. сверхурочной работы не подтверждают, так как не отвечают требованиям Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное и нерабочие праздничные дни, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961, - отсутствует правовой акт (приказ) руководителя (начальника) о привлечении К. к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Ответчиком нарушены трудовые права истца.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Сами по себе представленные истцом табели учета служебного времени выполнение К. сверхурочной работы не подтверждают, так как не отвечают требованиям Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное и нерабочие праздничные дни, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961, - отсутствует правовой акт (приказ) руководителя (начальника) о привлечении К. к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 N 88-19641/2023 (УИД 66RS0048-01-2022-001474-18)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании недействительными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении по специальным основаниям, восстановлении на работе, взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица уволена из органов внутренних дел за совершение грубого нарушения служебной дисциплины. Истица ссылается на то, что в дни отсутствия по месту службы она проходила консультации, медицинское обследование, сдавала анализы с последующим предоставлением оправдательных документов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Признавая правильными выводы суда первой инстанции о наличии уважительных причин отсутствия истца на службе, суд апелляционной инстанции указал, что безусловно, нахождение на приеме в лечебном учреждении само по себе не является основанием для освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, равно как служебное законодательство не предполагает возможности самовольного использования сотрудником имеющихся часов переработки. Однако представленная совокупность доказательств, исследованная судом первой инстанции и отраженная в решении суда, свидетельствует о правомерности выводов суда первой инстанции о подтверждении факта отсутствия истца на службе в указанные дни по уважительным причинам, что исключает вменение ей грубого нарушения служебной дисциплины.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании недействительными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении по специальным основаниям, восстановлении на работе, взыскании оплаты за вынужденный прогул, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица уволена из органов внутренних дел за совершение грубого нарушения служебной дисциплины. Истица ссылается на то, что в дни отсутствия по месту службы она проходила консультации, медицинское обследование, сдавала анализы с последующим предоставлением оправдательных документов.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Признавая правильными выводы суда первой инстанции о наличии уважительных причин отсутствия истца на службе, суд апелляционной инстанции указал, что безусловно, нахождение на приеме в лечебном учреждении само по себе не является основанием для освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, равно как служебное законодательство не предполагает возможности самовольного использования сотрудником имеющихся часов переработки. Однако представленная совокупность доказательств, исследованная судом первой инстанции и отраженная в решении суда, свидетельствует о правомерности выводов суда первой инстанции о подтверждении факта отсутствия истца на службе в указанные дни по уважительным причинам, что исключает вменение ей грубого нарушения служебной дисциплины.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оплата сверхурочной работы
(Лимонникова А.С.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Кроме того, в Решении ВС РФ от 21.06.2007 N ГКПИ07-516 сформулирована следующая правовая позиция: при исчислении часовой тарифной ставки для оплаты сверхурочной работы сотрудника органа внутренних дел учитываются не все части его денежного довольствия, а только оклад по занимаемой штатной должности и оклад по специальному званию (оклад денежного содержания). Является несостоятельным утверждение заявителя о том, что для оплаты сверхурочной работы должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
(Лимонникова А.С.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Кроме того, в Решении ВС РФ от 21.06.2007 N ГКПИ07-516 сформулирована следующая правовая позиция: при исчислении часовой тарифной ставки для оплаты сверхурочной работы сотрудника органа внутренних дел учитываются не все части его денежного довольствия, а только оклад по занимаемой штатной должности и оклад по специальному званию (оклад денежного содержания). Является несостоятельным утверждение заявителя о том, что для оплаты сверхурочной работы должны учитываться все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Статья: Основания деликтной ответственности государства
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)<38> Вне рабочего времени сотрудник ОВД открыл стрельбу. Российские суды отказали потерпевшим в возмещении убытков из казны, ссылаясь на то, что деликт был совершен должностным лицом вне рабочего времени и за пределами территориальной юрисдикции ОВД, в котором работал сотрудник. Следовательно, по мнению судей, сотрудник ОВД не действовал в рамках своих должностных обязанностей, что свидетельствует об отсутствии оснований для наступления ответственности государства за его действия. Тот факт, что он был в милицейской форме и использовал патроны, приписанные к ОВД, в котором работал сотрудник, не имел никакого значения для судов. ЕСПЧ усмотрел нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, указав на неисполнение государством позитивной обязанности принимать необходимые меры для защиты жизни лиц, относящихся к его юрисдикции, что включает в себя необходимость создания законодательных и исполнительных механизмов для обеспечения эффективного уменьшения угрозы праву на жизнь. См.: Постановление ЕСПЧ от 01.12.2016 по делу "Герасименко и другие (Gerasimenko and Others) против Российской Федерации" (жалобы N 5821/10 и N 65523/12).
(Лучкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)<38> Вне рабочего времени сотрудник ОВД открыл стрельбу. Российские суды отказали потерпевшим в возмещении убытков из казны, ссылаясь на то, что деликт был совершен должностным лицом вне рабочего времени и за пределами территориальной юрисдикции ОВД, в котором работал сотрудник. Следовательно, по мнению судей, сотрудник ОВД не действовал в рамках своих должностных обязанностей, что свидетельствует об отсутствии оснований для наступления ответственности государства за его действия. Тот факт, что он был в милицейской форме и использовал патроны, приписанные к ОВД, в котором работал сотрудник, не имел никакого значения для судов. ЕСПЧ усмотрел нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, указав на неисполнение государством позитивной обязанности принимать необходимые меры для защиты жизни лиц, относящихся к его юрисдикции, что включает в себя необходимость создания законодательных и исполнительных механизмов для обеспечения эффективного уменьшения угрозы праву на жизнь. См.: Постановление ЕСПЧ от 01.12.2016 по делу "Герасименко и другие (Gerasimenko and Others) против Российской Федерации" (жалобы N 5821/10 и N 65523/12).
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007)
(Извлечение)Ответ: Дела по искам сотрудников органов внутренних дел о взыскании денежных выплат за фактическое участие в контртеррористических операциях, о предоставлении компенсации за работу в сверхурочное время, о взыскании денежного довольствия относятся к делам, возникающим из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007)
(Извлечение)Ответ: Дела по искам сотрудников органов внутренних дел о взыскании денежных выплат за фактическое участие в контртеррористических операциях, о предоставлении компенсации за работу в сверхурочное время, о взыскании денежного довольствия относятся к делам, возникающим из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Вопрос 4: Подлежит ли компенсации в соответствии со ст. 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел, направленным в командировку в Северо-Кавказский регион и участвовавшим в проведении контртеррористических операций и выполнении задач по охране общественного порядка, осуществление ими служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни, а также работа сверх установленной законом продолжительности рабочего времени?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)Вопрос 4: Подлежит ли компенсации в соответствии со ст. 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел, направленным в командировку в Северо-Кавказский регион и участвовавшим в проведении контртеррористических операций и выполнении задач по охране общественного порядка, осуществление ими служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни, а также работа сверх установленной законом продолжительности рабочего времени?
Вопрос: Может ли работодатель привлекать работника к сверхурочной работе более чем на 120 часов в год, если от работника получено письменное согласие?
(Консультация эксперта, 2024)Случаи, когда продолжительность сверхурочной работы может быть увеличена, предусмотрены при введении Правительством РФ специальных мер экономического характера в отдельных организациях и их структурных подразделениях (ст. 252 ТК РФ). В частности, особенности привлечения к сверхурочной работе установлены для работников организаций оборонно-промышленного комплекса, участвующих в исполнении государственных контрактов в рамках гособоронзаказа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.08.2022 N 1365 "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах". Также привлечение к сверхурочной работе свыше установленной ТК РФ нормы рабочего времени допускается, например, для сотрудников органов внутренних дел (п. 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 N 50; Апелляционное определение Омского областного суда от 26.05.2022 по делу N 33-2739/2022).
(Консультация эксперта, 2024)Случаи, когда продолжительность сверхурочной работы может быть увеличена, предусмотрены при введении Правительством РФ специальных мер экономического характера в отдельных организациях и их структурных подразделениях (ст. 252 ТК РФ). В частности, особенности привлечения к сверхурочной работе установлены для работников организаций оборонно-промышленного комплекса, участвующих в исполнении государственных контрактов в рамках гособоронзаказа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.08.2022 N 1365 "Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах". Также привлечение к сверхурочной работе свыше установленной ТК РФ нормы рабочего времени допускается, например, для сотрудников органов внутренних дел (п. 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 N 50; Апелляционное определение Омского областного суда от 26.05.2022 по делу N 33-2739/2022).
Статья: Проблемы, возникающие при предоставлении сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации отдельных видов социальных гарантий
(Автухова О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Так, Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 1 февраля 2018 г. N 50, установлена реализация дополнительных дней отдыха, предоставление которых осуществляется на основании табеля учета выполнения сотрудником служебных обязанностей. Условием предоставления сотруднику права на отдых является непосредственно само время, в которое он выполнял работу.
(Автухова О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)Так, Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 1 февраля 2018 г. N 50, установлена реализация дополнительных дней отдыха, предоставление которых осуществляется на основании табеля учета выполнения сотрудником служебных обязанностей. Условием предоставления сотруднику права на отдых является непосредственно само время, в которое он выполнял работу.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В Письме акцентируется внимание на том, что введение режима ненормированного рабочего дня не должно менять установленную продолжительность рабочего времени, а переработка не должна приводить к системному превращению ненормированного рабочего дня в удлиненный. Такое привлечение является правом работодателя, а соответственно, и руководителя федерального органа исполнительной власти (ч. 4 ст. 53 Закона о службе в органах внутренних дел). В этом случае сотруднику руководитель обязан предоставить компенсацию в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Предоставление времени отдыха возможно как по согласованию сторон, так и путем присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску. Заметим, что по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В Письме акцентируется внимание на том, что введение режима ненормированного рабочего дня не должно менять установленную продолжительность рабочего времени, а переработка не должна приводить к системному превращению ненормированного рабочего дня в удлиненный. Такое привлечение является правом работодателя, а соответственно, и руководителя федерального органа исполнительной власти (ч. 4 ст. 53 Закона о службе в органах внутренних дел). В этом случае сотруднику руководитель обязан предоставить компенсацию в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Предоставление времени отдыха возможно как по согласованию сторон, так и путем присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску. Заметим, что по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.