Сверхлимитное размещение отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Сверхлимитное размещение отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, установлено, что ответчик является плательщиком платы за НВОС (выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления), ему утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Ранее ответчик частично признал факт превышения лимитов размещения отходов и уплатил недостающие суммы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, установлено, что ответчик является плательщиком платы за НВОС (выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления), ему утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Ранее ответчик частично признал факт превышения лимитов размещения отходов и уплатил недостающие суммы.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 288 "Основания для отмены судебного приказа, изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций" АПК РФИсходя из вышеизложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 АПК РФ в части признания недействительными пунктов 1, 2 и 3 (в части неосуществления расчета и невнесения платы за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за 2020 год ввиду отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), 4, 9-4, 9-5 и 9-6 (в части нарушения законодательства по площадке компостирования) предписания, а решение суда первой инстанции в соответствующей части - оставлению в силе в порядке пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за размещение отходов производства и потребления до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)2.2. Как рассчитать плату за НВОС при размещении отходов сверх лимита или количества, указанного в отчетности
(КонсультантПлюс, 2023)2.2. Как рассчитать плату за НВОС при размещении отходов сверх лимита или количества, указанного в отчетности
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)За размещение отходов в количестве, не превышающем лимитов на размещение отходов, плату по отходам каждого класса опасности рассчитайте так (п. п. 19, 27, 28 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
(КонсультантПлюс, 2025)За размещение отходов в количестве, не превышающем лимитов на размещение отходов, плату по отходам каждого класса опасности рассчитайте так (п. п. 19, 27, 28 Правил исчисления и взимания платы за НВОС):
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления -
(ред. от 04.11.2025)8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления -
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)2) превышение проектной мощности ранее функционировавшего объекта размещения отходов, в котором значительно превышен лимит на их размещение. Как правило, подобные полигоны отходов являются заброшенными еще с советских времен <16>;
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)2) превышение проектной мощности ранее функционировавшего объекта размещения отходов, в котором значительно превышен лимит на их размещение. Как правило, подобные полигоны отходов являются заброшенными еще с советских времен <16>;
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд подчеркнул, что акт об оказании услуг не свидетельствует о сверхнормативном размещении истцом отходов. Ответчик (уполномоченный орган) не представил доказательств превышения истцом лимитов на размещение отходов, не обосновал применение повышающего коэффициента при доначислении истцу платы за НВОС (Постановление АС СЗО от 17.08.2023 N Ф07-7836/2023 по делу N А56-65895/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд подчеркнул, что акт об оказании услуг не свидетельствует о сверхнормативном размещении истцом отходов. Ответчик (уполномоченный орган) не представил доказательств превышения истцом лимитов на размещение отходов, не обосновал применение повышающего коэффициента при доначислении истцу платы за НВОС (Постановление АС СЗО от 17.08.2023 N Ф07-7836/2023 по делу N А56-65895/2021).
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации ВОС или в отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды);
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации ВОС или в отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды);
Готовое решение: Какие коэффициенты применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Чему равен коэффициент к ставке платы за размещение отходов сверх лимита
(КонсультантПлюс, 2025)Чему равен коэффициент к ставке платы за размещение отходов сверх лимита
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)сверх лимитов на размещение отходов производства и потребления.
(КонсультантПлюс, 2025)сверх лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Готовое решение: Как рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (до 31 августа 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)За размещение отходов в объеме (массе), который не превышает лимита на размещение отходов, плату по отходам каждого класса опасности рассчитайте так:
(КонсультантПлюс, 2023)За размещение отходов в объеме (массе), который не превышает лимита на размещение отходов, плату по отходам каждого класса опасности рассчитайте так:
Готовое решение: Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды);
(КонсультантПлюс, 2025)коэффициент Ксл (равен 25) - для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах (п. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды);
Статья: Международная торговля минеральными удобрениями и экологические барьеры: влияние на таможенно-логистические процессы и пути адаптации
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Значительное внимание уделяется экологическим инвестициям и модернизации инфраструктуры. В 2024 г. расходы на природоохранные мероприятия составили 435 млн рублей. Основные проекты были направлены на поддержание эффективной работы очистных сооружений и снижение сбросов загрязняющих веществ. Несмотря на увеличение объемов сбросов до 9,8 тыс. т, показатели оставались в пределах установленных нормативов. Большая часть отходов компании классифицируется как неопасные, при этом доля опасных отходов продолжает сокращаться. В отчетном году предприятия группы не превышали установленные лимиты на размещение отходов. Интеграция принципов устойчивого развития в стратегию компании является важным направлением повышения конкурентоспособности. Следование ESG-принципам рассматривается не только как элемент экологической и социальной ответственности, но и как условие инвестиционной привлекательности на международных рынках. Группа "Акрон" уделяет все больше внимания вопросам корпоративного управления и выстраивает стратегию устойчивого развития, которая ориентируется не только на глобальные тенденции, но и на ожидания партнеров и регуляторов. В 2024 г. предприятия компании - ПАО "Акрон" и ПАО "Дорогобуж" - получили комплексные экологические разрешения Росприроднадзора. Такие документы охватывают все виды воздействия на окружающую среду и фактически встраивают экологическую отчетность в производственный процесс.
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Значительное внимание уделяется экологическим инвестициям и модернизации инфраструктуры. В 2024 г. расходы на природоохранные мероприятия составили 435 млн рублей. Основные проекты были направлены на поддержание эффективной работы очистных сооружений и снижение сбросов загрязняющих веществ. Несмотря на увеличение объемов сбросов до 9,8 тыс. т, показатели оставались в пределах установленных нормативов. Большая часть отходов компании классифицируется как неопасные, при этом доля опасных отходов продолжает сокращаться. В отчетном году предприятия группы не превышали установленные лимиты на размещение отходов. Интеграция принципов устойчивого развития в стратегию компании является важным направлением повышения конкурентоспособности. Следование ESG-принципам рассматривается не только как элемент экологической и социальной ответственности, но и как условие инвестиционной привлекательности на международных рынках. Группа "Акрон" уделяет все больше внимания вопросам корпоративного управления и выстраивает стратегию устойчивого развития, которая ориентируется не только на глобальные тенденции, но и на ожидания партнеров и регуляторов. В 2024 г. предприятия компании - ПАО "Акрон" и ПАО "Дорогобуж" - получили комплексные экологические разрешения Росприроднадзора. Такие документы охватывают все виды воздействия на окружающую среду и фактически встраивают экологическую отчетность в производственный процесс.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)сверх лимитов на размещение отходов.
(КонсультантПлюс, 2023)сверх лимитов на размещение отходов.
Статья: Судейский активизм и судебная сдержанность в теории эволютивного подхода к праву
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Каждое толкование правовой нормы может иметь общие последствия и сказаться на общем правовом регулировании. Правовые нормы и правовые принципы составляют систему права, причем взаимосвязанную. Роль судьи при проявлении судейского активизма - сохранить взаимодействие норм. Судья выступает в качестве надежного партнера законодателя, который предполагает это еще при разработке и принятии законов. У судьи есть инструменты, которых нет у законодателя. Жизнь права зависит от способности реализовывать эти инструменты. Интенсивность активизма зависит от подхода судьи, который может задействовать все функции, включая аргументацию, интерпретацию, черпая из судебной риторики и сравнительного права, или часть, необходимую для решения конкретного дела. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 5 марта 2013 г. N 5-П по делу о проверке конституционности ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства РФ об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды решил, что в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, в нарушение ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1), 42 и 58 Конституции РФ превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Каждое толкование правовой нормы может иметь общие последствия и сказаться на общем правовом регулировании. Правовые нормы и правовые принципы составляют систему права, причем взаимосвязанную. Роль судьи при проявлении судейского активизма - сохранить взаимодействие норм. Судья выступает в качестве надежного партнера законодателя, который предполагает это еще при разработке и принятии законов. У судьи есть инструменты, которых нет у законодателя. Жизнь права зависит от способности реализовывать эти инструменты. Интенсивность активизма зависит от подхода судьи, который может задействовать все функции, включая аргументацию, интерпретацию, черпая из судебной риторики и сравнительного права, или часть, необходимую для решения конкретного дела. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 5 марта 2013 г. N 5-П по делу о проверке конституционности ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства РФ об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды решил, что в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, в нарушение ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 1), 42 и 58 Конституции РФ превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.