Сведения о доходах налоговая тайна
Подборка наиболее важных документов по запросу Сведения о доходах налоговая тайна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию финансового управляющего неправомерной, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами. Статья 102 НК РФ предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию финансового управляющего неправомерной, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами. Статья 102 НК РФ предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на неприкосновенность частной жизни
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, к сведениям о частной жизни гражданина, которые являются тайной, относятся сведения, позволяющие идентифицировать соответствующего гражданина (имя, изображение, адрес места жительства, контактные сведения, дата и место рождения, национальная принадлежность и т.д.), составляющие личную, семейную и иную тайну данного гражданина (например, налоговую тайну - сведения о доходах, имуществе, размере уплаченных налогов; врачебную тайну и т.д.), информация о коммуникациях гражданина (в том числе о его переписке, телефонных переговорах и т.д.), о передвижении гражданина по территории страны и мира.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, к сведениям о частной жизни гражданина, которые являются тайной, относятся сведения, позволяющие идентифицировать соответствующего гражданина (имя, изображение, адрес места жительства, контактные сведения, дата и место рождения, национальная принадлежность и т.д.), составляющие личную, семейную и иную тайну данного гражданина (например, налоговую тайну - сведения о доходах, имуществе, размере уплаченных налогов; врачебную тайну и т.д.), информация о коммуникациях гражданина (в том числе о его переписке, телефонных переговорах и т.д.), о передвижении гражданина по территории страны и мира.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)1. Не являются налоговой тайной сведения о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов соответствующих бюджетов, если такие сведения предоставлены по запросам Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" (подп. 15 п. 1 ст. 102 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)1. Не являются налоговой тайной сведения о принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, к налогам, сборам, страховым взносам, являющимся источниками формирования доходов соответствующих бюджетов, если такие сведения предоставлены по запросам Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и федеральной территории "Сириус" (подп. 15 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Так, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, будут наказываться принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Так, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, будут наказываться принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет со штрафом в размере до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг доступен для крупных организаций - сумма уплаченных за год налогов не менее 80 млн руб., годовой доход от 800 млн руб., активы не менее 800 млн руб., - а также для резидентов ОЭЗ и других территорий с особыми условиями для бизнеса. Обязаны переходить на налоговый мониторинг только участники СЗПК при любой величине доходов, активов и уплаченных налогов (ст. 105.26 НК РФ, ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг доступен для крупных организаций - сумма уплаченных за год налогов не менее 80 млн руб., годовой доход от 800 млн руб., активы не менее 800 млн руб., - а также для резидентов ОЭЗ и других территорий с особыми условиями для бизнеса. Обязаны переходить на налоговый мониторинг только участники СЗПК при любой величине доходов, активов и уплаченных налогов (ст. 105.26 НК РФ, ст. 10 Закона N 69-ФЗ).
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, СФР и государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, содержащие в том числе налоговую тайну;
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 2)- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, СФР и государственных внебюджетных фондов информацию, включая персональные данные и сведения, содержащие в том числе налоговую тайну;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 183 УК РФ предусматривает, что собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 183 УК РФ предусматривает, что собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Статья: Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием средств и методов, не поименованных в Федеральном законе "О защите конкуренции"
(Городов О.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)Под промышленным шпионажем в литературе чаще всего понимают мероприятия по незаконному получению и разглашению сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (незаконному добыванию информации) <7>. Осуществление указанных мероприятий по смыслу правил, закрепленных в гл. 22 УК РФ, может быть квалифицировано как преступление в сфере экономики. Так, согласно ч. 1 ст. 183 УК РФ собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Отождествление промышленного шпионажа с незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, если только не понимать под ним некий литературный, а не юридический термин, представляется ошибочным по следующему основанию. В основу явления, обозначаемого юридически безразличным литературным термином "промышленный шпионаж", положено юридически значимое понятие "шпионаж", под которым законодатель в ст. 276 УК РФ понимает передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности РФ, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.
(Городов О.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)Под промышленным шпионажем в литературе чаще всего понимают мероприятия по незаконному получению и разглашению сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (незаконному добыванию информации) <7>. Осуществление указанных мероприятий по смыслу правил, закрепленных в гл. 22 УК РФ, может быть квалифицировано как преступление в сфере экономики. Так, согласно ч. 1 ст. 183 УК РФ собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Отождествление промышленного шпионажа с незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, если только не понимать под ним некий литературный, а не юридический термин, представляется ошибочным по следующему основанию. В основу явления, обозначаемого юридически безразличным литературным термином "промышленный шпионаж", положено юридически значимое понятие "шпионаж", под которым законодатель в ст. 276 УК РФ понимает передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности РФ, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 3. По мнению конкурсного управляющего, налоговый орган неправомерно отказал в предоставлении в отношении должника информации по доходам, отчетности по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, ссылаясь на режим налоговой тайны.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 3. По мнению конкурсного управляющего, налоговый орган неправомерно отказал в предоставлении в отношении должника информации по доходам, отчетности по форме 2-НДФЛ, 3-НДФЛ, ссылаясь на режим налоговой тайны.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Отметим, что с 1 августа 2022 г. действует обновленная редакция п. 2.3 ст. 102 НК РФ. Дополнительно установили, что не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов). По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) такое согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Указанное согласие должно быть направлено в налоговый орган в электронной форме (бумажный вариант согласия, по всей видимости, не предусмотрен). Формат и порядок направления согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме должна утвердить ФНС.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Отметим, что с 1 августа 2022 г. действует обновленная редакция п. 2.3 ст. 102 НК РФ. Дополнительно установили, что не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов). По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) такое согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Указанное согласие должно быть направлено в налоговый орган в электронной форме (бумажный вариант согласия, по всей видимости, не предусмотрен). Формат и порядок направления согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме должна утвердить ФНС.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для осуществления контроля за исправлением страхователем допущенных нарушений методическими рекомендациями предусмотрено ведение Журнала регистрации актов документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц, в котором отмечаются выявленные нарушения, устанавливаются сроки для их устранения.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Для осуществления контроля за исправлением страхователем допущенных нарушений методическими рекомендациями предусмотрено ведение Журнала регистрации актов документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц, в котором отмечаются выявленные нарушения, устанавливаются сроки для их устранения.
Вопрос: О получении финансовым управляющим сведений о банковских счетах, доходах, недвижимом имуществе и транспортных средствах должника - физического лица.
(Письмо ФНС России от 04.04.2023 N КВ-3-14/4680@)Пунктом 2 названной статьи Кодекса установлено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
(Письмо ФНС России от 04.04.2023 N КВ-3-14/4680@)Пунктом 2 названной статьи Кодекса установлено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья: Недооценка резервов при кредитовании как основание ответственности менеджмента банка в процедуре банкротства
(Баянов Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)1) установленные Банком России правила не предусматривают получения сведений об уплате работодателями заемщиков налоговых платежей (НДФЛ). Кроме того, у банка "Уральский финансовый дом" нет возможности самостоятельно получить такие сведения, отнесенные законом к налоговой тайне;
(Баянов Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)1) установленные Банком России правила не предусматривают получения сведений об уплате работодателями заемщиков налоговых платежей (НДФЛ). Кроме того, у банка "Уральский финансовый дом" нет возможности самостоятельно получить такие сведения, отнесенные законом к налоговой тайне;
Статья: Актуальные проблемы борьбы с "серыми" зарплатами и нелегальной занятостью в Российской Федерации
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)В связи с этим Минтруд России подготовил проект перечня сведений и информации (включая сведения, составляющие налоговую тайну), передаваемых Федеральной налоговой службой России (ФНС России) в межведомственные комиссии субъектов России по противодействию нелегальной занятости и в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). Передача данной информации предусмотрена ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" <2>. Закон был разработан в целях борьбы с нелегальной занятостью работников и не декларируемым трудом.
(Зимакова М.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)В связи с этим Минтруд России подготовил проект перечня сведений и информации (включая сведения, составляющие налоговую тайну), передаваемых Федеральной налоговой службой России (ФНС России) в межведомственные комиссии субъектов России по противодействию нелегальной занятости и в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). Передача данной информации предусмотрена ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" <2>. Закон был разработан в целях борьбы с нелегальной занятостью работников и не декларируемым трудом.