Сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа
Подборка наиболее важных документов по запросу Сведения, отнесенные к категории ограниченного доступа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 99 "Контроль в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Таким образом, заявки участников данной закупки не могли быть представлены на ознакомление в соответствии с ходатайством в силу положений части 30 статьи 99 Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявок содержатся персональные данные, может содержаться коммерческая тайна, а также иная информация, отнесенная к категории сведений ограниченного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Ограничение доступа к информации
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Ограничение доступа к информации
Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О коммерческой тайне"Статья 10. Охрана конфиденциальности информации
(ред. от 08.08.2024)
"О коммерческой тайне"Статья 10. Охрана конфиденциальности информации
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 03.08.2018 субъекты Российской Федерации наделены правом установить региональным законом положение о том, что обязательным приложением к ГПЗУ в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (п. 3.1 ст. 57.3 ГрК РФ). Форма ГПЗУ утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Приказ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 03.08.2018 субъекты Российской Федерации наделены правом установить региональным законом положение о том, что обязательным приложением к ГПЗУ в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (п. 3.1 ст. 57.3 ГрК РФ). Форма ГПЗУ утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Приказ).
Статья: Право граждан присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Анализ судебной практики позволил выявить типичные недостатки правового регулирования общественных отношений по поводу реализации гражданами права присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. В массиве решений судов обнаруживается, что часто субъекты правотворчества, издавая акты во исполнение статьи 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", выходят за рамки своей компетенции. Это проецирует выход за рамки предмета регулирования правового акта. К примеру, присвоение органами местного самоуправления полномочий по расширению перечня сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. По справедливому мнению А.В. Блещика, подобные нормы составлены с технико-юридическими нарушениями [19, с. 109]. Дефектны и неконкретизированные предписания со значительной степенью усмотрения при определении обстоятельств, препятствующих гражданам находиться на заседаниях коллегиальных органов власти. Наличие вариантов толкования норм-ограничений позволяет правоприменителю в конкретном случае проявить волю при признании физического лица слушателем. Неточность и неясность предопределяет индивидуальный подход к оценке пользователей информации. Такое регулирование входит в противоречие с принципом информационной открытости в деятельности органов власти как составной части конституционного принципа гласности. Здесь же стоит привести точку зрения И.П. Кожокаря о том, что отрицательная абстракция противоречит конституционному принципу верховенства права ввиду неизбежных затруднений в единообразном восприятии и применении правовых норм и в целом снижает качество регулирования [20, с. 218 - 222]. Отчего говорить о неопределенности правовых норм как о позитивном свойстве права, позволяющем учитывать динамику развития общественных отношений [21, с. 36] по поводу открытости и прозрачности публично-управленческой деятельности, не приходится.
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Анализ судебной практики позволил выявить типичные недостатки правового регулирования общественных отношений по поводу реализации гражданами права присутствовать на заседаниях коллегиальных органов власти. В массиве решений судов обнаруживается, что часто субъекты правотворчества, издавая акты во исполнение статьи 15 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", выходят за рамки своей компетенции. Это проецирует выход за рамки предмета регулирования правового акта. К примеру, присвоение органами местного самоуправления полномочий по расширению перечня сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. По справедливому мнению А.В. Блещика, подобные нормы составлены с технико-юридическими нарушениями [19, с. 109]. Дефектны и неконкретизированные предписания со значительной степенью усмотрения при определении обстоятельств, препятствующих гражданам находиться на заседаниях коллегиальных органов власти. Наличие вариантов толкования норм-ограничений позволяет правоприменителю в конкретном случае проявить волю при признании физического лица слушателем. Неточность и неясность предопределяет индивидуальный подход к оценке пользователей информации. Такое регулирование входит в противоречие с принципом информационной открытости в деятельности органов власти как составной части конституционного принципа гласности. Здесь же стоит привести точку зрения И.П. Кожокаря о том, что отрицательная абстракция противоречит конституционному принципу верховенства права ввиду неизбежных затруднений в единообразном восприятии и применении правовых норм и в целом снижает качество регулирования [20, с. 218 - 222]. Отчего говорить о неопределенности правовых норм как о позитивном свойстве права, позволяющем учитывать динамику развития общественных отношений [21, с. 36] по поводу открытости и прозрачности публично-управленческой деятельности, не приходится.
Статья: Особенности защиты профессионального права на получение сведений, необходимых для оказания юридической помощи, по адвокатскому запросу
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)Следует обратить внимание на то, что п. 3 ч. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре в действующей редакции существенно ограничивает адвоката в получении сведений на адвокатский запрос. Как усматривается из справочной информации "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа", действующее законодательство содержит в себе 122 нормы материального права из разных нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые относят сведения к категории ограниченного доступа.
(Бурлаченко А.С.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)Следует обратить внимание на то, что п. 3 ч. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре в действующей редакции существенно ограничивает адвоката в получении сведений на адвокатский запрос. Как усматривается из справочной информации "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа", действующее законодательство содержит в себе 122 нормы материального права из разных нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые относят сведения к категории ограниченного доступа.
Статья: Защита информации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Защита конфиденциальной информации в организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Защита конфиденциальной информации в организации
Статья: "Суверенный Рунет" и "Великий китайский файрвол": сравнительно-правовой анализ
(Исакова В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Вопрос ограничения доступа к информации урегулирован ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор). В то же время существует широкий перечень сведений ограниченного доступа, с которыми гражданин не может ознакомиться, не имея на то отдельного права. К таким сведениям относятся сведения, содержащие государственную и коммерческую тайны, персональные данные, тайну следствия, налоговую, банковскую, врачебную тайны и мн. др., согласно Перечню нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа <2>.
(Исакова В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Вопрос ограничения доступа к информации урегулирован ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор). В то же время существует широкий перечень сведений ограниченного доступа, с которыми гражданин не может ознакомиться, не имея на то отдельного права. К таким сведениям относятся сведения, содержащие государственную и коммерческую тайны, персональные данные, тайну следствия, налоговую, банковскую, врачебную тайны и мн. др., согласно Перечню нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа <2>.
Статья: Использование информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах: правовое регулирование порядка предоставления информации третьим лицам
(Ижаев О.А., Кутейников Д.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<11> Справочная информация "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа" (материал подготовлен специалистами "КонсультантПлюс") // URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).
(Ижаев О.А., Кутейников Д.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<11> Справочная информация "Перечень нормативных актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа" (материал подготовлен специалистами "КонсультантПлюс") // URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.08.2022).
Статья: Некоторые особенности уголовно-процессуального статуса свидетеля
(Морозова О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Согласно Перечню сведений конфиденциального характера среди сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа, выделяют государственную (служебную), коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую, аудиторскую тайну, а также тайну страхования, ломбарда, связи, завещания, усыновления, следствия, исповеди, совещания судей <10>. Необходимо добавить в этот список и журналистскую тайну. Часть этих сведений защищена УПК РФ (например, адвокатская, судейская и налоговая тайна, тайна исповеди) и иными федеральными законами, но, как представляется, остается дилемма о необходимости расширения перечня, изложенного в ч. 3 ст. 56 УПК РФ.
(Морозова О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Согласно Перечню сведений конфиденциального характера среди сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа, выделяют государственную (служебную), коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую, аудиторскую тайну, а также тайну страхования, ломбарда, связи, завещания, усыновления, следствия, исповеди, совещания судей <10>. Необходимо добавить в этот список и журналистскую тайну. Часть этих сведений защищена УПК РФ (например, адвокатская, судейская и налоговая тайна, тайна исповеди) и иными федеральными законами, но, как представляется, остается дилемма о необходимости расширения перечня, изложенного в ч. 3 ст. 56 УПК РФ.
Статья: О внедрении, развитии, усовершенствовании электронных способов собирания доказательственной информации по уголовным делам
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)В контексте настоящего исследования нельзя не сказать о самом судебном решении, которое может в ряде случаев рассматриваться в качестве доказательства как документ. В приговоре или ином решении суда, принятом в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, вступившем в законную силу, могут содержаться обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, т.е. не требующие дополнительной проверки. Согласно ст. 474.1 УПК РФ судебное решение может быть изготовлено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Следует заметить, что легальное определение судебного решения охватывает не только приговор, но и определение, постановление судов первой и второй инстанций; определение и постановление суда кассационной инстанции; постановление суда надзорной инстанции (п. 53.1 ст. 5 УПК РФ). Следовательно, довольно большой перечень судебных решений может быть изготовлен в форме электронных документов, за некоторыми исключениями. Законодатель запрещает изготовление судебного решения в виде электронного документа, когда в самом решении содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну (сведения, относящиеся к категории ограниченного доступа), затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, сведения о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В случае коллегиального рассмотрения уголовного дела судебное решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в его рассмотрении, усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом законодательно предусмотрена параллельная фиксация судебного решения в форме электронного документа и в архаичной форме - на бумажном носителе. Аналогичное положение закреплено в ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 КАС РФ, ст. 15 АПК РФ. В этой связи снова необходимо обратить внимание на дополнительное обременение судов бумажным документооборотом. Думается, что современное техническое оснащение судов позволяет изготавливать, копировать, хранить и предоставлять судебные решения в цифровом формате. Тем более что законодательно разрешено копию судебного решения в форме электронного документа направлять участнику уголовного судопроизводства посредством Единого портала либо информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систем электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Как показывает правоприменительная практика, профессиональным участникам (представителям самого судейского сообщества, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, учреждений ФСИН и т.п.) гораздо удобнее работать с электронными документами. Например, сам законодатель прямо в ч. 2 ст. 393 УПК РФ предусматривает, что исполнительный лист вместе с копиями приговора, определения, постановления суда может направляться судом для исполнения в органы принудительного исполнения Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Конечно, для непрофессионального участника по его просьбе судебное решение может быть предоставлено в бумажном документарном виде. Думается, что изготовление судебного решения в форме электронного документа должно быть правилом, а изготовление на бумажном носителе - исключением. К сожалению, по действующему уголовно-процессуальному законодательству все с точностью наоборот: изготовление судебного решения в электронном виде рассматривается как некое исключение из общепризнанного формата изготовления судебных решений на бумажных носителях.
(Афанасьева С.И., Добровлянина О.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)В контексте настоящего исследования нельзя не сказать о самом судебном решении, которое может в ряде случаев рассматриваться в качестве доказательства как документ. В приговоре или ином решении суда, принятом в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, вступившем в законную силу, могут содержаться обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, т.е. не требующие дополнительной проверки. Согласно ст. 474.1 УПК РФ судебное решение может быть изготовлено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Следует заметить, что легальное определение судебного решения охватывает не только приговор, но и определение, постановление судов первой и второй инстанций; определение и постановление суда кассационной инстанции; постановление суда надзорной инстанции (п. 53.1 ст. 5 УПК РФ). Следовательно, довольно большой перечень судебных решений может быть изготовлен в форме электронных документов, за некоторыми исключениями. Законодатель запрещает изготовление судебного решения в виде электронного документа, когда в самом решении содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну (сведения, относящиеся к категории ограниченного доступа), затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, сведения о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В случае коллегиального рассмотрения уголовного дела судебное решение подписывается всеми судьями, участвовавшими в его рассмотрении, усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом законодательно предусмотрена параллельная фиксация судебного решения в форме электронного документа и в архаичной форме - на бумажном носителе. Аналогичное положение закреплено в ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 КАС РФ, ст. 15 АПК РФ. В этой связи снова необходимо обратить внимание на дополнительное обременение судов бумажным документооборотом. Думается, что современное техническое оснащение судов позволяет изготавливать, копировать, хранить и предоставлять судебные решения в цифровом формате. Тем более что законодательно разрешено копию судебного решения в форме электронного документа направлять участнику уголовного судопроизводства посредством Единого портала либо информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систем электронного документооборота участников уголовного судопроизводства с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Как показывает правоприменительная практика, профессиональным участникам (представителям самого судейского сообщества, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, учреждений ФСИН и т.п.) гораздо удобнее работать с электронными документами. Например, сам законодатель прямо в ч. 2 ст. 393 УПК РФ предусматривает, что исполнительный лист вместе с копиями приговора, определения, постановления суда может направляться судом для исполнения в органы принудительного исполнения Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Конечно, для непрофессионального участника по его просьбе судебное решение может быть предоставлено в бумажном документарном виде. Думается, что изготовление судебного решения в форме электронного документа должно быть правилом, а изготовление на бумажном носителе - исключением. К сожалению, по действующему уголовно-процессуальному законодательству все с точностью наоборот: изготовление судебного решения в электронном виде рассматривается как некое исключение из общепризнанного формата изготовления судебных решений на бумажных носителях.
Готовое решение: Как Роструд (ГИТ) проводит профилактические мероприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Если в течение календарного года поступит пять и более обращений по одним и тем же вопросам от различных контролируемых лиц (их представителей), разъяснение, подписанное уполномоченным лицом, разместят на официальном сайте Роструда. В нем не будет сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа (п. 29 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в течение календарного года поступит пять и более обращений по одним и тем же вопросам от различных контролируемых лиц (их представителей), разъяснение, подписанное уполномоченным лицом, разместят на официальном сайте Роструда. В нем не будет сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа (п. 29 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230).