Суперпрезидентская Республика
Подборка наиболее важных документов по запросу Суперпрезидентская Республика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Почему Россия не президентская и даже не суперпрезидентская республика?
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11
Статья: Концепция разделения властей (новое прочтение)
(Скуратов Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Учреждение института президентства первоначально в СССР, а затем в Российской Федерации поставило перед теорией и практикой разделения властей ряд серьезных проблем. Прежде всего возникает основной вопрос, в какой мере сохраняет свое значение сама идея разделения властей при сосредоточении у главы российского государства колоссального объема полномочий, его возможности влиять на все традиционные ветви власти, осуществлять координацию их деятельности, оставаясь во многом вне системы сдержек и противовесов. Небезосновательно в этой связи профессор Г.Н. Чеботарев указывает, что "осуществлять присущие Президенту функции "арбитража" в системе разделения властей значит быть вне этой системы, стоять над нею. "Обеспечение" путем такого президентского "арбитража" гармонии и слаженного функционирования властей сводит в значительной степени на нет основной смысл существования самой системы разделения властей, поскольку функции обеспечения гармонии и слаженного функционирования как раз и составляют главное предназначение такой системы" <2>. И далее автор констатирует, что "президентский "арбитраж" в суперпрезидентской республике заменяет, приходит на смену системе разделения властей..." <3>.
(Скуратов Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Учреждение института президентства первоначально в СССР, а затем в Российской Федерации поставило перед теорией и практикой разделения властей ряд серьезных проблем. Прежде всего возникает основной вопрос, в какой мере сохраняет свое значение сама идея разделения властей при сосредоточении у главы российского государства колоссального объема полномочий, его возможности влиять на все традиционные ветви власти, осуществлять координацию их деятельности, оставаясь во многом вне системы сдержек и противовесов. Небезосновательно в этой связи профессор Г.Н. Чеботарев указывает, что "осуществлять присущие Президенту функции "арбитража" в системе разделения властей значит быть вне этой системы, стоять над нею. "Обеспечение" путем такого президентского "арбитража" гармонии и слаженного функционирования властей сводит в значительной степени на нет основной смысл существования самой системы разделения властей, поскольку функции обеспечения гармонии и слаженного функционирования как раз и составляют главное предназначение такой системы" <2>. И далее автор констатирует, что "президентский "арбитраж" в суперпрезидентской республике заменяет, приходит на смену системе разделения властей..." <3>.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)216. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6 (46).
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)216. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6 (46).
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Парламент или его палаты могут преодолеть вето президента и принять закон в первоначальной редакции. В парламентских республиках и в некоторых республиках смешанного типа (полупрезидентских, полупарламентских) президент имеет слабое (т.е. отлагательное) вето - парламент вправе преодолеть его в общем порядке для принятия законов (Армения, Молдова, Латвия, Эстония, Грузия). Также достаточно слабое вето у президента Литовской Республики, поскольку Сейм вправе повторно принять закон большинством голосов от общего числа депутатов (первоначально закон принимается большинством присутствующих на заседании парламента депутатов). В президентских республиках и большинстве смешанных республик президент имеет сильное вето, которое парламент может преодолеть только квалифицированным большинством в 2/3. В этом большинство смешанных республик на постсоветском пространстве отличаются от классических полупрезидентских-полупарламентских республик, в которых у главы государства вето не является сильным [21, p. 93]. Вето президента в отношении конституционных законов парламент может преодолеть квалифицированным большинством в 2/3 (Грузия), 3/4 (Таджикистан, Азербайджан и Казахстан) или 3/5 голосов от общего числа депутатов (Литва). В большинстве зарубежных стран СНГ и Балтии президент право вето в отношении законов о поправках к конституции не имеет. Однако в Азербайджане президент имеет право абсолютного вето в отношении законов о дополнении Конституции, что характерно уже для суперпрезидентских республик. Закон, повторно принятый парламентом, подписывается президентом в течение трех дней (Литва), пяти дней (Беларусь, Армения), семи дней (Грузия), 10 дней (Таджикистан, Украина), 14 дней (Узбекистан, Кыргызстан), одного месяца (Казахстан). В ряде стран предусмотрено, что если в этот срок президент не подписал закон, то его подписывает председатель парламента, после чего закон вступает в силу (Украина, Грузия, Кыргызстан). В Беларуси в случае пропуска главой государства срока для подписания закона он считается подписанным. В Эстонии президент вправе не подписать закон, а обратиться в Государственный Суд с проверкой конституционности закона. В Латвии глава государства вправе приостановить подписание закона на 2 месяца с целью проведения народного голосования по его отмене (отменительный референдум). Подписанный президентом закон подлежит опубликованию и вступает в силу немедленно после его опубликования (Азербайджан, Молдова) либо через 10 дней (Украина, Беларусь, Эстония, Кыргызстан), 14 дней (Латвия) или 15 дней (Грузия) со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. Законы вступают в силу после опубликования в официальных источниках.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Парламент или его палаты могут преодолеть вето президента и принять закон в первоначальной редакции. В парламентских республиках и в некоторых республиках смешанного типа (полупрезидентских, полупарламентских) президент имеет слабое (т.е. отлагательное) вето - парламент вправе преодолеть его в общем порядке для принятия законов (Армения, Молдова, Латвия, Эстония, Грузия). Также достаточно слабое вето у президента Литовской Республики, поскольку Сейм вправе повторно принять закон большинством голосов от общего числа депутатов (первоначально закон принимается большинством присутствующих на заседании парламента депутатов). В президентских республиках и большинстве смешанных республик президент имеет сильное вето, которое парламент может преодолеть только квалифицированным большинством в 2/3. В этом большинство смешанных республик на постсоветском пространстве отличаются от классических полупрезидентских-полупарламентских республик, в которых у главы государства вето не является сильным [21, p. 93]. Вето президента в отношении конституционных законов парламент может преодолеть квалифицированным большинством в 2/3 (Грузия), 3/4 (Таджикистан, Азербайджан и Казахстан) или 3/5 голосов от общего числа депутатов (Литва). В большинстве зарубежных стран СНГ и Балтии президент право вето в отношении законов о поправках к конституции не имеет. Однако в Азербайджане президент имеет право абсолютного вето в отношении законов о дополнении Конституции, что характерно уже для суперпрезидентских республик. Закон, повторно принятый парламентом, подписывается президентом в течение трех дней (Литва), пяти дней (Беларусь, Армения), семи дней (Грузия), 10 дней (Таджикистан, Украина), 14 дней (Узбекистан, Кыргызстан), одного месяца (Казахстан). В ряде стран предусмотрено, что если в этот срок президент не подписал закон, то его подписывает председатель парламента, после чего закон вступает в силу (Украина, Грузия, Кыргызстан). В Беларуси в случае пропуска главой государства срока для подписания закона он считается подписанным. В Эстонии президент вправе не подписать закон, а обратиться в Государственный Суд с проверкой конституционности закона. В Латвии глава государства вправе приостановить подписание закона на 2 месяца с целью проведения народного голосования по его отмене (отменительный референдум). Подписанный президентом закон подлежит опубликованию и вступает в силу немедленно после его опубликования (Азербайджан, Молдова) либо через 10 дней (Украина, Беларусь, Эстония, Кыргызстан), 14 дней (Латвия) или 15 дней (Грузия) со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования. Законы вступают в силу после опубликования в официальных источниках.
Статья: Трансформация признаков республиканской формы правления после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Ключевые слова: конституция, форма правления, республика, полупрезидентская республика, президентская республика, суперпрезидентская республика, поправка к Конституции Российской Федерации.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Ключевые слова: конституция, форма правления, республика, полупрезидентская республика, президентская республика, суперпрезидентская республика, поправка к Конституции Российской Федерации.