СУОТ в обрАзовании
Подборка наиболее важных документов по запросу СУОТ в обрАзовании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентированы учебные курсы "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" (см. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки от 30.08.2005 N 03-1572 "Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях" и Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Письмом Минобрнауки России от 25.08.2015 N 12-1077).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях ориентированы учебные курсы "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" (см. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки от 30.08.2005 N 03-1572 "Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях" и Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Письмом Минобрнауки России от 25.08.2015 N 12-1077).
Статья: Локальные нормативные акты образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В организации среднего профессионального образования ЛНА устанавливают в том числе:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В организации среднего профессионального образования ЛНА устанавливают в том числе:
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334
(ред. от 18.04.2025)
"Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда"в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее 2 специалистов, проводящих обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда, имеющих высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, а также прошедших проверку знания с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда;
(ред. от 18.04.2025)
"Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда"в штате по основному месту работы на условиях полной или частичной занятости не менее 2 специалистов, проводящих обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда, имеющих высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, а также прошедших проверку знания с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда;
"Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024 - 2026 годы"
(утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 27.03.2024)
(вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях")7.3.4. Осуществляет профсоюзный аудит системы управления охраной труда, оценки профессиональных рисков, специальной оценки условий труда, условий и охраны труда в образовательных организациях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
(утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 27.03.2024)
(вместе с "Рекомендациями о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях")7.3.4. Осуществляет профсоюзный аудит системы управления охраной труда, оценки профессиональных рисков, специальной оценки условий труда, условий и охраны труда в образовательных организациях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
Статья: Задачи, структура и основные элементы системы управления охраной труда в образовательной организации
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Готовое решение: Порядок организации работ на высоте
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о периодическом обучении работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках и рабочих местах с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, вы решаете самостоятельно в рамках процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ (п. 22 Правил по охране труда при работе на высоте).
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос о периодическом обучении работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках и рабочих местах с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, вы решаете самостоятельно в рамках процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ (п. 22 Правил по охране труда при работе на высоте).
Статья: Система управления охраной труда в организации: цели, структура, порядок функционирования
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)Формирование СУОТ в образовательной организации начинается с разработки Положения о СУОТ. Вроде ничего сложного тут нет, т.к. есть Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Берем Примерное положение и адаптируем его под специфику деятельности образовательной организации. Проблема в том, что данное Примерное положение является скорее рекомендациями общего характера, а в соответствии с ТК РФ Положение о СУОТ должно содержать четкие цели в области охраны труда и конкретные процедуры по достижению этих целей в конкретной организации. Для практической работы нужны макеты (модельные акты) положений, куда заносится информация по конкретной организации (измеримые и достижимые цели, распределение обязанностей, документированные процедуры и алгоритмы действий по направлениям деятельности по охране труда). Желательно иметь образцы положений для разных видов образовательных организаций. Только так можно повысить качество разработки локальных положений о СУОТ и реально сэкономить силы и время при их разработке.
(Гущин Г.В.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)Формирование СУОТ в образовательной организации начинается с разработки Положения о СУОТ. Вроде ничего сложного тут нет, т.к. есть Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Берем Примерное положение и адаптируем его под специфику деятельности образовательной организации. Проблема в том, что данное Примерное положение является скорее рекомендациями общего характера, а в соответствии с ТК РФ Положение о СУОТ должно содержать четкие цели в области охраны труда и конкретные процедуры по достижению этих целей в конкретной организации. Для практической работы нужны макеты (модельные акты) положений, куда заносится информация по конкретной организации (измеримые и достижимые цели, распределение обязанностей, документированные процедуры и алгоритмы действий по направлениям деятельности по охране труда). Желательно иметь образцы положений для разных видов образовательных организаций. Только так можно повысить качество разработки локальных положений о СУОТ и реально сэкономить силы и время при их разработке.
Статья: Системы управления безопасностью и охраной труда в организациях
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4)"Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4)"Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4
Статья: Рекомендации по управлению профессиональными рисками в образовательных организациях
(Карпов Л.Р.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях разработаны методические рекомендации по управлению профессиональными рисками в образовательных организациях различных типов.
(Карпов Л.Р.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 1)В целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в образовательных организациях разработаны методические рекомендации по управлению профессиональными рисками в образовательных организациях различных типов.
Статья: Функциональные обязанности должностных лиц общеобразовательных школ в области охраны труда
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)- обеспечивает безопасность работников и охрану здоровья обучающихся при проведении образовательного процесса, а также при эксплуатации зданий, помещений и оборудования;
(Красильников Л.А.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 9)- обеспечивает безопасность работников и охрану здоровья обучающихся при проведении образовательного процесса, а также при эксплуатации зданий, помещений и оборудования;
Готовое решение: Как организовать охрану труда в образовательном учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие документы по охране труда должны быть в образовательной организации
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какие документы по охране труда должны быть в образовательной организации
Статья: Нормативно-правовое регулирование охраны труда в образовательных организациях
(Ларин А.И.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 3)Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда"
(Ларин А.И.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 3)Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда"
Вопрос: Какой установлен порядок организации работ по очистке крыш от снега и наледи?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 Правил высотных работ работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 Правил высотных работ работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.
Статья: Стажировка по охране труда на рабочем месте
(Карпов Л.Р.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4)<1> Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников, содержится в Приложении N 2 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Перечень представлен в виде таблицы и содержит помимо наименования работ повышенной опасности их детализацию (разновидности работ). В образовательных организациях работы повышенной опасности в основном проводятся работниками АХЧ (ремонтные и земляные работы, работы на высоте и в ограниченных пространствах, электросварочные и газосварочные работы, работы, связанные с опасностью поражения персонала электрическим током, работы, связанные с движением автотранспорта, и т.д.). В образовательных организациях также могут встречаться работы повышенной опасности, связанные с профилем подготовки обучающихся.
(Карпов Л.Р.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 4)<1> Примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников, содержится в Приложении N 2 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н. Перечень представлен в виде таблицы и содержит помимо наименования работ повышенной опасности их детализацию (разновидности работ). В образовательных организациях работы повышенной опасности в основном проводятся работниками АХЧ (ремонтные и земляные работы, работы на высоте и в ограниченных пространствах, электросварочные и газосварочные работы, работы, связанные с опасностью поражения персонала электрическим током, работы, связанные с движением автотранспорта, и т.д.). В образовательных организациях также могут встречаться работы повышенной опасности, связанные с профилем подготовки обучающихся.