Судимость муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Судимость муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ограничения для муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ограничения для муниципального служащего
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Служба в органах публичной власти: вопросы правового регулирования
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В то же время ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ не предусматривает ограничений для поступления на муниципальную службу лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершенное преступление. Речь идет только о служащих, совершивших преступление в период службы и осужденных к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей по должности муниципальной службы. Следовательно, на муниципальной службе могут состоять граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение любого преступления. Таким образом, нарушается принцип равного доступа на службы, который непосредственно закреплен в законодательстве.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В то же время ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ не предусматривает ограничений для поступления на муниципальную службу лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершенное преступление. Речь идет только о служащих, совершивших преступление в период службы и осужденных к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей по должности муниципальной службы. Следовательно, на муниципальной службе могут состоять граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение любого преступления. Таким образом, нарушается принцип равного доступа на службы, который непосредственно закреплен в законодательстве.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Указанное выше Положение распространяется на всех государственных и муниципальных служащих новых территорий, и его авторы избрали в качестве единого образца законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации. В соответствии с п. "б" п. 5 Положения "гражданин... не может быть принят на государственную или муниципальную службу, государственный или муниципальный служащий не может находиться на государственной или муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения полномочий (должностных обязанностей), по приговору суда Российской Федерации, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, вступившему в законную силу, а также наличия судимости, не снятой или не погашенной в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Донецкой Народной Республики или законодательством Луганской Народной Республики". Таким образом, Положение устанавливает более жесткое ограничение для лиц, поступающих или уже находящихся на муниципальной службе: в отличие от всей иной территории Российской Федерации, на новых территориях любой обвинительный приговор суда делает невозможным существование муниципально-служебных отношений - до тех пор, пока не будет снята или погашена судимость.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Указанное выше Положение распространяется на всех государственных и муниципальных служащих новых территорий, и его авторы избрали в качестве единого образца законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации. В соответствии с п. "б" п. 5 Положения "гражданин... не может быть принят на государственную или муниципальную службу, государственный или муниципальный служащий не может находиться на государственной или муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения полномочий (должностных обязанностей), по приговору суда Российской Федерации, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, вступившему в законную силу, а также наличия судимости, не снятой или не погашенной в порядке, установленном федеральным законом, законодательством Донецкой Народной Республики или законодательством Луганской Народной Республики". Таким образом, Положение устанавливает более жесткое ограничение для лиц, поступающих или уже находящихся на муниципальной службе: в отличие от всей иной территории Российской Федерации, на новых территориях любой обвинительный приговор суда делает невозможным существование муниципально-служебных отношений - до тех пор, пока не будет снята или погашена судимость.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года"Названный пункт являлся предметом рассмотрения в той мере, в какой он в системной связи с иными положениями этого Федерального закона служит основанием для решения вопроса о расторжении трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"Исходя из этого предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в той мере, в какой он в системной связи с иными положениями этого Федерального закона служит основанием для решения вопроса о расторжении трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.Г. Малышевой"Исходя из этого предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу является пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в той мере, в какой он в системной связи с иными положениями этого Федерального закона служит основанием для решения вопроса о расторжении трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости.
Статья: Особенности личности экстремистского преступника в Российской Федерации
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Следует также отметить, занятие государственных (муниципальных) должностей или нахождение на государственной (муниципальной) службе для экстремистского преступника не характерно. Количество таких лиц не превышает 5% от выявленных экстремистских преступников (в основном это муниципальные служащие или должностные лица в коммерческих организациях) <9>. По нашему мнению, данный факт обусловлен достаточно серьезным психологическим отбором кандидатов на замещение государственных (муниципальных) должностей (проведение психологических тестирований, собеседований профессиональных психологов с кандидатами на государственную должность), а также установлением высоких требований к образованности и духовно-нравственным качествам будущих чиновников, включая наличие высшего образования, отсутствие судимости или фактов привлечения к административной ответственности за экстремистские правонарушения (например, ст. 20.3, 20.3.1, 20.29 КоАП РФ).
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Следует также отметить, занятие государственных (муниципальных) должностей или нахождение на государственной (муниципальной) службе для экстремистского преступника не характерно. Количество таких лиц не превышает 5% от выявленных экстремистских преступников (в основном это муниципальные служащие или должностные лица в коммерческих организациях) <9>. По нашему мнению, данный факт обусловлен достаточно серьезным психологическим отбором кандидатов на замещение государственных (муниципальных) должностей (проведение психологических тестирований, собеседований профессиональных психологов с кандидатами на государственную должность), а также установлением высоких требований к образованности и духовно-нравственным качествам будущих чиновников, включая наличие высшего образования, отсутствие судимости или фактов привлечения к административной ответственности за экстремистские правонарушения (например, ст. 20.3, 20.3.1, 20.29 КоАП РФ).
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Стоит обратить внимание на то, что в данном случае руководители ТО ФОИВ находятся в неравном положении в сравнении с руководителями, замещающими должности муниципальной службы. Несмотря на установленную Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ФЗ-25) правовую норму о единстве ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы, в нем отсутствует ограничение, предусматривающее увольнение с муниципальной службы при осуждении служащего к уголовному наказанию, не исключающему возможности дальнейшего прохождения службы. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, норма о единстве ограничений при прохождении государственной и муниципальной службы не означает их обязательной идентичности и не исключают дифференциации правового регулирования служебных отношений, а наличие неснятой или непогашенной судимости не может повлиять на соответствие квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, и не является обстоятельством, препятствующим прохождению муниципальной службы [26].
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)Стоит обратить внимание на то, что в данном случае руководители ТО ФОИВ находятся в неравном положении в сравнении с руководителями, замещающими должности муниципальной службы. Несмотря на установленную Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ФЗ-25) правовую норму о единстве ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы, в нем отсутствует ограничение, предусматривающее увольнение с муниципальной службы при осуждении служащего к уголовному наказанию, не исключающему возможности дальнейшего прохождения службы. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, норма о единстве ограничений при прохождении государственной и муниципальной службы не означает их обязательной идентичности и не исключают дифференциации правового регулирования служебных отношений, а наличие неснятой или непогашенной судимости не может повлиять на соответствие квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, и не является обстоятельством, препятствующим прохождению муниципальной службы [26].
Статья: Правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции в сфере государственного управления
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Помимо вышеназванных в качестве правоограничительных средств, направленных в том числе на противодействие коррупции, можно выделить: замещение должностей госслужбы на основе конкурса, который позволяет оценить профессиональный уровень кандидата, проверить его соответствие иным установленным квалификационным требованиям; необходимость прохождения процедуры аттестации; ротацию кадров; должностной регламент, определяющий круг полномочий и мер ответственности государственных (муниципальных) служащих; требования к служебному поведению, основанные на соблюдении правил служебного поведения и этических норм, в том числе и во внеслужебное время; государственный и общественный контроль, проводимый с целью проверки и оценки деятельности служащих, и др.
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Помимо вышеназванных в качестве правоограничительных средств, направленных в том числе на противодействие коррупции, можно выделить: замещение должностей госслужбы на основе конкурса, который позволяет оценить профессиональный уровень кандидата, проверить его соответствие иным установленным квалификационным требованиям; необходимость прохождения процедуры аттестации; ротацию кадров; должностной регламент, определяющий круг полномочий и мер ответственности государственных (муниципальных) служащих; требования к служебному поведению, основанные на соблюдении правил служебного поведения и этических норм, в том числе и во внеслужебное время; государственный и общественный контроль, проводимый с целью проверки и оценки деятельности служащих, и др.