Судебный нормоконтроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебный нормоконтроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 209 "Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим" КАС РФ"Исходя из предписаний статей 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предмет судебного нормоконтроля, то есть его границы, определяет исключительно административный истец, обязанный указать в административном исковом заявлении конкретный оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения, а также наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 208 "Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим" КАС РФ"Исходя из предписаний статей 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предмет судебного нормоконтроля, то есть его границы, определяет исключительно административный истец, обязанный указать в административном исковом заявлении конкретный оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения, а также наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)"Российский юридический журнал", 2023, N 1
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)"Российский юридический журнал", 2023, N 1
Статья: Локальные правовые акты как предмет судебного нормоконтроля
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)"Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, применение Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы для целей определения содержания реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также для его оценки, в том числе в порядке судебного нормоконтроля, во всяком случае не должно ограничивать субъекты Российской Федерации в возможности учреждать должности государственной гражданской службы в государственных органах субъекта Российской Федерации, не сопоставимых по структуре и осуществляемым функциям с государственными органами, указанными в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, равно как и обязывать их к буквальному воспроизведению положений Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы применительно к органам государственной власти субъекта Российской Федерации, не входящим в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, применение Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы для целей определения содержания реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также для его оценки, в том числе в порядке судебного нормоконтроля, во всяком случае не должно ограничивать субъекты Российской Федерации в возможности учреждать должности государственной гражданской службы в государственных органах субъекта Российской Федерации, не сопоставимых по структуре и осуществляемым функциям с государственными органами, указанными в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, равно как и обязывать их к буквальному воспроизведению положений Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы применительно к органам государственной власти субъекта Российской Федерации, не входящим в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья: Предмет судебной деятельности в конкретном конституционном нормоконтроле: соотношение частных и публичных начал
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Соответственно, для лиц, выступающих в качестве судебных представителей по делам, отнесенным к подсудности мировых судей и районных судов, требование о наличии у них высшего юридического образования не предусмотрено. В отличие, например, от арбитражных судов, где данное требование применяется, начиная с судов первой инстанции (часть 3 статьи 59 АПК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) <1> представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В сфере административно-судебного нормоконтроля право гражданина вести свое дело лично ограничено требованием иметь высшее юридическое образование (часть 9 статьи 208 КАС РФ).
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Соответственно, для лиц, выступающих в качестве судебных представителей по делам, отнесенным к подсудности мировых судей и районных судов, требование о наличии у них высшего юридического образования не предусмотрено. В отличие, например, от арбитражных судов, где данное требование применяется, начиная с судов первой инстанции (часть 3 статьи 59 АПК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) <1> представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. В сфере административно-судебного нормоконтроля право гражданина вести свое дело лично ограничено требованием иметь высшее юридическое образование (часть 9 статьи 208 КАС РФ).
Статья: Право на судебную защиту в Евразийском экономическом союзе: процессуальный и материально-правовой аспекты
(Князькин С.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Ключевые слова: право на судебную защиту, Суд ЕАЭС, имплементация позиций судов, толкование права, судебная компетенция, прямой судебный нормоконтроль, косвенный судебный нормоконтроль, новые обстоятельства, превентивный иск, правовая идеология.
(Князькин С.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Ключевые слова: право на судебную защиту, Суд ЕАЭС, имплементация позиций судов, толкование права, судебная компетенция, прямой судебный нормоконтроль, косвенный судебный нормоконтроль, новые обстоятельства, превентивный иск, правовая идеология.
Статья: Сложный путь познания правового усмотрения: к чувству уверенности на основе ценностных ориентиров
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<13> См.: Никитин С.В. Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля // Российский юридический журнал. 2023. N 1. С. 49. См. также: Гизатуллин И.А. Свобода судейского усмотрения при применении праворазъяснительных актов высших судов Российской Федерации // Российская юстиция. 2022. N 7. С. 42 - 49.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<13> См.: Никитин С.В. Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля // Российский юридический журнал. 2023. N 1. С. 49. См. также: Гизатуллин И.А. Свобода судейского усмотрения при применении праворазъяснительных актов высших судов Российской Федерации // Российская юстиция. 2022. N 7. С. 42 - 49.
Статья: К вопросу об имплицитных конституционных принципах в системе российского конституционализма
(Зуйков А.В.)
("Юрист", 2025, N 1)Признавая роль, которую конституционное правосудие играет в обосновании имплицитных конституционных принципов, следует предостеречь от абсолютизированного подхода. Ошибкой было бы сводить эти принципы к критериально-методологическим основаниям и продуктам конституционно-судебной деятельности, которая сама по себе является в значительной мере рефлексом конституционно-правовой реальности в ее понимании, сложившемся во взаимодействии субъектов конституционных правоотношений. В то же время в своих итоговых выражениях конституционно-судебная практика еще не предопределяет безусловное признание того или иного конституционного принципа. Юрисдикционное опосредование как способ правообразования предполагает в данном случае, как правило, систематичность, последовательность, генерализацию правовых позиций, а также качество (силу) аргументации <5>. Более того, содержащиеся в конституционно-судебных актах обобщающие суждения принципиального характера, даже получив систематическое (универсализированное) распространение, могут свидетельствовать в действительности не о наличии вновь выявленного конституционного принципа как элемента содержания (свойств) конституционного правопорядка, а об интегрированной в систему судебного нормоконтроля метаюридической оценке нормы права. Как небезосновательно замечено, принцип права должен формулироваться через рефлексию правовой системы (эпистемологически это означает построение юридического конструкта) в рамках юридической терминологии, в противном случае результатом будет не принцип права (характеризующий право изнутри), а его внешняя оценка (например, так называемый принцип экономической эффективности) <6>.
(Зуйков А.В.)
("Юрист", 2025, N 1)Признавая роль, которую конституционное правосудие играет в обосновании имплицитных конституционных принципов, следует предостеречь от абсолютизированного подхода. Ошибкой было бы сводить эти принципы к критериально-методологическим основаниям и продуктам конституционно-судебной деятельности, которая сама по себе является в значительной мере рефлексом конституционно-правовой реальности в ее понимании, сложившемся во взаимодействии субъектов конституционных правоотношений. В то же время в своих итоговых выражениях конституционно-судебная практика еще не предопределяет безусловное признание того или иного конституционного принципа. Юрисдикционное опосредование как способ правообразования предполагает в данном случае, как правило, систематичность, последовательность, генерализацию правовых позиций, а также качество (силу) аргументации <5>. Более того, содержащиеся в конституционно-судебных актах обобщающие суждения принципиального характера, даже получив систематическое (универсализированное) распространение, могут свидетельствовать в действительности не о наличии вновь выявленного конституционного принципа как элемента содержания (свойств) конституционного правопорядка, а об интегрированной в систему судебного нормоконтроля метаюридической оценке нормы права. Как небезосновательно замечено, принцип права должен формулироваться через рефлексию правовой системы (эпистемологически это означает построение юридического конструкта) в рамках юридической терминологии, в противном случае результатом будет не принцип права (характеризующий право изнутри), а его внешняя оценка (например, так называемый принцип экономической эффективности) <6>.
Статья: Конституционный нормоконтроль как средство юрисдикционного ограничения публичной власти
(Поляков В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<2> Молотов А.В. Абстрактный и конкретный судебный нормоконтроль в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 12.
(Поляков В.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<2> Молотов А.В. Абстрактный и конкретный судебный нормоконтроль в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 12.
Статья: Нормоконтроль судов общей юрисдикции как средство исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
(Брежнев О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12
Статья: Великое объединение: оспаривание нормативных правовых и административных актов в суде по одним процессуальным правилам
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Описанная выше механика прямого и косвенного контроля за законностью административного акта аналогична для нормоконтроля. При этом регулирование судебного нормоконтроля даже более симметрично, так как ни для косвенного, ни для прямого нормоконтроля не существует никаких законодательно установленных сроков.
(Ильин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Описанная выше механика прямого и косвенного контроля за законностью административного акта аналогична для нормоконтроля. При этом регулирование судебного нормоконтроля даже более симметрично, так как ни для косвенного, ни для прямого нормоконтроля не существует никаких законодательно установленных сроков.