Судебная практика утилизационный сБор
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика утилизационный сБор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с таможенными органами: Таможенный орган взыскивает утилизационный сбор за ввезенное в РФ транспортное средство
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что товар не входит в перечень ТС, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что товар не входит в перечень ТС, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Перспективы и риски арбитражного спора: Страхование имущества, страхование ответственности, страхование предпринимательского риска, личное страхование: Страховщик хочет взыскать убытки в порядке суброгации по договору страхования имущества или ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Из суммы убытков исключены таможенные платежи, поскольку в оценку рыночной стоимости поврежденного имущества указанные расходы были включены. Транспортные расходы взысканы пропорционально сумме ущерба, требование в части взыскания расходов на утилизационный сбор удовлетворению не подлежит
(КонсультантПлюс, 2025)Из суммы убытков исключены таможенные платежи, поскольку в оценку рыночной стоимости поврежденного имущества указанные расходы были включены. Транспортные расходы взысканы пропорционально сумме ущерба, требование в части взыскания расходов на утилизационный сбор удовлетворению не подлежит
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто уплачивает утилизационный сбор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отчуждение транспортного средства лицом, осуществившим его ввоз на территорию РФ, но не уплатившим утилизационный сбор, не прекращает обязанности данного лица по уплате утилизационного сбора. Кроме того, отчуждение транспортного средства, ввезенного физическим лицом для личного пользования в РФ, до истечения 12 месяцев со дня оформления таможенного приходного ордера влечет пересмотр (увеличение) уплаченной суммы утилизационного сбора. При неосуществлении соответствующей доплаты обязанность по уплате утилизационного сбора считается неисполненной (п. 5 Правил N 1291; п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что отчуждение транспортного средства лицом, осуществившим его ввоз на территорию РФ, но не уплатившим утилизационный сбор, не прекращает обязанности данного лица по уплате утилизационного сбора. Кроме того, отчуждение транспортного средства, ввезенного физическим лицом для личного пользования в РФ, до истечения 12 месяцев со дня оформления таможенного приходного ордера влечет пересмотр (увеличение) уплаченной суммы утилизационного сбора. При неосуществлении соответствующей доплаты обязанность по уплате утилизационного сбора считается неисполненной (п. 5 Правил N 1291; п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Несомненно, существенной основой предотвращения уклонения от уплаты утилизационного сбора является четкий регламент. Так, таможенные органы не выпустят автомобиль, если утилизационный сбор не уплачен или уплачен не в полном объеме. Так, ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного поста. Ссылаясь на то обстоятельство, что утилизационный сбор не является ни налогом, ни таможенным платежом (уплата которых является обязательным условием для выпуска товаров таможенными органами), невыпуск ТС с таможни является незаконным. Суд отказал ООО, т.к. у таможенных органов отсутствовали правовые основания выдачи ПТС с отметкой об уплате утилизационного сбора <37>. Однако анализ судебной практики свидетельствует, что в отдельных случаях регулятивные механизмы не срабатывают. Учитывая, что размер утилизационного сбора довольно внушителен, количество "серых" схем неуклонно растет.
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Несомненно, существенной основой предотвращения уклонения от уплаты утилизационного сбора является четкий регламент. Так, таможенные органы не выпустят автомобиль, если утилизационный сбор не уплачен или уплачен не в полном объеме. Так, ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного поста. Ссылаясь на то обстоятельство, что утилизационный сбор не является ни налогом, ни таможенным платежом (уплата которых является обязательным условием для выпуска товаров таможенными органами), невыпуск ТС с таможни является незаконным. Суд отказал ООО, т.к. у таможенных органов отсутствовали правовые основания выдачи ПТС с отметкой об уплате утилизационного сбора <37>. Однако анализ судебной практики свидетельствует, что в отдельных случаях регулятивные механизмы не срабатывают. Учитывая, что размер утилизационного сбора довольно внушителен, количество "серых" схем неуклонно растет.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 N 30-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия"Соответствующее понимание нормативного содержания указанной статьи сложилось и в правоприменительной практике, что подтверждается материалами, представленными заявителем Конституционному Суду Российской Федерации. Таможенные органы исходят из возможности взимания утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на тех же условиях, что и за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в связи с запросом Арбитражного суда Республики Карелия"Соответствующее понимание нормативного содержания указанной статьи сложилось и в правоприменительной практике, что подтверждается материалами, представленными заявителем Конституционному Суду Российской Федерации. Таможенные органы исходят из возможности взимания утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на тех же условиях, что и за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 06.07.2023 N АПЛ23-237
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 25.04.2023 N АКПИ23-122, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291">Выводы суда первой инстанции согласуются с разъяснениями о порядке взимания утилизационного сбора, изложенными в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 г., так как Постановлением N 1866 в Постановление N 1291 внесены изменения, устранившие правовую неопределенность в отношении элементов юридического состава утилизационного сбора.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 25.04.2023 N АКПИ23-122, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291">Выводы суда первой инстанции согласуются с разъяснениями о порядке взимания утилизационного сбора, изложенными в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 г., так как Постановлением N 1866 в Постановление N 1291 внесены изменения, устранившие правовую неопределенность в отношении элементов юридического состава утилизационного сбора.
Статья: Возврат (зачет) сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета: вопросы судебной практики
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Итак, анализ судебной практики 2023 - 2024 гг. по вопросам возврата (зачета) сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, позволил вывить спорные ситуации, в основе которых находятся следующие обстоятельства:
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Итак, анализ судебной практики 2023 - 2024 гг. по вопросам возврата (зачета) сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, позволил вывить спорные ситуации, в основе которых находятся следующие обстоятельства:
Статья: Начисление процентов на излишне взысканный утилизационный сбор
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название "утилизационный сбор" и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название "утилизационный сбор" и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.
Вопрос: Организация планирует привезти из Казахстана иностранный автомобиль для российской организации в рамках агентского договора. ЭПТС будет оформляться сразу на покупателя. Кто должен уплачивать утилизационный сбор за автомобиль: организация или покупатель?
(Консультация эксперта, 2023)Такой подход подтверждается судебной арбитражной практикой. Так, в рамках Решения Арбитражного суда Алтайского края от 25.05.2020 по делу N А03-20571/2019 арбитражный суд возложил обязанность по уплате утилизационного сбора на агента, который ввез на территорию РФ транспортное средство по условиям агентского договора.
(Консультация эксперта, 2023)Такой подход подтверждается судебной арбитражной практикой. Так, в рамках Решения Арбитражного суда Алтайского края от 25.05.2020 по делу N А03-20571/2019 арбитражный суд возложил обязанность по уплате утилизационного сбора на агента, который ввез на территорию РФ транспортное средство по условиям агентского договора.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<67> Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<67> Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
Статья: О реализации принципа правовой определенности в обложении утилизационным сбором (на примере ввоза автомобилей в Россию)
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. N 1.
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<11> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. N 1.
Статья: Судебная практика по делам, связанным с администрированием таможенных платежей
(Ягофарова И.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)<13> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" // Российская газета. 2019. 6 декабря.
(Ягофарова И.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)<13> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" // Российская газета. 2019. 6 декабря.