Судебная практика по противодействию коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по противодействию коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оказание аудиторских услуг: Заказчик хочет признать аудиторское заключение заведомо ложным в связи с его недостоверностью
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение рекомендаций Минфина в части неоказания услуг по проверке соблюдения норм законодательства по борьбе с коррупцией не является основанием для признания заключения заведомо ложным
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение рекомендаций Минфина в части неоказания услуг по проверке соблюдения норм законодательства по борьбе с коррупцией не является основанием для признания заключения заведомо ложным
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего по собственному желанию
(КонсультантПлюс, 2025)Суд по требованию прокурора может обязать изменить основание увольнения с "по собственному желанию" на "в связи с утратой доверия", если по результатам проверки прокурором соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что муниципальный служащий не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Суд по требованию прокурора может обязать изменить основание увольнения с "по собственному желанию" на "в связи с утратой доверия", если по результатам проверки прокурором соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что муниципальный служащий не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц и комплаенс в свете нового Уголовного кодекса Армении
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Отметим, что такое основание для прекращения административного производства, как принятие организацией достаточных мер по противодействию коррупции, российская судебная практика не знает. Существует лишь одно решение - Сыктывкарского городского суда 2014 г., в котором было установлено, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников с установлением прямого запрета на взяточничество. Суд признал, что принятие всех зависящих от общества мер привело к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе, но не смогло предотвратить противоправные действия конкретного работника <15>.
(Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Отметим, что такое основание для прекращения административного производства, как принятие организацией достаточных мер по противодействию коррупции, российская судебная практика не знает. Существует лишь одно решение - Сыктывкарского городского суда 2014 г., в котором было установлено, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников с установлением прямого запрета на взяточничество. Суд признал, что принятие всех зависящих от общества мер привело к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе, но не смогло предотвратить противоправные действия конкретного работника <15>.
Статья: Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Наличие у прокурора возможности ставить перед представительным органом вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку (как минимум в случае наличия сведений о нарушении законодательства о противодействии коррупции) неоднократно подтверждался и судебной практикой <3>. Данный вывод базируется как на основании законодательства о прокуратуре, так и на основании законодательства о противодействии коррупции.
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Наличие у прокурора возможности ставить перед представительным органом вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку (как минимум в случае наличия сведений о нарушении законодательства о противодействии коррупции) неоднократно подтверждался и судебной практикой <3>. Данный вывод базируется как на основании законодательства о прокуратуре, так и на основании законодательства о противодействии коррупции.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)С учетом изложенного, в целях учета особенностей применения ст. 13.5 Закона о противодействии коррупции, а также обеспечения единства судебной практики по указанным вопросам необходима дача соответствующих разъяснений постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)С учетом изложенного, в целях учета особенностей применения ст. 13.5 Закона о противодействии коррупции, а также обеспечения единства судебной практики по указанным вопросам необходима дача соответствующих разъяснений постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Конечно, это не то противоречие, которое складывается в публично-правовом поле и которое принято называть конфликтом интересов с точки зрения законодательства о противодействии коррупции. У названного конфликта своя специфика.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> Конечно, это не то противоречие, которое складывается в публично-правовом поле и которое принято называть конфликтом интересов с точки зрения законодательства о противодействии коррупции. У названного конфликта своя специфика.
Статья: Получение дохода от предпринимательской деятельности должностными лицами: уголовно-правовая квалификация и возможное применение нормы о легализации
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)В статье рассматривается проблема уголовно-правовой квалификации доходов, полученных должностными лицами от предпринимательской деятельности, и их возможной легализации. Анализируются правовые аспекты и противоречия, возникающие в судебной практике, а также предлагаются пути совершенствования законодательства для эффективной борьбы с коррупцией и легализацией незаконных доходов.
(Жилкин М.Г.)
("Законность", 2024, N 9)В статье рассматривается проблема уголовно-правовой квалификации доходов, полученных должностными лицами от предпринимательской деятельности, и их возможной легализации. Анализируются правовые аспекты и противоречия, возникающие в судебной практике, а также предлагаются пути совершенствования законодательства для эффективной борьбы с коррупцией и легализацией незаконных доходов.
Статья: Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Как показывает проведенное исследование, законодательное основание антикоррупционного механизма требует "капитального ремонта" с установлением логичных междисциплинарных связей с учетом основания криминализации - общественной опасности деяния, категоризации правонарушений по прозрачным критериям, ясным не только для законодателя, но и для правоприменителя и граждан - субъектов административно-правовых и уголовно-правовых отношений, выстраивания адекватной системы наказуемости административно-правовой и уголовно-правовой природы. Отдельные проблемы связаны с устранением противоречий с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, а также укреплением принципа законности в следственно-судебной практике. Но приведение законодательства в стройную систему, повышающую действенность правовых норм и обеспечивающую эффективное противодействие коррупции, в этой системе первично.
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Как показывает проведенное исследование, законодательное основание антикоррупционного механизма требует "капитального ремонта" с установлением логичных междисциплинарных связей с учетом основания криминализации - общественной опасности деяния, категоризации правонарушений по прозрачным критериям, ясным не только для законодателя, но и для правоприменителя и граждан - субъектов административно-правовых и уголовно-правовых отношений, выстраивания адекватной системы наказуемости административно-правовой и уголовно-правовой природы. Отдельные проблемы связаны с устранением противоречий с уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, а также укреплением принципа законности в следственно-судебной практике. Но приведение законодательства в стройную систему, повышающую действенность правовых норм и обеспечивающую эффективное противодействие коррупции, в этой системе первично.
Статья: Контроль за соответствием расходов государственных служащих их доходам: вопросы совершенствования законодательного механизма и практики применения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)1. Оценка суммы расхождения между официальными доходами чиновника и его расходами. Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 г.) указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности учета в числе расходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, и членов его семьи прожиточного минимума, затрат на оплату коммунальных услуг, алиментных выплат и других, не относящихся к расходам на приобретение имущества, предусмотренного положениями ч. 1 ст. 4, ст. 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)1. Оценка суммы расхождения между официальными доходами чиновника и его расходами. Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 г.) указал, что действующее законодательство не предусматривает возможности учета в числе расходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, и членов его семьи прожиточного минимума, затрат на оплату коммунальных услуг, алиментных выплат и других, не относящихся к расходам на приобретение имущества, предусмотренного положениями ч. 1 ст. 4, ст. 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<14> Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г. // СПС КонсультантПлюс.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<14> Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г. // СПС КонсультантПлюс.
Статья: Понятие цифровой валюты в российском законодательстве и ее правовая природа
(Ионцев М.А.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 1)<7> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(Ионцев М.А.)
("Евразийский юридический журнал", 2025, N 1)<7> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Вопрос: О получении бывшим государственным или муниципальным служащим согласия соответствующей комиссии при заключении трудового договора о работе по внутреннему совместительству.
(Письмо Минтруда России от 27.11.2024 N 28-6/ООГ-1353)Исходя из системного анализа части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", а также судебной практики (см., например, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), отмечаем, что, по нашему мнению, не является нарушением неполучение согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае перевода гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).
(Письмо Минтруда России от 27.11.2024 N 28-6/ООГ-1353)Исходя из системного анализа части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", а также судебной практики (см., например, пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), отмечаем, что, по нашему мнению, не является нарушением неполучение согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае перевода гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также при заключении с ним трудового договора о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство).
Статья: Противодействие коррупции в судебной системе: охрана независимости и соблюдения интересов общества
(Гаджиев Х.И., Молчанова М.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)<19> См.: Гаджиев Х.И. Корреляция мер по противодействию коррупции с усилением независимости судебной системы: Доклад на секционном заседании "Судебная власть и ее решения в правовом механизме противодействия коррупции: конституционная законность, пределы судебной дискреции" в рамках Одиннадцатого Евразийского антикоррупционного форума "Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании" (20 апреля 2022 г., ИЗиСП).
(Гаджиев Х.И., Молчанова М.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)<19> См.: Гаджиев Х.И. Корреляция мер по противодействию коррупции с усилением независимости судебной системы: Доклад на секционном заседании "Судебная власть и ее решения в правовом механизме противодействия коррупции: конституционная законность, пределы судебной дискреции" в рамках Одиннадцатого Евразийского антикоррупционного форума "Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании" (20 апреля 2022 г., ИЗиСП).