Судебная практика по ликвидации свалок
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по ликвидации свалок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Прокурор не согласен с непринятием мер по организации вывоза отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Орган власти не доказал, что не отвечает за ликвидацию свалки медицинских отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Орган власти не доказал, что не отвечает за ликвидацию свалки медицинских отходов
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уполномоченный орган или Прокурор хочет обязать Собственника, Арендатора земельного, лесного участка либо иное лицо ликвидировать несанкционированную свалку
(КонсультантПлюс, 2025)Возможные причины отказа в понуждении ликвидировать несанкционированную свалку
(КонсультантПлюс, 2025)Возможные причины отказа в понуждении ликвидировать несанкционированную свалку
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение конституционно-правовых принципов местного самоуправления при рассмотрении судебных споров
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Только прямое указание Конституционного Суда в Постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П <4> на неконституционность применяемых судами норм законодательства, на необходимость руководствоваться принципом единства публичной власти, а также недопустимость их истолкования в смысле, предполагающем ответственность только органов местного самоуправления за ликвидацию несанкционированных свалок, немного склонило чашу весов в сторону муниципальных образований. Например, в Красноярском крае при реализации предписаний указанного Постановления начала формироваться новая судебная практика, предполагающая ответственность всех уровней публичной власти при ликвидации несанкционированных свалок, что выражается в определении различных пропорций софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок при участии всех трех уровней публичной власти <5>. Указанное действительно можно оценить как ощутимый и весомый шаг вперед, что демонстрирует необходимость наличия неких ориентиров и руководящих указаний для судов при применении в судебных спорах тех или иных конституционных принципов местного самоуправления.
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Только прямое указание Конституционного Суда в Постановлении от 30 мая 2023 г. N 27-П <4> на неконституционность применяемых судами норм законодательства, на необходимость руководствоваться принципом единства публичной власти, а также недопустимость их истолкования в смысле, предполагающем ответственность только органов местного самоуправления за ликвидацию несанкционированных свалок, немного склонило чашу весов в сторону муниципальных образований. Например, в Красноярском крае при реализации предписаний указанного Постановления начала формироваться новая судебная практика, предполагающая ответственность всех уровней публичной власти при ликвидации несанкционированных свалок, что выражается в определении различных пропорций софинансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок при участии всех трех уровней публичной власти <5>. Указанное действительно можно оценить как ощутимый и весомый шаг вперед, что демонстрирует необходимость наличия неких ориентиров и руководящих указаний для судов при применении в судебных спорах тех или иных конституционных принципов местного самоуправления.
Готовое решение: Кто является собственником отходов
(КонсультантПлюс, 2025)В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
(КонсультантПлюс, 2025)В судебной практике есть позиция, когда при отсутствии данных о лице, в деятельности которого образовались отходы, собственником отходов является орган местного самоуправления, юрлицо или ИП, ответственные за территории, где эти отходы находятся, и, соответственно, на них лежит обязанность ликвидировать незаконную свалку (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 53-КА19-14).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"По мнению администрации Новосибирского района Новосибирской области, положения статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ) и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствуют статьям 10, 12, 17 (часть 3), 19, 36 (часть 3), 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, - предполагают возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории этих муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"По мнению администрации Новосибирского района Новосибирской области, положения статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ) и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствуют статьям 10, 12, 17 (часть 3), 19, 36 (часть 3), 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, - предполагают возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории этих муниципальных образований, но не находящихся в их собственности.
<Письмо> Росавиации от 29.06.2016 N АН1.02-2302
"Информация по безопасности полетов N 11"Российская и международная практика предотвращения столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными предусматривает необходимость решения на аэродроме следующих основных задач:
"Информация по безопасности полетов N 11"Российская и международная практика предотвращения столкновений воздушных судов с птицами и дикими животными предусматривает необходимость решения на аэродроме следующих основных задач:
Статья: О проблеме исполнения актов Конституционного Суда РФ по вопросу ликвидации органами публичной власти мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)В связи с вышеизложенным следует отметить, что так называемая мусорная реформа, начатая с 1 января 2019 года и направленная на реформирование правового регулирования в сфере обращения с отходами, включая перераспределение ответственности между публично-правовыми образованиями в зависимости от масштаба задач и наличия организационных и финансовых ресурсов для их решения, не устранила дисбаланс в данной области, как в правовом регулировании, так и в практике его применения.
(Давыдов А.А.)
("Местное право", 2025, N 4)В связи с вышеизложенным следует отметить, что так называемая мусорная реформа, начатая с 1 января 2019 года и направленная на реформирование правового регулирования в сфере обращения с отходами, включая перераспределение ответственности между публично-правовыми образованиями в зависимости от масштаба задач и наличия организационных и финансовых ресурсов для их решения, не устранила дисбаланс в данной области, как в правовом регулировании, так и в практике его применения.
Статья: Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды: некоторые проблемные аспекты
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В целом обязанность по надлежащему содержанию своего имущества - в том числе применительно к земельному участку, выражающуюся в обеспечении ликвидации образованных на нем мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возлагается на его собственника. Однако в случае, если собственник не предпринимает никаких мер, данную деятельность должен осуществить региональный оператор, который затем вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) <18>. На практике же, отмечается Конституционным Судом РФ, именно на муниципальные образования "...возлагается безусловная обязанность обеспечить за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок..." (абз. 1 п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П). Опять же, как указывалось, это связано с тем, что законом не распределяются четко полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен (абз. 2 п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П).
(Воробьева Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В целом обязанность по надлежащему содержанию своего имущества - в том числе применительно к земельному участку, выражающуюся в обеспечении ликвидации образованных на нем мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возлагается на его собственника. Однако в случае, если собственник не предпринимает никаких мер, данную деятельность должен осуществить региональный оператор, который затем вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) <18>. На практике же, отмечается Конституционным Судом РФ, именно на муниципальные образования "...возлагается безусловная обязанность обеспечить за счет средств местного бюджета финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок..." (абз. 1 п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П). Опять же, как указывалось, это связано с тем, что законом не распределяются четко полномочия по ликвидации несанкционированных свалок отходов, когда их собственник (разместившее их лицо) не установлен (абз. 2 п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П).
Статья: Понятие "степень вины" в современном российском гражданском праве
(Головерова В.Д.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 1)<77> См., например: Определение ВС РФ от 9 июня 2015 г. по делу N 307-ЭС15-3238 (А., ликвидировавший за свой счет незаконную свалку, обратился к Б. с требованием о взыскании 756 154 руб., т.е. ровно половины от потраченных им денег; апелляция признала за А. право на подобное регрессное требование, однако в дальнейшем дело было прекращено из-за отзыва жалобы).
(Головерова В.Д.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 1)<77> См., например: Определение ВС РФ от 9 июня 2015 г. по делу N 307-ЭС15-3238 (А., ликвидировавший за свой счет незаконную свалку, обратился к Б. с требованием о взыскании 756 154 руб., т.е. ровно половины от потраченных им денег; апелляция признала за А. право на подобное регрессное требование, однако в дальнейшем дело было прекращено из-за отзыва жалобы).
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2. Ликвидация несанкционированных свалок ТКО
Статья: Местное самоуправление в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации
(Русаков М.И., Цветков В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)К примеру, в 2024 г. Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы, направленной администрацией одного из муниципальных округов Орловской области, оспаривающей конституционность положений п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ N 131. Суть спора сводилась к попыткам местной администрации избежать ответственности за неисполнение мероприятия, предусмотренного программой по капитальному строительству в регионе. В этом же году Суд отказал в принятии жалобы администрации одного из районов Ростовской области. Суть обращения сводилась к оспариванию правоприменительной практики возложения "на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных на земельных участках, не относящихся к муниципальной собственности" <3>. В апреле 2024 г. Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации охотников и рыболовов, просившей проверить конституционность понятия "муниципальное образование", содержащегося в ФЗ N 131.
(Русаков М.И., Цветков В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)К примеру, в 2024 г. Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы, направленной администрацией одного из муниципальных округов Орловской области, оспаривающей конституционность положений п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ N 131. Суть спора сводилась к попыткам местной администрации избежать ответственности за неисполнение мероприятия, предусмотренного программой по капитальному строительству в регионе. В этом же году Суд отказал в принятии жалобы администрации одного из районов Ростовской области. Суть обращения сводилась к оспариванию правоприменительной практики возложения "на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки твердых отходов и мусора, размещенных на земельных участках, не относящихся к муниципальной собственности" <3>. В апреле 2024 г. Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации охотников и рыболовов, просившей проверить конституционность понятия "муниципальное образование", содержащегося в ФЗ N 131.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Полномочия суда первой инстанции по защите прав и охраняемых законов интересов неопределенного круга лиц отличаются от его полномочий в производстве по защите прав и законных интересов граждан, что подтверждается материалами судебной практики по административным исковым заявлениям прокуроров о понуждении уполномоченных государственных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации - пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; о понуждении уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить освещение улиц, ремонт дорог, развитие теплоснабжения, о признании материалов экстремистскими, о признании информации в сети Интернет запрещенной к распространению, о нарушении интересов государства и муниципальных образований при заключении административно-правовых договоров и др. <1>
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Полномочия суда первой инстанции по защите прав и охраняемых законов интересов неопределенного круга лиц отличаются от его полномочий в производстве по защите прав и законных интересов граждан, что подтверждается материалами судебной практики по административным исковым заявлениям прокуроров о понуждении уполномоченных государственных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации - пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; о понуждении уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку, обеспечить освещение улиц, ремонт дорог, развитие теплоснабжения, о признании материалов экстремистскими, о признании информации в сети Интернет запрещенной к распространению, о нарушении интересов государства и муниципальных образований при заключении административно-правовых договоров и др. <1>
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации будто самоустранился от решения проблемы уже состоявшихся судебных решений. При этом именно уже сложившаяся судебная практика вызвала необходимость принятия данного Постановления.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации будто самоустранился от решения проблемы уже состоявшихся судебных решений. При этом именно уже сложившаяся судебная практика вызвала необходимость принятия данного Постановления.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
Статья: Развитие правового учения профессора В.В. Петрова в современной доктрине правового регулирования обращения с отходами
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Вопрос о правовом обеспечении реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами в течение длительного времени вызывал дискуссии в правовой науке и неоднозначное толкование в судебной практике. С организационной точки зрения реализация функций благоустройства территории осложнена отсутствием у органа местного самоуправления полномочий в сфере экологического контроля. С финансовой точки зрения вопрос связан с определением юридических оснований разграничений обязанностей собственника земельного участка (публичных образований) и обязанностей органа исполнительной власти по осуществлению функций благоустройства.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Вопрос о правовом обеспечении реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами в течение длительного времени вызывал дискуссии в правовой науке и неоднозначное толкование в судебной практике. С организационной точки зрения реализация функций благоустройства территории осложнена отсутствием у органа местного самоуправления полномочий в сфере экологического контроля. С финансовой точки зрения вопрос связан с определением юридических оснований разграничений обязанностей собственника земельного участка (публичных образований) и обязанностей органа исполнительной власти по осуществлению функций благоустройства.
Статья: Субъекты, обращающиеся в суд за защитой экологических прав
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)Однако даже при обращении в суды с восстановительными экологическими исками неимущественного характера граждане сталкиваются с серьезными препятствиями. Так, в рамках одного из недавно рассмотренных дел гражданин был вынужден отстаивать в суде кассационной инстанции свое право на иск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Отменяя акты нижестоящих судов, кассационный суд отметил, что право гражданина на обращение в суд с иском по делам в области охраны окружающей среды в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и общества в целом <33>.
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)Однако даже при обращении в суды с восстановительными экологическими исками неимущественного характера граждане сталкиваются с серьезными препятствиями. Так, в рамках одного из недавно рассмотренных дел гражданин был вынужден отстаивать в суде кассационной инстанции свое право на иск о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. Отменяя акты нижестоящих судов, кассационный суд отметил, что право гражданина на обращение в суд с иском по делам в области охраны окружающей среды в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и общества в целом <33>.