Судебная практика по контрактам
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика по контрактам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Коммерческий кредит в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие у подрядчика возможности свободно использовать аванс по государственному контракту не исключает право заказчика начислить на него проценты за пользование коммерческим кредитом при наличии соответствующего условия в контракте
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие у подрядчика возможности свободно использовать аванс по государственному контракту не исключает право заказчика начислить на него проценты за пользование коммерческим кредитом при наличии соответствующего условия в контракте
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Уменьшение подрядчиком предусмотренного контрактом объема работ, выразившееся в использовании для собственных нужд оставшегося после произведенных работ мусора вместо вывоза на полигон, влечет соразмерное уменьшение твердой цены контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Уменьшение подрядчиком предусмотренного контрактом объема работ, выразившееся в использовании для собственных нужд оставшегося после произведенных работ мусора вместо вывоза на полигон, влечет соразмерное уменьшение твердой цены контракта
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Смарт-контракт: понятие, правовое регулирование, правоприменительная практика, потребительские отношения
(Белов В.А.)
("Право и экономика", 2021, N 9)Между тем необходимо отметить, что в судебной практике термин "смарт-контракт" чаще встречается как составляющая объекта интеллектуальных прав - программного кода (обеспечение), на разработку которого заключен соответствующий договор <19>.
(Белов В.А.)
("Право и экономика", 2021, N 9)Между тем необходимо отметить, что в судебной практике термин "смарт-контракт" чаще встречается как составляющая объекта интеллектуальных прав - программного кода (обеспечение), на разработку которого заключен соответствующий договор <19>.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Как показывает судебная практика, заключение муниципального контракта после поступления заявок на разовый отлов животных без владельцев, т.е. в целях выполнения поступивших заявок, не рассматривается судами в качестве меры, доказывающей надлежащее осуществление муниципалитетами полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, взыскивая с г. Бийска компенсацию морального вреда, причиненного М. вследствие укуса собаки, суд выяснил, что на момент причинения вреда здоровью М. муниципальных контрактов по отлову, стерилизации и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования город Бийск заключено не было. Контракты заключаются только по необходимости и поступлении заявок от населения при обнаружении бродячих собак, а поскольку заявок не было, то и контракты не заключались, отлов собак не производился. По мнению суда, это свидетельствует о ненадлежащем организационном обеспечении деятельности по отлову безнадзорных животных (решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 августа 2021 г. по делу N 2-2201-/2021). Данный вывод был поддержан судом апелляционной инстанции. Муниципальному образованию "для выполнения обязанностей и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, регулированию их численности, защите населения от болезней, общих для человека и животных необходимо создать специальные муниципальные службы и органы или заключить соответствующие муниципальные контракты и договоры" (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г. N 33-9112/2021).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Как показывает судебная практика, заключение муниципального контракта после поступления заявок на разовый отлов животных без владельцев, т.е. в целях выполнения поступивших заявок, не рассматривается судами в качестве меры, доказывающей надлежащее осуществление муниципалитетами полномочий по организации деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, взыскивая с г. Бийска компенсацию морального вреда, причиненного М. вследствие укуса собаки, суд выяснил, что на момент причинения вреда здоровью М. муниципальных контрактов по отлову, стерилизации и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования город Бийск заключено не было. Контракты заключаются только по необходимости и поступлении заявок от населения при обнаружении бродячих собак, а поскольку заявок не было, то и контракты не заключались, отлов собак не производился. По мнению суда, это свидетельствует о ненадлежащем организационном обеспечении деятельности по отлову безнадзорных животных (решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 августа 2021 г. по делу N 2-2201-/2021). Данный вывод был поддержан судом апелляционной инстанции. Муниципальному образованию "для выполнения обязанностей и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, регулированию их численности, защите населения от болезней, общих для человека и животных необходимо создать специальные муниципальные службы и органы или заключить соответствующие муниципальные контракты и договоры" (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 декабря 2021 г. N 33-9112/2021).
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Приведем следующий пример судебной практики. Цена государственного контракта на выполнение работ по ремонту технических и служебных помещений на объекте составила 2 017 206 руб. Договорные работы были выполнены и приняты публичным заказчиком без замечаний и возражений. Региональным управлением по контролю в сфере закупок было выявлено несоблюдение требований к применению единичных расценок и нормативов по ценообразованию в строительстве, которые привели к завышению стоимости работ по контракту, составившей 298 703,58 руб. В результате проведенной проверки публичному заказчику предписано принять меры к устранению нарушений путем возмещения указанных средств. Публичный заказчик обратился в суд с кондикционным иском о взыскании 298 703,58 руб.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Приведем следующий пример судебной практики. Цена государственного контракта на выполнение работ по ремонту технических и служебных помещений на объекте составила 2 017 206 руб. Договорные работы были выполнены и приняты публичным заказчиком без замечаний и возражений. Региональным управлением по контролю в сфере закупок было выявлено несоблюдение требований к применению единичных расценок и нормативов по ценообразованию в строительстве, которые привели к завышению стоимости работ по контракту, составившей 298 703,58 руб. В результате проведенной проверки публичному заказчику предписано принять меры к устранению нарушений путем возмещения указанных средств. Публичный заказчик обратился в суд с кондикционным иском о взыскании 298 703,58 руб.
Готовое решение: Как получить независимую гарантию для обеспечения заявки, исполнения государственного контракта, гарантийных обязательств по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если уже после заключения контракта обнаружилось, что независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения его исполнения, содержит подобные ошибки, полагаем, что целесообразно ее заменить. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить новое обеспечение взамен старой гарантии. Сделать это можно на основании ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Контрактом может быть предусмотрена обязанность поставщика заменить ненадлежащее обеспечение, в этом случае следует действовать в соответствии с условиями контракта. При этом учтите, что даже после замены обеспечения остаются риски признания такого контракта ничтожным как заключенного при отсутствии надлежащего обеспечения. Есть практика, когда заказчик заключил контракт, хотя гарантии не было в реестре независимых гарантий. Суды расценили это как заключение контракта в отсутствие обеспечения и признали контракт ничтожным (см. п. 26 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017). Полагаем, что данная позиция применима и к ситуации, когда в независимой гарантии есть ошибки или опечатки.
(КонсультантПлюс, 2025)Если уже после заключения контракта обнаружилось, что независимая гарантия, представленная в качестве обеспечения его исполнения, содержит подобные ошибки, полагаем, что целесообразно ее заменить. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить новое обеспечение взамен старой гарантии. Сделать это можно на основании ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Контрактом может быть предусмотрена обязанность поставщика заменить ненадлежащее обеспечение, в этом случае следует действовать в соответствии с условиями контракта. При этом учтите, что даже после замены обеспечения остаются риски признания такого контракта ничтожным как заключенного при отсутствии надлежащего обеспечения. Есть практика, когда заказчик заключил контракт, хотя гарантии не было в реестре независимых гарантий. Суды расценили это как заключение контракта в отсутствие обеспечения и признали контракт ничтожным (см. п. 26 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017). Полагаем, что данная позиция применима и к ситуации, когда в независимой гарантии есть ошибки или опечатки.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем, как показывает в числе прочего вышеприведенная судебная практика, в рамках инвестиционно-инфраструктурных контрактов принудительное понуждение публичной власти к изменению градостроительных регламентов и иных документов, регламентирующих вопросы осуществления градостроительной деятельности, оказывается невозможным. Кроме того, как отмечает Г.Н. Эйриян, у правоприменительных органов могут возникнуть сомнения относительно полномочий органов местного самоуправления на введение рассматриваемых институтов, в связи с чем может потребоваться совершенствование федерального законодательства в части расширения прав муниципальных образований в определении инструментов проводимой ими градостроительной политики <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Вместе с тем, как показывает в числе прочего вышеприведенная судебная практика, в рамках инвестиционно-инфраструктурных контрактов принудительное понуждение публичной власти к изменению градостроительных регламентов и иных документов, регламентирующих вопросы осуществления градостроительной деятельности, оказывается невозможным. Кроме того, как отмечает Г.Н. Эйриян, у правоприменительных органов могут возникнуть сомнения относительно полномочий органов местного самоуправления на введение рассматриваемых институтов, в связи с чем может потребоваться совершенствование федерального законодательства в части расширения прав муниципальных образований в определении инструментов проводимой ими градостроительной политики <1>.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Речь в данном пункте идет именно об отсутствии контракта, заключенного в письменной форме. На момент выхода Обзора судебной практики заключение контракта у единственного поставщика по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ большинством заказчиков осуществлялось без применения электронных процедур. В то время единственной процедурой, необходимой для надлежащего заключения контракта у единственного поставщика по вышеуказанным пунктам, являлась только простая письменная форма договора. Но если договор у единственного поставщика заключен в письменной форме, как можно говорить об "отсутствии надлежащим образом заключенного государственного контракта"?
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Речь в данном пункте идет именно об отсутствии контракта, заключенного в письменной форме. На момент выхода Обзора судебной практики заключение контракта у единственного поставщика по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ большинством заказчиков осуществлялось без применения электронных процедур. В то время единственной процедурой, необходимой для надлежащего заключения контракта у единственного поставщика по вышеуказанным пунктам, являлась только простая письменная форма договора. Но если договор у единственного поставщика заключен в письменной форме, как можно говорить об "отсутствии надлежащим образом заключенного государственного контракта"?