Субвенция это
Подборка наиболее важных документов по запросу Субвенция это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 83 "Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации" ЛК РФ"Руководствуясь положениями действующего законодательства (в том числе частью 1 статьи 77 ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Письмом Минсельхоза РФ от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что взыскиваемые затраты подлежат возмещению посредством субвенций, верно пришел к выводу о том, что субвенциональное финансирование деятельности специализированных организаций, проводимых ими вынужденных противопожарных мероприятий, не освобождает лицо, виновное в необходимости проведения пожаротушения, от возмещения понесенных на это расходов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать расчеты на счете 206 51 "Расчеты по перечислениям текущего характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
(КонсультантПлюс, 2025)К межбюджетным трансфертам, предоставляемым с условиями при передаче активов, относятся межбюджетные трансферты, на которые распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по возврату их неиспользованных сумм. Это субвенции, субсидии, другие межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666).
(КонсультантПлюс, 2025)К межбюджетным трансфертам, предоставляемым с условиями при передаче активов, относятся межбюджетные трансферты, на которые распространяются положения п. 5 ст. 242 БК РФ по возврату их неиспользованных сумм. Это субвенции, субсидии, другие межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666).
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
(ред. от 31.07.2025)1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Далее в статье решаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением переданных полномочий. Основной формой финансирования являются субвенции из федерального бюджета - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ в установленном порядке (ст. 133 БК).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Далее в статье решаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением переданных полномочий. Основной формой финансирования являются субвенции из федерального бюджета - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ в установленном порядке (ст. 133 БК).
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)По словам специалистов, значительному повышению эффективности такой деятельности может способствовать создание системы постоянного мониторинга за состоянием дел в этой сфере. Для внедрения системы мониторинга, сопряженного с более высокими финансовыми расходами, чем имеющиеся сегодня, необходимо повышение уровня финансовой обеспеченности государственного полномочия по организации обращения с животными без владельцев; на этапе ее внедрения субвенции на эти цели должны быть прописаны "отдельной строкой".
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)По словам специалистов, значительному повышению эффективности такой деятельности может способствовать создание системы постоянного мониторинга за состоянием дел в этой сфере. Для внедрения системы мониторинга, сопряженного с более высокими финансовыми расходами, чем имеющиеся сегодня, необходимо повышение уровня финансовой обеспеченности государственного полномочия по организации обращения с животными без владельцев; на этапе ее внедрения субвенции на эти цели должны быть прописаны "отдельной строкой".
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В современной российской науке и практике существуют различные подходы к оценке эффективности распределения и использования межбюджетных трансфертов [12]. В большей степени изучены вопросы регулирования данного процесса во взаимоотношениях федерального центра и регионов [13]. Однако взаимодействие регионов и муниципальных образований в сфере регулирования межбюджетных отношений также является предметом ряда исследований. Большее внимание уделяется оценке конкретных форм межбюджетных трансфертов (в частности, дотаций [14], субсидий [15]). Однако, на наш взгляд, особенно значимым является комплексная оценка эффективности распределения трансфертов. Это обусловлено тем обстоятельством, что различные дотации, субсидии и субвенции используются одновременно и, соответственно, оказывают друг на друга заметное взаимное влияние. Поэтому межбюджетное регулирование является системой, которая характеризуется наличием большого количества прямых и обратных связей, тесным взаимодействием элементов. Это нужно учитывать при разработке и совершенствовании подходов к оценке эффективности межбюджетного регулирования. При оценке эффективности межбюджетных трансфертов иногда авторы базируются на оценке результативности использования трансфертов [12, 16] или на оценке эффективности их предоставления и распределения [17].
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В современной российской науке и практике существуют различные подходы к оценке эффективности распределения и использования межбюджетных трансфертов [12]. В большей степени изучены вопросы регулирования данного процесса во взаимоотношениях федерального центра и регионов [13]. Однако взаимодействие регионов и муниципальных образований в сфере регулирования межбюджетных отношений также является предметом ряда исследований. Большее внимание уделяется оценке конкретных форм межбюджетных трансфертов (в частности, дотаций [14], субсидий [15]). Однако, на наш взгляд, особенно значимым является комплексная оценка эффективности распределения трансфертов. Это обусловлено тем обстоятельством, что различные дотации, субсидии и субвенции используются одновременно и, соответственно, оказывают друг на друга заметное взаимное влияние. Поэтому межбюджетное регулирование является системой, которая характеризуется наличием большого количества прямых и обратных связей, тесным взаимодействием элементов. Это нужно учитывать при разработке и совершенствовании подходов к оценке эффективности межбюджетного регулирования. При оценке эффективности межбюджетных трансфертов иногда авторы базируются на оценке результативности использования трансфертов [12, 16] или на оценке эффективности их предоставления и распределения [17].
Статья: Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Ученый С.В. Шеремета в построении кластеризации регионов по уровню финансовой устойчивости относит к категории высокодотационных регионы с удельным весом трансфертов выше 40% доходов [16]. Аналогичный подход встречается в работе С.Р. Егорова и др. [12]. Понятие "высокодотационный" подразумевает значительную величину в доходах дотаций как формы межбюджетных трансфертов. Если рассматривать трансферты в качестве признака категории, то целесообразно такие регионы идентифицировать как имеющие высокую трансфертную зависимость, поскольку трансферты включают помимо дотаций еще субсидии и субвенции. Этот подход затрудняет определение дотационности региона, поскольку трансферты - более широкая группа доходов.
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Ученый С.В. Шеремета в построении кластеризации регионов по уровню финансовой устойчивости относит к категории высокодотационных регионы с удельным весом трансфертов выше 40% доходов [16]. Аналогичный подход встречается в работе С.Р. Егорова и др. [12]. Понятие "высокодотационный" подразумевает значительную величину в доходах дотаций как формы межбюджетных трансфертов. Если рассматривать трансферты в качестве признака категории, то целесообразно такие регионы идентифицировать как имеющие высокую трансфертную зависимость, поскольку трансферты включают помимо дотаций еще субсидии и субвенции. Этот подход затрудняет определение дотационности региона, поскольку трансферты - более широкая группа доходов.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)На наш взгляд, субвенция - это межбюджетный трансферт, предоставляемый уполномоченным органом из бюджетов бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ в установленном порядке.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)На наш взгляд, субвенция - это межбюджетный трансферт, предоставляемый уполномоченным органом из бюджетов бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ в установленном порядке.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Среди трех указанных видов трансфертов о тесной связи местного самоуправления и государственной власти как элементов одной системы в наибольшей степени свидетельствуют субвенции. Этот вид финансовой помощи предоставляется органам местного самоуправления на осуществление делегированных государственных полномочий. В этом смысле институт делегирования полномочий имеет надежные законодательные гарантии, не допускающие возникновения так называемых нефинансируемых мандатов. В то же время при расходовании субвенций органы местного самоуправления действуют как продолжение государственного аппарата, поэтому свободы усмотрения в этой области у них меньше, чем при осуществлении собственных полномочий, а рамки административного контроля за их деятельностью, как нетрудно догадаться, шире.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Среди трех указанных видов трансфертов о тесной связи местного самоуправления и государственной власти как элементов одной системы в наибольшей степени свидетельствуют субвенции. Этот вид финансовой помощи предоставляется органам местного самоуправления на осуществление делегированных государственных полномочий. В этом смысле институт делегирования полномочий имеет надежные законодательные гарантии, не допускающие возникновения так называемых нефинансируемых мандатов. В то же время при расходовании субвенций органы местного самоуправления действуют как продолжение государственного аппарата, поэтому свободы усмотрения в этой области у них меньше, чем при осуществлении собственных полномочий, а рамки административного контроля за их деятельностью, как нетрудно догадаться, шире.
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Также сложно обстоит дело с финансированием муниципальных образований в целях приобретения жилых помещений для лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По нормам данного Закона выделение жилья указанным лицам объявлено расходным обязательством субъекта Российской Федерации. При этом законами субъектов полномочия как по ведению учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, так и, собственно, по их предоставлению передаются органам местного самоуправления, которые с ними в полном объеме не справляются из-за того, что выделяемых субъектам Российской Федерации средств в виде субсидий (субвенций) на эти цели оказывается недостаточно.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Также сложно обстоит дело с финансированием муниципальных образований в целях приобретения жилых помещений для лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По нормам данного Закона выделение жилья указанным лицам объявлено расходным обязательством субъекта Российской Федерации. При этом законами субъектов полномочия как по ведению учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, так и, собственно, по их предоставлению передаются органам местного самоуправления, которые с ними в полном объеме не справляются из-за того, что выделяемых субъектам Российской Федерации средств в виде субсидий (субвенций) на эти цели оказывается недостаточно.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, игнорируя требования об обязательном выделении субвенций на эти цели, органы публичной власти создали проблему эффективности реализации этих полномочий органами местного самоуправления, в большей степени актуальную для городских поселений, которые, помимо прочего, не могут передать эти полномочия муниципальному району на основании соглашения, а должны изыскивать на эти цели собственные ресурсы, хотя по закону наделены правом на получение субвенций.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Кроме того, игнорируя требования об обязательном выделении субвенций на эти цели, органы публичной власти создали проблему эффективности реализации этих полномочий органами местного самоуправления, в большей степени актуальную для городских поселений, которые, помимо прочего, не могут передать эти полномочия муниципальному району на основании соглашения, а должны изыскивать на эти цели собственные ресурсы, хотя по закону наделены правом на получение субвенций.
Статья: Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия "Аудит использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями в 2021 - 2023 годах"
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)При этом объем субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение организаций ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (межбюджетные трансферты) за 2021 год составил 2 276 824 524,7 тыс. рублей, за 2022 год - 2 461 274 242,2 тыс. рублей, то есть вырос на 8,1% по сравнению с предыдущим годом. В 2023 году субвенция предусмотрена в объеме 2 746 943 657,0 тыс. рублей, или 111,6% от субвенции 2022 года.
(Изотова Г.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)При этом объем субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение организаций ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (межбюджетные трансферты) за 2021 год составил 2 276 824 524,7 тыс. рублей, за 2022 год - 2 461 274 242,2 тыс. рублей, то есть вырос на 8,1% по сравнению с предыдущим годом. В 2023 году субвенция предусмотрена в объеме 2 746 943 657,0 тыс. рублей, или 111,6% от субвенции 2022 года.