Субсидия утилизационный сБор
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидия утилизационный сБор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае налогоплательщику предоставлена субсидия в размере суммы утилизационных сборов, исчисленной за отчетный период, а не для погашения кредиторской задолженности по утилизационному сбору.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В данном случае налогоплательщику предоставлена субсидия в размере суммы утилизационных сборов, исчисленной за отчетный период, а не для погашения кредиторской задолженности по утилизационному сбору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В данном случае налогоплательщику предоставлена субсидия в размере суммы утилизационных сборов, исчисленной за отчетный период, а не для погашения кредиторской задолженности по утилизационному сбору (Постановление АС СЗО от 22.08.2024 N Ф07-10391/2024 по делу N А56-40918/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)В данном случае налогоплательщику предоставлена субсидия в размере суммы утилизационных сборов, исчисленной за отчетный период, а не для погашения кредиторской задолженности по утилизационному сбору (Постановление АС СЗО от 22.08.2024 N Ф07-10391/2024 по делу N А56-40918/2023).
Вопрос: О порядке учета утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 08.07.2025 N 03-03-06/1/66370)Порядок учета утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в письмах Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-РЗ/69150, от 12.03.2014 N 03-03-10/10650, согласно которым расходы в виде сумм утилизационного сбора учитываются в составе прочих расходов на дату возникновения обязательств, связанных с уплатой утилизационного сбора в бюджет.
(Письмо Минфина России от 08.07.2025 N 03-03-06/1/66370)Порядок учета утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в письмах Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-РЗ/69150, от 12.03.2014 N 03-03-10/10650, согласно которым расходы в виде сумм утилизационного сбора учитываются в составе прочих расходов на дату возникновения обязательств, связанных с уплатой утилизационного сбора в бюджет.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Регулируемые тарифы. Важным фактором ценовой динамики со стороны предложения является административное регулирование. Цены могут регулироваться как напрямую, так и посредством тарифов и субсидий. Пример прямого регулирования - установление предельного размера индексации коммунальных тарифов для населения. В обычной ситуации повышение тарифов не является разовым фактором со стороны предложения и учитывается в инфляции в качестве сезонного фактора. Но в случае отклонений от графика индексации или изменения ее величины влияние может быть достаточно существенным. Сдвиг индексации тарифов с июля 2023 года на декабрь 2022 года понизил годовую инфляцию в 2023 году. В то же время большая индексация тарифов с июля 2024 года вносит серьезный вклад в годовую инфляцию (0,6 п.п.). Регулирование цен посредством тарифов и субсидий создает преимущественно разовые проинфляционные эффекты. Например, увеличение НДС на реализацию бургеров с 10 до 20% с октября 2023 года привело к росту цен в сфере общественного питания как в октябре (на 1,32 п.п. с.к. выше ИПЦ), так и в последующие месяцы. Также примером может служить увеличение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Его введение привело к ускорению роста цен на легковые автомобили (в среднем на 0,62 п.п. с.к. выше инфляции до конца 2023 года).
(утв. Банком России)Регулируемые тарифы. Важным фактором ценовой динамики со стороны предложения является административное регулирование. Цены могут регулироваться как напрямую, так и посредством тарифов и субсидий. Пример прямого регулирования - установление предельного размера индексации коммунальных тарифов для населения. В обычной ситуации повышение тарифов не является разовым фактором со стороны предложения и учитывается в инфляции в качестве сезонного фактора. Но в случае отклонений от графика индексации или изменения ее величины влияние может быть достаточно существенным. Сдвиг индексации тарифов с июля 2023 года на декабрь 2022 года понизил годовую инфляцию в 2023 году. В то же время большая индексация тарифов с июля 2024 года вносит серьезный вклад в годовую инфляцию (0,6 п.п.). Регулирование цен посредством тарифов и субсидий создает преимущественно разовые проинфляционные эффекты. Например, увеличение НДС на реализацию бургеров с 10 до 20% с октября 2023 года привело к росту цен в сфере общественного питания как в октябре (на 1,32 п.п. с.к. выше ИПЦ), так и в последующие месяцы. Также примером может служить увеличение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Его введение привело к ускорению роста цен на легковые автомобили (в среднем на 0,62 п.п. с.к. выше инфляции до конца 2023 года).
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)На наш взгляд, утилизационный сбор является примером гибкого подхода государства к реализации фискальных интересов в рамках решения важнейших публичных задач, в данном случае - экологической безопасности. Перемещая финансовые ресурсы от производителей (покупателей) ТС к субъектам экологических производств и переработки посредством субсидирования, решаются важные вопросы: определенная экономия бюджета на расходах, связанных с экологической безопасностью, и ориентирование перерабатывающего производства на экологически приемлемые способы работы. Полагаем, решение подобных публичных задач является достаточным социальным обоснованием обеспечения уголовно-правовой охраны отношений по взиманию утилизационного сбора. Кроме того, в отличие от ряда иных обязательных платежей, имеющих компенсационный фискальный характер, поступление средств от утилизационного сбора осуществляется в консолидированный бюджет. Данное обстоятельство позволяет не относить указанный сбор к группе парафискалитетов, которые в доктрине определяются как "обязательные сборы, устанавливаемые в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и публичной администрации" <33>, "аккумулируемый вне государственного или муниципального бюджета" <34>.
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)На наш взгляд, утилизационный сбор является примером гибкого подхода государства к реализации фискальных интересов в рамках решения важнейших публичных задач, в данном случае - экологической безопасности. Перемещая финансовые ресурсы от производителей (покупателей) ТС к субъектам экологических производств и переработки посредством субсидирования, решаются важные вопросы: определенная экономия бюджета на расходах, связанных с экологической безопасностью, и ориентирование перерабатывающего производства на экологически приемлемые способы работы. Полагаем, решение подобных публичных задач является достаточным социальным обоснованием обеспечения уголовно-правовой охраны отношений по взиманию утилизационного сбора. Кроме того, в отличие от ряда иных обязательных платежей, имеющих компенсационный фискальный характер, поступление средств от утилизационного сбора осуществляется в консолидированный бюджет. Данное обстоятельство позволяет не относить указанный сбор к группе парафискалитетов, которые в доктрине определяются как "обязательные сборы, устанавливаемые в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и публичной администрации" <33>, "аккумулируемый вне государственного или муниципального бюджета" <34>.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Направления расходования утилизационного сбора предусмотрены пунктом 8 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <55> и Постановлением Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям и предпринимателям на возмещение затрат на осуществление деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, потребительских свойств, в том числе части затрат, связанных с созданием мощностей и инфраструктуры для осуществления такой деятельности <56>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)Направления расходования утилизационного сбора предусмотрены пунктом 8 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <55> и Постановлением Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям и предпринимателям на возмещение затрат на осуществление деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, потребительских свойств, в том числе части затрат, связанных с созданием мощностей и инфраструктуры для осуществления такой деятельности <56>.
Статья: О реализации принципа правовой определенности в обложении утилизационным сбором (на примере ввоза автомобилей в Россию)
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<3> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. N 520, которым установлены правила представления субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим утилизацию.
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<3> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 20 июня 2013 г. N 520, которым установлены правила представления субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим утилизацию.
Статья: Утилизационный сбор за транспортное средство: право, экономика, экологическая безопасность
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Исследование зарубежного опыта демонстрирует более широкий спектр применяемых инструментов: создание специализированных фондов, государственное субсидирование утилизации транспортного средства, отдельных его частей и узлов, банковские инструменты.
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Исследование зарубежного опыта демонстрирует более широкий спектр применяемых инструментов: создание специализированных фондов, государственное субсидирование утилизации транспортного средства, отдельных его частей и узлов, банковские инструменты.