Субсидии при ковид 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии при ковид 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)Судами учтено, что авансовые платежи по срокам уплаты... не являлись недоимкой по состоянию как на 01.03.2020, так и на момент подачи заявлений... При этом верно отмечено, что данные авансовые платежи... могли быть уплачены обществом в срок до 30.09.2020 включительно..."
(КонсультантПлюс, 2025)Судами учтено, что авансовые платежи по срокам уплаты... не являлись недоимкой по состоянию как на 01.03.2020, так и на момент подачи заявлений... При этом верно отмечено, что данные авансовые платежи... могли быть уплачены обществом в срок до 30.09.2020 включительно..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ в условиях коронавируса
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчик указывал, что отмена конкурентной процедуры обусловлена отсутствием необходимых денежных средств для оплаты услуг по заключаемому договору в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
(КонсультантПлюс, 2025)...заказчик указывал, что отмена конкурентной процедуры обусловлена отсутствием необходимых денежных средств для оплаты услуг по заключаемому договору в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<172> Пункт 2.1 ст. 170 НК РФ не применяется в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 (Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ). Имеются в виду "коронавирусные" субсидии, полученные в 2020 году субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Суммы НДС по расходам, оплаченным за счет этих субсидий, принимаются к вычету на общих основаниях (письма Минфина России от 26.01.2021 N 03-07-11/4157, от 30.12.2020 N 03-07-11/116076).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<172> Пункт 2.1 ст. 170 НК РФ не применяется в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 (Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ). Имеются в виду "коронавирусные" субсидии, полученные в 2020 году субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Суммы НДС по расходам, оплаченным за счет этих субсидий, принимаются к вычету на общих основаниях (письма Минфина России от 26.01.2021 N 03-07-11/4157, от 30.12.2020 N 03-07-11/116076).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии, полученные коммерческими организациями на обеспечение непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, учитываются как внереализационные доходы. В состав налоговой базы по налогу на прибыль они включаются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. В аналогичном порядке учитывались субсидии из бюджетов субъектов РФ, полученные в течение 2020 г. такими организациями в связи с пандемией COVID-19 (Письма Минфина России от 24.11.2020 N 03-03-06/1/102403, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101865);
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии, полученные коммерческими организациями на обеспечение непрерывной работы в условиях неблагоприятной экономической ситуации, учитываются как внереализационные доходы. В состав налоговой базы по налогу на прибыль они включаются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. В аналогичном порядке учитывались субсидии из бюджетов субъектов РФ, полученные в течение 2020 г. такими организациями в связи с пандемией COVID-19 (Письма Минфина России от 24.11.2020 N 03-03-06/1/102403, от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101865);
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2020 г. N 2172 "Об авансировании в 2020 году государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2020 г. N 2172 "Об авансировании в 2020 году государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях";
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 N 1229-р "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции";
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 N 1229-р "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции";
Вопрос: Как в бухгалтерском учете организации отражается получение субсидий на возмещение недополученных доходов или финансирование расходов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
Статья: Проактивный режим предоставления публичных услуг: на пути к отмене заявительного порядка предоставления публичных услуг
(Пуляевская И.А., Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В период пандемии коронавирусной инфекции к предоставлению ряда публичных услуг был применен беззаявительный порядок их предоставления. Например, с 1 апреля по 1 октября 2020 г. субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась в беззаявительном порядке без посещения гражданами МФЦ и районных отделов жилищных субсидий и без письменных обращений в органы публичной власти. Данную субсидию назначили в том же размере на шесть месяцев, при последующем обращении сумму пересчитывали, исходя из представленных данных, и если выплаченная субсидия оказывалась больше положенного, то разницу возвращать не приходилось, а если меньше, государство возмещало разницу <8>.
(Пуляевская И.А., Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)В период пандемии коронавирусной инфекции к предоставлению ряда публичных услуг был применен беззаявительный порядок их предоставления. Например, с 1 апреля по 1 октября 2020 г. субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась в беззаявительном порядке без посещения гражданами МФЦ и районных отделов жилищных субсидий и без письменных обращений в органы публичной власти. Данную субсидию назначили в том же размере на шесть месяцев, при последующем обращении сумму пересчитывали, исходя из представленных данных, и если выплаченная субсидия оказывалась больше положенного, то разницу возвращать не приходилось, а если меньше, государство возмещало разницу <8>.
Статья: К вопросу о страховой сумме в договоре страхования предпринимательского риска
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Семенов А.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)<4> Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (ред. от 20.06.2020) // СЗ РФ. 2020. N 18. Ст. 2895.
Статья: Правовые позиции КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за I квартал 2023 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)ИП обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)ИП обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В Правилах N 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)В Правилах N 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 01.03.2020. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<4> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 1229-р (ред. от 19.06.2020) "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3199.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<4> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 1229-р (ред. от 19.06.2020) "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3199.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Вышеназванные нормы не применяются в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 121-ФЗ от 22.04.2020), а именно субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Вышеназванные нормы не применяются в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона N 121-ФЗ от 22.04.2020), а именно субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1.2. На основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 976 <15> субъектам МСП пострадавших отраслей в 2020 г. предоставлялась субсидия из федерального бюджета на дезинфекцию в расчете 6 500 руб. x на количество работников + 15 000 руб. Максимальная сумма субсидии: 6 500 руб. x 250 чел. + 15 000 руб. = 1 640 000 руб. На безвозмездную финансовую помощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могли рассчитывать, например, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры. Субсидия предоставлялась на основании заявления, которое необходимо было подать в период с 15 июля 2020 г. до 17 августа 2020 г.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)1.2. На основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 г. N 976 <15> субъектам МСП пострадавших отраслей в 2020 г. предоставлялась субсидия из федерального бюджета на дезинфекцию в расчете 6 500 руб. x на количество работников + 15 000 руб. Максимальная сумма субсидии: 6 500 руб. x 250 чел. + 15 000 руб. = 1 640 000 руб. На безвозмездную финансовую помощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могли рассчитывать, например, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры. Субсидия предоставлялась на основании заявления, которое необходимо было подать в период с 15 июля 2020 г. до 17 августа 2020 г.