Субсидии предпринимателям коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии предпринимателям коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлению следовало в течение предусмотренных пунктом 2.4 Порядка трех рабочих дней направить Главе КФХ уведомление о непредставлении указанных документов. То обстоятельство, что установленный трехдневный срок приходился бы на более позднюю дату, чем это предусмотрено пунктом 1.8 Порядка и размещенной на сайте Управления информацией о принятии заявлений (30.10.2020), как верно отметил суд, не является основанием для неисполнения Управлением установленной Порядком процедуры принятия и рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлению следовало в течение предусмотренных пунктом 2.4 Порядка трех рабочих дней направить Главе КФХ уведомление о непредставлении указанных документов. То обстоятельство, что установленный трехдневный срок приходился бы на более позднюю дату, чем это предусмотрено пунктом 1.8 Порядка и размещенной на сайте Управления информацией о принятии заявлений (30.10.2020), как верно отметил суд, не является основанием для неисполнения Управлением установленной Порядком процедуры принятия и рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1102 "Обязанность возвратить неосновательное обогащение" ГК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, не доказан факт его недобросовестного поведения при обращении в ИФНС с заявлением о предоставлении спорной субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению предпринимателя, не доказан факт его недобросовестного поведения при обращении в ИФНС с заявлением о предоставлении спорной субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<172> Пункт 2.1 ст. 170 НК РФ не применяется в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 (Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ). Имеются в виду "коронавирусные" субсидии, полученные в 2020 году субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Суммы НДС по расходам, оплаченным за счет этих субсидий, принимаются к вычету на общих основаниях (письма Минфина России от 26.01.2021 N 03-07-11/4157, от 30.12.2020 N 03-07-11/116076).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<172> Пункт 2.1 ст. 170 НК РФ не применяется в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 (Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ). Имеются в виду "коронавирусные" субсидии, полученные в 2020 году субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576. Суммы НДС по расходам, оплаченным за счет этих субсидий, принимаются к вычету на общих основаниях (письма Минфина России от 26.01.2021 N 03-07-11/4157, от 30.12.2020 N 03-07-11/116076).
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 06.07.2020.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 06.07.2020.
Нормативные акты
Справочная информация: "Коронавирус (COVID-19). Меры экономической поддержки бизнеса в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Постановлением Правительства РФ от 24.06.2020 N 915 в 2020 - 2022 гг. предусмотрена возможность предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, осуществляющим при этом деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Постановлением Правительства РФ от 24.06.2020 N 915 в 2020 - 2022 гг. предусмотрена возможность предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, осуществляющим при этом деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 14: Применяется ли установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований, связанных с оспариванием отказа (бездействия) налоговых органов в предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Вопрос 14: Применяется ли установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований, связанных с оспариванием отказа (бездействия) налоговых органов в предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Отказывая в иске, суды исходили из того, что основной вид деятельности заявителя, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень N 434. Суды отклонили доводы налогового органа о нераспространении Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии, указав, что такая позиция фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (при этом указанное Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 N 1229-р "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции";
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 N 1229-р "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции";
Вопрос: О предложении по освобождению от налогообложения субсидий на возобновление деятельности субъектами МСП, пострадавшими от паводка в Оренбургской области, и субсидий на оплату труда работников.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 03-04-09/64178)Минфин России рассмотрел обращение от 05.06.2024, поступившее письмами, по вопросу внесения изменений в действующее законодательство (аналогично изменениям, принятым в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с пунктом 89 статьи 217, а также подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающих освобождение от налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возобновление предпринимательской деятельности, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате масштабного весеннего паводка в Оренбургской области, и субсидий на расходы по оплате труда работников в режиме чрезвычайной ситуации, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 03-04-09/64178)Минфин России рассмотрел обращение от 05.06.2024, поступившее письмами, по вопросу внесения изменений в действующее законодательство (аналогично изменениям, принятым в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с пунктом 89 статьи 217, а также подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), предусматривающих освобождение от налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возобновление предпринимательской деятельности, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате масштабного весеннего паводка в Оренбургской области, и субсидий на расходы по оплате труда работников в режиме чрезвычайной ситуации, и сообщает следующее.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом N 382-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 89, согласно которому освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Указанные доходы освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Федеральным законом N 382-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 89, согласно которому освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Указанные доходы освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.
Статья: Тонкости учета субсидий у упрощенцев, у плательщиков ЕСХН и у ИП на ОСН
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Особенность 1. Предприниматель должен учитывать, что не облагаются НДФЛ поступления, которые перечислены в ст. 217 НК РФ. Это, например, субсидии для ИП - субъектов МСП, предоставленные в связи с распространением коронавируса. Но в таком случае и затраты, профинансированные за счет такой субсидии, нельзя учитывать в расходах ИП <22>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)Особенность 1. Предприниматель должен учитывать, что не облагаются НДФЛ поступления, которые перечислены в ст. 217 НК РФ. Это, например, субсидии для ИП - субъектов МСП, предоставленные в связи с распространением коронавируса. Но в таком случае и затраты, профинансированные за счет такой субсидии, нельзя учитывать в расходах ИП <22>.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ признан утратившим силу подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривавший исключение из налоговой базы доходов в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ признан утратившим силу подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривавший исключение из налоговой базы доходов в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджетов в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<4> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 1229-р (ред. от 19.06.2020) "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3199.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<4> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 1229-р (ред. от 19.06.2020) "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3199.
Статья: Правовые позиции КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за I квартал 2023 г.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)ИП обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)ИП обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии. Она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
Статья: Взаимодействие органов государственной власти и религиозных организаций. Пути его дальнейшего совершенствования
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513 утверждены Правила предоставления в 2021 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции <10>. Что также коснулось и религиозных организаций.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В 2021 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513 утверждены Правила предоставления в 2021 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, ведущим деятельность в муниципальных образованиях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции <10>. Что также коснулось и религиозных организаций.