Субсидии по регулируемым ценам
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии по регулируемым ценам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные поступления не могут быть квалифицированы как средства или имущество, полученные заявителем от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа... так как они носят возмездный характер и направлены на покрытие убытков, связанных с оказанием услуг по регулируемым тарифам..."
(КонсультантПлюс, 2025)Бюджетные поступления не могут быть квалифицированы как средства или имущество, полученные заявителем от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа... так как они носят возмездный характер и направлены на покрытие убытков, связанных с оказанием услуг по регулируемым тарифам..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидии, полученной организацией, реализующей электрическую энергию по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 03-03-05/48510)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидии, полученной организацией, реализующей электрическую энергию по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 19.05.2025 N 03-03-05/48510)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль субсидии, полученной организацией, реализующей электрическую энергию по регулируемому тарифу.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)7.2.5. Учет субсидий в связи с реализацией услуг
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)7.2.5. Учет субсидий в связи с реализацией услуг
Нормативные акты
Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19656)Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19656)Вопрос: Об уплате НДС организацией, применяющей УСН, а также учете в целях УСН субсидии на возмещение расходов и недополученной выручки от реализации услуг по теплоснабжению по регулируемому тарифу.
Готовое решение: Как учесть внереализационные доходы при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидию, выделенную в качестве компенсации стоимости услуги, реализованной без оплаты или по пониженной цене, учитывайте в составе выручки от реализации (Письмо Минфина России от 23.07.2025 N 03-03-05/71179). Примером может служить субсидия, предоставленная организации в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам. Рассматриваемые субсидии учитывайте (Письма Минфина России от 16.04.2025 N 03-03-06/1/38071, от 01.04.2020 N 03-03-06/1/25887):
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидию, выделенную в качестве компенсации стоимости услуги, реализованной без оплаты или по пониженной цене, учитывайте в составе выручки от реализации (Письмо Минфина России от 23.07.2025 N 03-03-05/71179). Примером может служить субсидия, предоставленная организации в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам. Рассматриваемые субсидии учитывайте (Письма Минфина России от 16.04.2025 N 03-03-06/1/38071, от 01.04.2020 N 03-03-06/1/25887):
Статья: Принципы и правовая природа возмещения транспортным организациям потерь, обусловленных установлением тарифных льгот (преимуществ) по провозной плате
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В статье дается юридическая оценка судебной практики возмещения публично-правовыми образованиями потерь перевозчиков, применяющих льготные тарифы, не покрывающих экономически обоснованные затраты. Рассмотрены основные принципы возмещения потерь транспортных организаций: принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов, принцип полного возмещения расходов перевозчика, принцип безусловного исполнения бюджетных обязательств. Обосновано мнение, что обязанность возмещения потерь перевозчика не имеет договорного происхождения, а размер возмещения не может ограничиваться договором о предоставлении субсидии. Аргументируется подход к возмещению обусловленных тарифным регулированием потерь транспортных организаций как к позитивной обязанности, не относящейся к юридической ответственности.
(Фролов А.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)В статье дается юридическая оценка судебной практики возмещения публично-правовыми образованиями потерь перевозчиков, применяющих льготные тарифы, не покрывающих экономически обоснованные затраты. Рассмотрены основные принципы возмещения потерь транспортных организаций: принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов, принцип полного возмещения расходов перевозчика, принцип безусловного исполнения бюджетных обязательств. Обосновано мнение, что обязанность возмещения потерь перевозчика не имеет договорного происхождения, а размер возмещения не может ограничиваться договором о предоставлении субсидии. Аргументируется подход к возмещению обусловленных тарифным регулированием потерь транспортных организаций как к позитивной обязанности, не относящейся к юридической ответственности.
Статья: Метод сопоставимых рынков: текущие подходы правоприменительной практики
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Как следствие, к несопоставимости товарных рынков, функционирующих на базе таких единых основ, могут приводить только те различия, которые носят фундаментальный характер. Примером таковых может быть наличие субсидий на одних рынках при отсутствии таких субсидий на других рынках, а также применение ценового регулирования на одних рынках и его отсутствие на других рынках <49>.
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Как следствие, к несопоставимости товарных рынков, функционирующих на базе таких единых основ, могут приводить только те различия, которые носят фундаментальный характер. Примером таковых может быть наличие субсидий на одних рынках при отсутствии таких субсидий на других рынках, а также применение ценового регулирования на одних рынках и его отсутствие на других рынках <49>.
Готовое решение: Как учесть субсидии для целей налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Уплачивать НДС с полученных субсидий нужно, только если они получены в счет оплаты товаров (работ, услуг). Исключение - субсидии в счет оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым (льготным) ценам. Такие субсидии также не нужно облагать налогом, если скидка предоставляется на цену без учета НДС (п. 2 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Уплачивать НДС с полученных субсидий нужно, только если они получены в счет оплаты товаров (работ, услуг). Исключение - субсидии в счет оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым (льготным) ценам. Такие субсидии также не нужно облагать налогом, если скидка предоставляется на цену без учета НДС (п. 2 ст. 154, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 23.07.2025 N 03-07-07/71335 <Перевозки по нерегулируемым тарифам не освобождаются от НДС>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)1. Перевозки по регулируемым тарифам (классический пример социально ориентированной транспортировки пассажиров). Тарифы устанавливают власти субъекта, органы местного самоуправления. Их ключевая особенность - часто цена ниже себестоимости перевозки, так как перевозчик предоставляет льготы разным категориям субъектов (пенсионерам, студентам, инвалидам). Государство компенсирует перевозчику недополученные доходы через механизм субсидий. Регулируемые тарифы фиксированы и обязательны для всех перевозчиков на маршруте.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)1. Перевозки по регулируемым тарифам (классический пример социально ориентированной транспортировки пассажиров). Тарифы устанавливают власти субъекта, органы местного самоуправления. Их ключевая особенность - часто цена ниже себестоимости перевозки, так как перевозчик предоставляет льготы разным категориям субъектов (пенсионерам, студентам, инвалидам). Государство компенсирует перевозчику недополученные доходы через механизм субсидий. Регулируемые тарифы фиксированы и обязательны для всех перевозчиков на маршруте.