Субсидии пенсионерам
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии пенсионерам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются пенсионерам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, пенсионеру предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю указанных расходов в общем доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, пенсионеру предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую долю указанных расходов в общем доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).
Статья: Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения как дополнительная государственная гарантия государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы реализации
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Это позволило субъектам Российской Федерации (в отличие от правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63) сохранить право на предоставление единовременной субсидии за гражданскими служащими, принятыми на учет для предоставления субсидии, после выхода их на пенсию, а также за членами семей гражданских служащих, состоявших на учете для предоставления единовременной субсидии и погибших (умерших) в период нахождения на гражданской службе до использования ими этой субсидии <22>.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Это позволило субъектам Российской Федерации (в отличие от правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63) сохранить право на предоставление единовременной субсидии за гражданскими служащими, принятыми на учет для предоставления субсидии, после выхода их на пенсию, а также за членами семей гражданских служащих, состоявших на учете для предоставления единовременной субсидии и погибших (умерших) в период нахождения на гражданской службе до использования ими этой субсидии <22>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)В обоснование заявленных требований Г. указывал, что он является малоимущим, одиноким, неработающим пенсионером, до марта 2018 года получал субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как собственник жилого помещения. В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы многоквартирный дом, в котором он проживает, был включен в список жилых домов, подлежащих сносу, в связи с чем Г. с февраля 2018 года перестал платить взнос на капитальный ремонт, о чем письменно известил управляющую компанию, остальные услуги за жилое помещение и коммунальные услуги им ежемесячно оплачивались. Однако управляющая компания не исключила из платежной квитанции строку об оплате взноса на капитальный ремонт, предоставила центру жилищных субсидий не соответствующую действительности информацию о наличии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С марта 2018 года центр жилищных субсидий, не проверив данную информацию, прекратил выплату Г. субсидии, ссылаясь на наличие у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)В обоснование заявленных требований Г. указывал, что он является малоимущим, одиноким, неработающим пенсионером, до марта 2018 года получал субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как собственник жилого помещения. В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы многоквартирный дом, в котором он проживает, был включен в список жилых домов, подлежащих сносу, в связи с чем Г. с февраля 2018 года перестал платить взнос на капитальный ремонт, о чем письменно известил управляющую компанию, остальные услуги за жилое помещение и коммунальные услуги им ежемесячно оплачивались. Однако управляющая компания не исключила из платежной квитанции строку об оплате взноса на капитальный ремонт, предоставила центру жилищных субсидий не соответствующую действительности информацию о наличии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. С марта 2018 года центр жилищных субсидий, не проверив данную информацию, прекратил выплату Г. субсидии, ссылаясь на наличие у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Однако в нарушение статей 56, 67, 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" судебными инстанциями не были установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: к какой категории лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относилась П. и с какой даты, в каком размере ей была назначена и выплачивалась данная мера социальной поддержки; принимались ли Городским центром жилищных субсидий решения о приостановлении, а затем о прекращении П. предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (даты этих решений); была ли П. в установленный срок в надлежащей форме уведомлена о данных решениях с указанием оснований их принятия; период, за который у П. образовалась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, размер этой задолженности; устанавливал ли Городской центр жилищных субсидий до принятия решения о приостановлении предоставления П. субсидии причины возникновения (уважительные или неуважительные) у нее задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт с учетом права П., одиноко проживающего пенсионера, достигшего в 2015 году возраста 78 лет, а в 2017 году - 80 лет, на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт; предлагалось ли П. органом социальной защиты погасить задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт и в какие сроки или заключить соглашение о ее погашении; учитывались ли Городским центром жилищных субсидий при принятии решения о приостановлении, а затем о прекращении П. предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг причины (уважительные или неуважительные) возникшей задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, материальное положение П. и наличие у нее возможности по погашению указанной задолженности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Однако в нарушение статей 56, 67, 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" судебными инстанциями не были установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: к какой категории лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относилась П. и с какой даты, в каком размере ей была назначена и выплачивалась данная мера социальной поддержки; принимались ли Городским центром жилищных субсидий решения о приостановлении, а затем о прекращении П. предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (даты этих решений); была ли П. в установленный срок в надлежащей форме уведомлена о данных решениях с указанием оснований их принятия; период, за который у П. образовалась задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт, размер этой задолженности; устанавливал ли Городской центр жилищных субсидий до принятия решения о приостановлении предоставления П. субсидии причины возникновения (уважительные или неуважительные) у нее задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт с учетом права П., одиноко проживающего пенсионера, достигшего в 2015 году возраста 78 лет, а в 2017 году - 80 лет, на меры социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт; предлагалось ли П. органом социальной защиты погасить задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт и в какие сроки или заключить соглашение о ее погашении; учитывались ли Городским центром жилищных субсидий при принятии решения о приостановлении, а затем о прекращении П. предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг причины (уважительные или неуважительные) возникшей задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, материальное положение П. и наличие у нее возможности по погашению указанной задолженности.
Статья: Мусорное дело
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан.
(Алистархов В., Соколова В.)
("Жилищное право", 2021, N 12)Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 23.07.2025 N 03-07-07/71335 <Перевозки по нерегулируемым тарифам не освобождаются от НДС>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)1. Перевозки по регулируемым тарифам (классический пример социально ориентированной транспортировки пассажиров). Тарифы устанавливают власти субъекта, органы местного самоуправления. Их ключевая особенность - часто цена ниже себестоимости перевозки, так как перевозчик предоставляет льготы разным категориям субъектов (пенсионерам, студентам, инвалидам). Государство компенсирует перевозчику недополученные доходы через механизм субсидий. Регулируемые тарифы фиксированы и обязательны для всех перевозчиков на маршруте.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 18)1. Перевозки по регулируемым тарифам (классический пример социально ориентированной транспортировки пассажиров). Тарифы устанавливают власти субъекта, органы местного самоуправления. Их ключевая особенность - часто цена ниже себестоимости перевозки, так как перевозчик предоставляет льготы разным категориям субъектов (пенсионерам, студентам, инвалидам). Государство компенсирует перевозчику недополученные доходы через механизм субсидий. Регулируемые тарифы фиксированы и обязательны для всех перевозчиков на маршруте.
Информация: Выступление Министра финансов Антона Силуанова на заседании Правительства РФ
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Уважаемый Михаил Владимирович, вы во вступительном слове тоже определили основные параметры. Речь идет о реализации Послания Президента. Общий объем ресурсов, которые будут задействованы на реализацию только в текущем году задач, поставленных Президентом в Послании, это 160 млрд рублей. Здесь и выплаты, вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, и высокоскоростной Интернет, и повышение уровня оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, и целый ряд других позиций. Также это порядка 190 млрд рублей на реализацию отдельных поручений Президента и Правительства в части выплат ветеранам, субсидий энергосбытовым организациям. И целый ряд других позиций.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Уважаемый Михаил Владимирович, вы во вступительном слове тоже определили основные параметры. Речь идет о реализации Послания Президента. Общий объем ресурсов, которые будут задействованы на реализацию только в текущем году задач, поставленных Президентом в Послании, это 160 млрд рублей. Здесь и выплаты, вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, и высокоскоростной Интернет, и повышение уровня оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, и целый ряд других позиций. Также это порядка 190 млрд рублей на реализацию отдельных поручений Президента и Правительства в части выплат ветеранам, субсидий энергосбытовым организациям. И целый ряд других позиций.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Уважаемый Михаил Владимирович, вы во вступительном слове тоже определили основные параметры. Речь идет о реализации Послания Президента. Общий объем ресурсов, которые будут задействованы на реализацию только в текущем году задач, поставленных Президентом в Послании, это 160 млрд рублей. Здесь и выплаты, вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, и высокоскоростной Интернет, и повышение уровня оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, и целый ряд других позиций. Также это порядка 190 млрд рублей на реализацию отдельных поручений Президента и Правительства в части выплат ветеранам, субсидий энергосбытовым организациям. И целый ряд других позиций.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Уважаемый Михаил Владимирович, вы во вступительном слове тоже определили основные параметры. Речь идет о реализации Послания Президента. Общий объем ресурсов, которые будут задействованы на реализацию только в текущем году задач, поставленных Президентом в Послании, это 160 млрд рублей. Здесь и выплаты, вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, и высокоскоростной Интернет, и повышение уровня оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, и целый ряд других позиций. Также это порядка 190 млрд рублей на реализацию отдельных поручений Президента и Правительства в части выплат ветеранам, субсидий энергосбытовым организациям. И целый ряд других позиций.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Банк России рассматривал законопроект N 905546-7 в редакции, устанавливающей запрет на взимание комиссионного вознаграждения при внесении платы за услуги ЖКХ со всех граждан независимо от их принадлежности к определенным категориям, в частности к пенсионерам или получателям субсидий на оплату услуг ЖКХ.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Банк России рассматривал законопроект N 905546-7 в редакции, устанавливающей запрет на взимание комиссионного вознаграждения при внесении платы за услуги ЖКХ со всех граждан независимо от их принадлежности к определенным категориям, в частности к пенсионерам или получателям субсидий на оплату услуг ЖКХ.
Статья: К вопросу об уплате алиментов по соглашению и в порядке приказного производства как инструмента уклонения от кредиторских требований
(Халилов Д.И.)
("Мировой судья", 2023, N 1)Вопрос о мнимости судами зачастую решается автоматически, если получателем алиментов являются иные лица, кроме несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Мы имеем в виду то, что, несмотря на законное право престарелых родителей на содержание своими детьми, суды предвзято относятся к заключаемым между условным отцом-пенсионером и его работающим сыном алиментным соглашениям при наличии долгов у последнего. Предполагаем, что тому есть следующее объяснение: так как разумность размера алиментов обычно при рассмотрении споров судами привязывается к ПМ их получателя, то в случае с пенсионерами, в отличие от детей, старшее поколение имеет свой собственный "доход" - пенсию, поэтому их нуждаемость вызывает сомнение у судов. К тому же пенсия по старости зачастую и равна ПМ, так как если в результате расчетов при выходе на пенсию она у гражданина будет меньше, чем ПМ по региону или Российской Федерации в целом, то пенсия субсидируется из бюджета до уровня ПМ <14> - стало быть, в алиментах пенсионеры и не нуждаются, обратное же придется доказывать, ссылаясь на тяжелую болезнь и необходимые дополнительные расходы на лечение.
(Халилов Д.И.)
("Мировой судья", 2023, N 1)Вопрос о мнимости судами зачастую решается автоматически, если получателем алиментов являются иные лица, кроме несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Мы имеем в виду то, что, несмотря на законное право престарелых родителей на содержание своими детьми, суды предвзято относятся к заключаемым между условным отцом-пенсионером и его работающим сыном алиментным соглашениям при наличии долгов у последнего. Предполагаем, что тому есть следующее объяснение: так как разумность размера алиментов обычно при рассмотрении споров судами привязывается к ПМ их получателя, то в случае с пенсионерами, в отличие от детей, старшее поколение имеет свой собственный "доход" - пенсию, поэтому их нуждаемость вызывает сомнение у судов. К тому же пенсия по старости зачастую и равна ПМ, так как если в результате расчетов при выходе на пенсию она у гражданина будет меньше, чем ПМ по региону или Российской Федерации в целом, то пенсия субсидируется из бюджета до уровня ПМ <14> - стало быть, в алиментах пенсионеры и не нуждаются, обратное же придется доказывать, ссылаясь на тяжелую болезнь и необходимые дополнительные расходы на лечение.
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При общих расходах ПФР на пенсионное обеспечение граждан в 2020 г. в размере чуть менее 8 трлн 22 млрд рублей выпадающие в результате предоставления льгот доходы составили порядка 9%. Общий бюджетный дефицит пенсионной системы вернулся на уровень 2017 г., превысив 30%. Финансовый эффект от повышения возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации был полностью девальвирован уже через три года после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Можно констатировать, что сэкономленные в результате сокращения совокупного объема пенсионных обязательств путем повышения возраста выхода на пенсию средства были направлены не на эквивалентное повышение текущих пенсионных выплат, а на субсидирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)При общих расходах ПФР на пенсионное обеспечение граждан в 2020 г. в размере чуть менее 8 трлн 22 млрд рублей выпадающие в результате предоставления льгот доходы составили порядка 9%. Общий бюджетный дефицит пенсионной системы вернулся на уровень 2017 г., превысив 30%. Финансовый эффект от повышения возраста выхода на пенсию граждан Российской Федерации был полностью девальвирован уже через три года после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Можно констатировать, что сэкономленные в результате сокращения совокупного объема пенсионных обязательств путем повышения возраста выхода на пенсию средства были направлены не на эквивалентное повышение текущих пенсионных выплат, а на субсидирование отдельных отраслей экономики и субъектов хозяйственной деятельности.
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
Ситуация: Как пенсионеру получить государственную социальную помощь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь (далее также - помощь) заключается в предоставлении малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным установленным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Государственная социальная помощь (далее также - помощь) заключается в предоставлении малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным установленным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Законом о жилищных субсидиях установлена следующая очередность предоставления субсидий (ст. 2):
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Законом о жилищных субсидиях установлена следующая очередность предоставления субсидий (ст. 2):