Субсидии наиболее пострадавшим отраслям
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии наиболее пострадавшим отраслям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)Не взыскивают субсидию в связи с коронавирусом, предоставленную ИП, вид деятельности которого не относится к наиболее пострадавшим отраслям, если ошибка возникла не из-за представления им недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)Не взыскивают субсидию в связи с коронавирусом, предоставленную ИП, вид деятельности которого не относится к наиболее пострадавшим отраслям, если ошибка возникла не из-за представления им недостоверных сведений
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как СМСП и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавируса получить субсидии на карантин и на нерабочие дни (не актуализируется с 5 мая 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)В период с 1 ноября по 15 декабря 2021 г. субъекты МСП из наиболее пострадавших отраслей и СОНКО могли обратиться за субсидией на нерабочие дни, которые установлены Указом Президента РФ от 20.10.2021 N 595.
(КонсультантПлюс, 2023)В период с 1 ноября по 15 декабря 2021 г. субъекты МСП из наиболее пострадавших отраслей и СОНКО могли обратиться за субсидией на нерабочие дни, которые установлены Указом Президента РФ от 20.10.2021 N 595.
Статья: О смягчении в сфере труда негативных последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<4> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 1229-р (ред. от 19.06.2020) "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3199.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)<4> Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2020 г. N 1229-р (ред. от 19.06.2020) "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции" // СЗ РФ. 2020. N 20. Ст. 3199.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России указал, что предоставленные субъектам МСП, ведущим деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, субсидии могут быть отнесены к категории средств, указанных в пп. "а" п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве, на которые не может быть обращено взыскание.
(КонсультантПлюс, 2025)Минфин России указал, что предоставленные субъектам МСП, ведущим деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, субсидии могут быть отнесены к категории средств, указанных в пп. "а" п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве, на которые не может быть обращено взыскание.
"Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике"
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее - Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета. В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП. В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО "Сбербанк России"), забалансовой докапитализации ВЭБ.РФ и ПАО "Сбербанк России", учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.
(одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII)
(N П13-60855 от 02.10.2020)Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее - Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета. В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП. В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО "Сбербанк России"), забалансовой докапитализации ВЭБ.РФ и ПАО "Сбербанк России", учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.
Статья: Налогообложение туризма: белорусский опыт
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Возможность государственной поддержки отрасли туризма и индустрии гостеприимства реализовывалась в рамках проводимой политики восстановления наиболее пострадавших отраслей от COVID-19. Меры поддержки предусматривали как прямое субсидирование и выделение дотаций сектору туризма и обслуживающим отраслям, например общественному питанию, гостиничному бизнесу, авиаперевозкам и другим, так и применение различных налоговых механизмов.
(Киреева Е.Ф.)
("Финансы", 2023, N 10)Возможность государственной поддержки отрасли туризма и индустрии гостеприимства реализовывалась в рамках проводимой политики восстановления наиболее пострадавших отраслей от COVID-19. Меры поддержки предусматривали как прямое субсидирование и выделение дотаций сектору туризма и обслуживающим отраслям, например общественному питанию, гостиничному бизнесу, авиаперевозкам и другим, так и применение различных налоговых механизмов.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<14> Первоначально правило, отменяющее связь использования субсидии с достигнутыми показателями услуг, было установлено подзаконным актом и касалось лишь тех федеральных учреждений, которые работали в наиболее пострадавших в условиях эпидемии отраслях экономики (распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 1390-р "Об использовании средств субсидий учреждениями пострадавших отраслей экономики").
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)<14> Первоначально правило, отменяющее связь использования субсидии с достигнутыми показателями услуг, было установлено подзаконным актом и касалось лишь тех федеральных учреждений, которые работали в наиболее пострадавших в условиях эпидемии отраслях экономики (распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. N 1390-р "Об использовании средств субсидий учреждениями пострадавших отраслей экономики").
Статья: Нормативно-правовое обеспечение восстановления экономики после коронавирусной пандемии
(Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С.)
("Юрист", 2021, N 4)- для обеспечения эффективности реализации мероприятий программ поддержки обрабатывающей промышленности субсидии на финансирование затрат по реализации мероприятия выделять исполнителю только при условии выполнения им требований технического задания. Обратимся к судебной практике: суд удовлетворил требования заявителя (ИП) о признании недействительным сообщения МИФНС об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 24 апреля 2020 г. N 576 (далее - Постановление N 576), об обязывании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Инспекция в жалобе указала, что субсидия не могла быть предоставлена ИП, поскольку его основная деятельность по состоянию на 1 марта 2020 г. не входила в Перечень наиболее пострадавших отраслей.
(Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С.)
("Юрист", 2021, N 4)- для обеспечения эффективности реализации мероприятий программ поддержки обрабатывающей промышленности субсидии на финансирование затрат по реализации мероприятия выделять исполнителю только при условии выполнения им требований технического задания. Обратимся к судебной практике: суд удовлетворил требования заявителя (ИП) о признании недействительным сообщения МИФНС об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 24 апреля 2020 г. N 576 (далее - Постановление N 576), об обязывании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Инспекция в жалобе указала, что субсидия не могла быть предоставлена ИП, поскольку его основная деятельность по состоянию на 1 марта 2020 г. не входила в Перечень наиболее пострадавших отраслей.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Действие отдельных мер зачастую не было строго привязано к наличию статуса субъекта МСП, поскольку распространялось только на наиболее пострадавшие или приоритетные отрасли (в таком случае одно и то же малое или среднее предприятие может подпадать как под отраслевые меры, так и под меры поддержки, предоставляемые субъектам МСП) или, напротив, затронуло все сегменты экономики, включая крупный бизнес (например, автоматическое продление срока действия лицензий и разрешений).
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Действие отдельных мер зачастую не было строго привязано к наличию статуса субъекта МСП, поскольку распространялось только на наиболее пострадавшие или приоритетные отрасли (в таком случае одно и то же малое или среднее предприятие может подпадать как под отраслевые меры, так и под меры поддержки, предоставляемые субъектам МСП) или, напротив, затронуло все сегменты экономики, включая крупный бизнес (например, автоматическое продление срока действия лицензий и разрешений).
Вопрос: Как в бухгалтерском учете организации отражается получение субсидий на возмещение недополученных доходов или финансирование расходов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий (далее - бюджетные средства), бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями также в соответствии с ПБУ 13/2000. При этом информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета (п. 6 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 N 1229-р "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции";
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- распоряжение Правительства РФ от 08.05.2020 N 1229-р "О выделении в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции";