Субсидии на возмещение недополученных доходов ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на возмещение недополученных доходов ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, реально уплачиваемая налогоплательщиком стоимость на 20% превышает полученную сумму субсидии. В случае отказа в возмещении НДС налогоплательщик недополучит средства на компенсацию недополученных доходов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Таким образом, реально уплачиваемая налогоплательщиком стоимость на 20% превышает полученную сумму субсидии. В случае отказа в возмещении НДС налогоплательщик недополучит средства на компенсацию недополученных доходов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как определить налоговую базу по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии из бюджета, которые идут на покрытие разницы между рыночной и льготной ценой, в базу по НДС не включайте (п. 2 ст. 154 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Субсидии из бюджета, которые идут на покрытие разницы между рыночной и льготной ценой, в базу по НДС не включайте (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Типовая ситуация: Субсидии: порядок получения, налоги, проводки
(Издательство "Главная книга", 2025)Субсидию, компенсирующую недополученные доходы без НДС, в налоговую базу по НДС не включают. С субсидии, предоставленной с учетом НДС, налог надо начислить по расчетной ставке. Входной НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидии, в обоих случаях можно принять к вычету (ст. 154 НК РФ, Письма Минфина от 11.04.2025 N 03-07-11/36088, от 11.11.2020 N 03-07-11/98068).
(Издательство "Главная книга", 2025)Субсидию, компенсирующую недополученные доходы без НДС, в налоговую базу по НДС не включают. С субсидии, предоставленной с учетом НДС, налог надо начислить по расчетной ставке. Входной НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидии, в обоих случаях можно принять к вычету (ст. 154 НК РФ, Письма Минфина от 11.04.2025 N 03-07-11/36088, от 11.11.2020 N 03-07-11/98068).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
(ред. от 17.11.2025)Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Статья: Субсидии: учет у плательщиков налога на прибыль
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)- В случае если коммерческая организация получила из бюджета субсидию для возмещения недополученных доходов с учетом НДС и по правилам гл. 21 НК РФ эта субсидия облагается НДС, то:
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)- В случае если коммерческая организация получила из бюджета субсидию для возмещения недополученных доходов с учетом НДС и по правилам гл. 21 НК РФ эта субсидия облагается НДС, то:
Вопрос: О применении с 01.01.2025 НДС организациями, применяющими УСН, при получении ими из бюджетной системы РФ субсидий на компенсацию недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг).
(Письмо Минфина России от 20.12.2024 N 03-07-11/129285)Вопрос: О применении с 01.01.2025 НДС организациями, применяющими УСН, при получении ими из бюджетной системы РФ субсидий на компенсацию недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг).
(Письмо Минфина России от 20.12.2024 N 03-07-11/129285)Вопрос: О применении с 01.01.2025 НДС организациями, применяющими УСН, при получении ими из бюджетной системы РФ субсидий на компенсацию недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг).
Вопрос: О предоставлении субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) производителям товаров, работ, услуг; об НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и получении субсидий.
(Письмо Минфина России от 09.08.2023 N 02-12-13/74630)Вопрос: О предоставлении субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) производителям товаров, работ, услуг; об НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и получении субсидий.
(Письмо Минфина России от 09.08.2023 N 02-12-13/74630)Вопрос: О предоставлении субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) производителям товаров, работ, услуг; об НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и получении субсидий.
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Инспекцией доначислены НДС, пени и штраф. Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из того, что полученные заявителем из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий, являются объектом обложения НДС. В базу НДС не включаются те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику из бюджетной системы РФ в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка. Вместе с тем в базу НДС могут включаться субсидии, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В данной ситуации правовое значение имеет квалификация деятельности заявителя как реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ и направленность финансовой помощи на увеличение его доходов от реализации товаров (работ, услуг). Налогоплательщику предоставлены субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, подпадающего под расселение жилья, а также самовольных построек; из содержания соглашений на предоставление субсидий следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых заявитель при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов. В рассматриваемый период цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам. Денежные средства в виде субсидий фактически получены налогоплательщиком не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного Уставом вида деятельности в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, соответственно, объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ. В связи с этим налоговая база должна исчисляться с учетом полученных из бюджета субсидий в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Инспекцией доначислены НДС, пени и штраф. Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из того, что полученные заявителем из бюджета денежные средства (субсидии) непосредственно связаны с оплатой выполненных им работ по сносу ветхих и аварийных зданий, являются объектом обложения НДС. В базу НДС не включаются те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику из бюджетной системы РФ в связи с применением им государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка. Вместе с тем в базу НДС могут включаться субсидии, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В данной ситуации правовое значение имеет квалификация деятельности заявителя как реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ и направленность финансовой помощи на увеличение его доходов от реализации товаров (работ, услуг). Налогоплательщику предоставлены субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с выполнением работ по сносу ветхого и аварийного, сгоревшего, подпадающего под расселение жилья, а также самовольных построек; из содержания соглашений на предоставление субсидий следует, что между сторонами фактически сложились отношения, регулируемые положениями главы 37 ГК РФ "Подряд", в рамках которых заявитель при наличии заказа принял на себя обязательства по выполнению работ по сносу объектов. В рассматриваемый период цены на указанный вид деятельности (снос объектов) не относились к государственным регулируемым ценам. Денежные средства в виде субсидий фактически получены налогоплательщиком не в связи с осуществлением конкретного предусмотренного Уставом вида деятельности в качестве оплаты за выполненные работы, являются его выручкой от реализации и, соответственно, объектом обложения НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ. В связи с этим налоговая база должна исчисляться с учетом полученных из бюджета субсидий в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Готовое решение: НДС при получении бюджетным (автономным) учреждением субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)Однако если субсидии выделялись на возмещение недополученных доходов, то НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), в том числе ОС, НМА, имущественным правам, приобретенным за счет указанных субсидий, можно принять к вычету (Письма Минфина России от 11.04.2025 N 03-07-11/36088, от 09.08.2023 N 02-12-13/74630).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако если субсидии выделялись на возмещение недополученных доходов, то НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), в том числе ОС, НМА, имущественным правам, приобретенным за счет указанных субсидий, можно принять к вычету (Письма Минфина России от 11.04.2025 N 03-07-11/36088, от 09.08.2023 N 02-12-13/74630).