Субсидии на иные цели у учредителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на иные цели у учредителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. стоимость закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг не превышает 3000000 руб. с учетом НДС по одной сделке в объеме средств, выделенных учредителем за счет средств субсидии на иные цели, приобретение которых иными процедурами закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по договору сроки невозможно, и... [товары, работы, услуги связаны - ред.] с участием заказчика в значимых мероприятиях... (фестивали, форумы, концерты, конкурсы и проч.).
(КонсультантПлюс, 2025)2. стоимость закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг не превышает 3000000 руб. с учетом НДС по одной сделке в объеме средств, выделенных учредителем за счет средств субсидии на иные цели, приобретение которых иными процедурами закупок в предусмотренные для исполнения обязательств по договору сроки невозможно, и... [товары, работы, услуги связаны - ред.] с участием заказчика в значимых мероприятиях... (фестивали, форумы, концерты, конкурсы и проч.).
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2024 по делу N А12-20573/2023
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, об оспаривании представления по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.В апелляционной жалобе заявитель ссылается на письмо Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ от 01.12.2023 N 02-15-07/115959, в котором в частности указано, что некорректное указание кодов субсидий при формировании Перечня целевых субсидий в приложении к соглашению не влечет за собой нецелевое расходование средств, предоставленных из федерального бюджета. Дополнительно указано, что код 03-99 "Иные субсидии в целях приобретения нефинансовых активов" при формировании Перечня целевых субсидий, а также сведений об операциях с целевыми субсидиями применяется в случае отсутствия в Перечне кодов субсидий иных кодов, соответствующих операциям, осуществление которых предполагается в рамках цели, установленной Порядком органа-учредителя и указываемой в Перечне целевых субсидий и сведениях.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, об оспаривании представления по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.В апелляционной жалобе заявитель ссылается на письмо Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ от 01.12.2023 N 02-15-07/115959, в котором в частности указано, что некорректное указание кодов субсидий при формировании Перечня целевых субсидий в приложении к соглашению не влечет за собой нецелевое расходование средств, предоставленных из федерального бюджета. Дополнительно указано, что код 03-99 "Иные субсидии в целях приобретения нефинансовых активов" при формировании Перечня целевых субсидий, а также сведений об операциях с целевыми субсидиями применяется в случае отсутствия в Перечне кодов субсидий иных кодов, соответствующих операциям, осуществление которых предполагается в рамках цели, установленной Порядком органа-учредителя и указываемой в Перечне целевых субсидий и сведениях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О вопросах по реорганизации ГУП в ГБУ в части учета остатков средств от деятельности ГУП и финансового обеспечения обязательств по погашению кредиторской задолженности, возникшей до реорганизации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В порядках предоставления целевых субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, могут предусматриваться целевые субсидии, предоставляемые в целях погашения кредиторской задолженности, в том числе по оплате налогов и заработной платы, образовавшейся до передачи учреждений в ведение соответствующего органа власти.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В порядках предоставления целевых субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, могут предусматриваться целевые субсидии, предоставляемые в целях погашения кредиторской задолженности, в том числе по оплате налогов и заработной платы, образовавшейся до передачи учреждений в ведение соответствующего органа власти.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Одним из важнейших исключений из общего порядка бюджетного финансирования деятельности государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в соответствии с которым выделение бюджетных ассигнований происходит за счет бюджета того публично-правового образования, которое является учредителем данной некоммерческой организации, стала законодательно закрепленная возможность в течение 2020 - 2021 гг. <3> предоставления из региональных и местных бюджетов целевой субсидии любому бюджетному и автономному учреждению, а не только тому, чьим учредителем является данное публично-правовое образование. Цель предоставляемых ассигнований конкретна и соответствует сложившейся ситуации - финансовое обеспечение мероприятий по стабилизации экономики и борьбе с коронавирусной инфекцией. Например, за счет средств местного бюджета городского округа Шаховская, расположенного в Московской области, в 2020 г. были целевым образом субсидированы областные учреждения здравоохранения, расположенные в этом муниципальном образовании. Первоначально средства выделялись на следующие цели: оплату услуг по санитарной обработке и дезинфекции помещений тех областных учреждений здравоохранения, где находились инфицированные больные, оплату питания сотрудников таких учреждений и проведение тестирования на наличие инфекции определенных категорий сотрудников (например, работников городской администрации, муниципальных учреждений, находящихся в прямом контакте с больными, и т.д.). Позднее список лиц, тестирование которых проводится областными учреждениями за счет субсидий из местного бюджета, расширился и включил в себя всех проживающих на территории округа лиц при наличии определенных симптомов или соответствующих условиям контакта с инфицированными людьми. Также за счет субсидий из местного бюджета стали осуществляться выплаты стимулирующего характера работникам областных учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, работающим в усиленном режиме и оказывающим медицинскую помощь инфицированным больным или пациентам с соответствующими симптомами <4>. По аналогичному принципу из местного бюджета учреждениям здравоохранения регионального уровня были произведены выплаты в 2020 г. за счет бюджета города Новый Уренгой <5>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий при принятии решения учредителем о подтверждении потребности в их использовании отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (530305831, 630305831) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 "Доходы будущих периодов" (540140152, 540140162, 640140162);
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий при принятии решения учредителем о подтверждении потребности в их использовании отражается по дебету счета 030305831 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" (530305831, 630305831) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040140100 "Доходы будущих периодов" (540140152, 540140162, 640140162);
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В составе этих средств отражаются средства, полученные от ведомства-учредителя, а также от других распорядителей бюджетных средств в форме субсидий на реализацию государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели (целевые субсидии), в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, финансового обеспечения выполнения государственного заказа или государственных контрактов и другие. По этой строке показываются также поступления в рамках федеральных целевых программ, на централизованные или иные мероприятия, которые финансируются сверх сметы расходов на текущее содержание, а также гранты Президента, глав администраций и т.п. как особая форма бюджетного целевого финансирования.
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"В составе этих средств отражаются средства, полученные от ведомства-учредителя, а также от других распорядителей бюджетных средств в форме субсидий на реализацию государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели (целевые субсидии), в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, финансового обеспечения выполнения государственного заказа или государственных контрактов и другие. По этой строке показываются также поступления в рамках федеральных целевых программ, на централизованные или иные мероприятия, которые финансируются сверх сметы расходов на текущее содержание, а также гранты Президента, глав администраций и т.п. как особая форма бюджетного целевого финансирования.
Вопрос: Какой порядок проведения капитального ремонта недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Финансирование капитального ремонта недвижимого имущества учреждений учредителями и собственниками данного имущества осуществляется в соответствии с бюджетной сметой, за счет субсидий на иные цели или за счет субсидий на осуществление капитальных вложений (п. п. 6, 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. ст. 69.1, 70, 72, 78.1, 78.2 БК РФ, Письма Минфина России от 22.02.2024 N 02-15-09/16452, от 25.12.2015 N 02-01-09/76371).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Финансирование капитального ремонта недвижимого имущества учреждений учредителями и собственниками данного имущества осуществляется в соответствии с бюджетной сметой, за счет субсидий на иные цели или за счет субсидий на осуществление капитальных вложений (п. п. 6, 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. ст. 69.1, 70, 72, 78.1, 78.2 БК РФ, Письма Минфина России от 22.02.2024 N 02-15-09/16452, от 25.12.2015 N 02-01-09/76371).
Статья: Подтверждение потребности в остатках целевых субсидий в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)Бюджетным и автономным учреждениям могут выделяться целевые субсидии на основании соглашения с учредителем. Если средства не были израсходованы до конца года, остаток средств учреждение должно вернуть в бюджет. В то же время, если есть потребность в расходовании средств на те же цели, учреждение может получить у учредителя разрешение расходовать остаток субсидии. Факты заключения соглашения, дополнительного соглашения к нему, разрешение на использование остатка субсидии прошлых лет обязательно должны отражаться в плане ФХД.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 5)Бюджетным и автономным учреждениям могут выделяться целевые субсидии на основании соглашения с учредителем. Если средства не были израсходованы до конца года, остаток средств учреждение должно вернуть в бюджет. В то же время, если есть потребность в расходовании средств на те же цели, учреждение может получить у учредителя разрешение расходовать остаток субсидии. Факты заключения соглашения, дополнительного соглашения к нему, разрешение на использование остатка субсидии прошлых лет обязательно должны отражаться в плане ФХД.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- от государственных органов - предоставление государственной помощи в виде целевых субсидий;
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- от государственных органов - предоставление государственной помощи в виде целевых субсидий;
Готовое решение: Как заполнить Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016) (до 25 сентября 2025 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о возможности использования разрешенного к использованию остатка целевой субсидии принимает учредитель, в ведении которого находится учреждение. После этого учреждение может представить в орган Федерального казначейства Сведения (ф. 0501016).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о возможности использования разрешенного к использованию остатка целевой субсидии принимает учредитель, в ведении которого находится учреждение. После этого учреждение может представить в орган Федерального казначейства Сведения (ф. 0501016).
Вопрос: Какой порядок проведения капитального ремонта в бюджетном учреждении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Как правило, для проведения капитального ремонта бюджетным учреждениям предоставляются целевые субсидии. Для получения субсидии и определения ее размера учреждение направляет в адрес учредителя заявку о предоставлении субсидии с указанием расчета суммы субсидии, предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предварительной сметы. Размер субсидии определяется с учетом расходов на капитальный ремонт и количества объектов, нуждающихся в капитальном ремонте. В договоры на проведение капитального ремонта, подлежащие оплате за счет субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Как правило, для проведения капитального ремонта бюджетным учреждениям предоставляются целевые субсидии. Для получения субсидии и определения ее размера учреждение направляет в адрес учредителя заявку о предоставлении субсидии с указанием расчета суммы субсидии, предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предварительной сметы. Размер субсидии определяется с учетом расходов на капитальный ремонт и количества объектов, нуждающихся в капитальном ремонте. В договоры на проведение капитального ремонта, подлежащие оплате за счет субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.
Статья: Вопросы по заполнению отчета (ф. 0503127) за I квартал 2024 года
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Возврат учредителю остатка целевой субсидии
(Малова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)Возврат учредителю остатка целевой субсидии
Готовое решение: Как учреждению учитывать мягкий инвентарь на счетах 0 105 25 000, 0 105 35 000
(КонсультантПлюс, 2025)На приобретение материальных запасов бюджетному (автономному) учреждению может быть выделена учредителем целевая субсидия в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В этом случае операции по приобретению мягкого инвентаря отражаются по коду вида деятельности "5" - деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели.
(КонсультантПлюс, 2025)На приобретение материальных запасов бюджетному (автономному) учреждению может быть выделена учредителем целевая субсидия в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ. В этом случае операции по приобретению мягкого инвентаря отражаются по коду вида деятельности "5" - деятельность, осуществляемая за счет средств субсидии на иные цели.
Статья: Отчет за субсидии с условиями - новое извещение в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)По окончании финансового года учреждения должны отчитаться перед учредителями за расходование выделенных субсидий на иные цели. С 2023 года для этого будет предусмотрена новая форма извещения, в которой подробно указываются все операции по субсидии у ее отправителя (учредителя) и получателя (учреждения).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)По окончании финансового года учреждения должны отчитаться перед учредителями за расходование выделенных субсидий на иные цели. С 2023 года для этого будет предусмотрена новая форма извещения, в которой подробно указываются все операции по субсидии у ее отправителя (учредителя) и получателя (учреждения).