Субсидии на иные цели направления
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на иные цели направления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242 "Завершение текущего финансового года" БК РФ"Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на статью 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие возможности реализации предусмотренных контрактом объемов работ не является основанием для направления средств субсидии, имеющей целевое назначение, на иные виды работ, не предусмотренные правовым основанием их выделения, тогда как остатки средств неиспользованной по целевому назначению субсидии подлежат обязательному возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии на капитальные вложения и капитальный ремонт
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что работы по заделке выбоин в мозаичных полах и полировке мраморных покрытий в холле здания учреждения относятся не к капитальному, а к текущему ремонту, суды пришли к верному выводу о том, что направление бюджетных средств и оплата учреждением денежных обязательств в рамках договора... не соответствуют коду видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", по которому учреждению отделом культуры предоставлена субсидия на иные цели за счет средств иного межбюджетного трансферта, а также не соответствуют мероприятию "Капитальный ремонт объектов социальной сферы"... что согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что работы по заделке выбоин в мозаичных полах и полировке мраморных покрытий в холле здания учреждения относятся не к капитальному, а к текущему ремонту, суды пришли к верному выводу о том, что направление бюджетных средств и оплата учреждением денежных обязательств в рамках договора... не соответствуют коду видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", по которому учреждению отделом культуры предоставлена субсидия на иные цели за счет средств иного межбюджетного трансферта, а также не соответствуют мероприятию "Капитальный ремонт объектов социальной сферы"... что согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сопоставительный анализ систем использования сельскохозяйственных земель Китая и России
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Современная национальная политика Китая четко направлена на то, чтобы целевые субсидии на поддержку мероприятий по рациональному использованию земель в системе севооборота получали как предприятия, так и семейные подряды, но органы местной власти на уровне округов и поселков отдают предпочтение более крупным предприятиям. Это связано с затратами на фактическую проверку севооборотов ( площадь землепользования - меньшее количество проверок) и с выделением средств крупными частями. Например, в провинции Хэйлунцзян при выделении субсидии приоритет отдается концентрированным смежным земельным участкам. Субсидия выделяется на посев определенной культуры. На оформление субсидий необходимо затратить время. Чаще всего опубликование уведомления совпадает со сроками проведения посевных работ, что делает затруднительным участие широкого круга крестьян в процессе получения государственных дотаций.
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Современная национальная политика Китая четко направлена на то, чтобы целевые субсидии на поддержку мероприятий по рациональному использованию земель в системе севооборота получали как предприятия, так и семейные подряды, но органы местной власти на уровне округов и поселков отдают предпочтение более крупным предприятиям. Это связано с затратами на фактическую проверку севооборотов ( площадь землепользования - меньшее количество проверок) и с выделением средств крупными частями. Например, в провинции Хэйлунцзян при выделении субсидии приоритет отдается концентрированным смежным земельным участкам. Субсидия выделяется на посев определенной культуры. На оформление субсидий необходимо затратить время. Чаще всего опубликование уведомления совпадает со сроками проведения посевных работ, что делает затруднительным участие широкого круга крестьян в процессе получения государственных дотаций.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от ответственности за просрочку оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетного финансирования
(КонсультантПлюс, 2025)Также ответчиком суду не представлены и мотивированные доводы относительно причин невозможности повторного получения ранее возвращенной в бюджет целевой субсидии на оплату контракта в пределах 10 рабочих дней, отведенных на оплату работ, равно как и доказательства своевременного принятия мер, направленных на соблюдение указанного срока.
Освобождает ли заказчика от ответственности за просрочку оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетного финансирования
(КонсультантПлюс, 2025)Также ответчиком суду не представлены и мотивированные доводы относительно причин невозможности повторного получения ранее возвращенной в бюджет целевой субсидии на оплату контракта в пределах 10 рабочих дней, отведенных на оплату работ, равно как и доказательства своевременного принятия мер, направленных на соблюдение указанного срока.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)при отсутствии у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году целевой субсидии - с указанием в 1 - 2 разрядах кода целевой статьи расходов (8 - 9 разряды кода классификации расходов бюджетов) кода государственной программы Российской Федерации (непрограммного направления деятельности), в рамках которой предоставлялась соответствующая субсидия, или кода государственной программы Российской Федерации - правопреемника, в 3 - 10 разрядах кода целевой статьи расходов (10 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) значений "0 00 00000".
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)при отсутствии у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в текущем финансовом году целевой субсидии - с указанием в 1 - 2 разрядах кода целевой статьи расходов (8 - 9 разряды кода классификации расходов бюджетов) кода государственной программы Российской Федерации (непрограммного направления деятельности), в рамках которой предоставлялась соответствующая субсидия, или кода государственной программы Российской Федерации - правопреемника, в 3 - 10 разрядах кода целевой статьи расходов (10 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов) значений "0 00 00000".
Статья: Правовые режимы имущества супругов: вопросы теории и практики
(Чашкова С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)Сегодня наибольшую популярность среди целевых выплат получили выплаты из бюджетных средств, направляемые на улучшение жилищных условий в рамках различных социальных программ. Например, федеральный и региональный материнский (семейный) капиталы, выплаты молодым семьям по федеральной целевой программе, субсидии военнослужащим и иным представителям силовых структур на улучшение жилищных условий и т.п. В подавляющем большинстве случаев приобретаемое за счет таких выплат жилое помещение попадает в общую долевую собственность супругов, а также других членов семьи, имеющих на это право. Например, согласно п. 4 ст. 10 Закона о маткапитале <3> жилое помещение оформляется в общую долевую собственность владельца сертификата, его супруга, а также детей. В соответствии с п. 43 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования <4> приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
(Чашкова С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 6)Сегодня наибольшую популярность среди целевых выплат получили выплаты из бюджетных средств, направляемые на улучшение жилищных условий в рамках различных социальных программ. Например, федеральный и региональный материнский (семейный) капиталы, выплаты молодым семьям по федеральной целевой программе, субсидии военнослужащим и иным представителям силовых структур на улучшение жилищных условий и т.п. В подавляющем большинстве случаев приобретаемое за счет таких выплат жилое помещение попадает в общую долевую собственность супругов, а также других членов семьи, имеющих на это право. Например, согласно п. 4 ст. 10 Закона о маткапитале <3> жилое помещение оформляется в общую долевую собственность владельца сертификата, его супруга, а также детей. В соответствии с п. 43 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования <4> приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
Статья: Разъяснения Минфина по применению бюджетной классификации
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)По мнению Минфина России, расходы следует отражать по соответствующим подстатьям (текущего, капитального характера) по отдельным мероприятиям (направлениям использования) субсидий на иные цели (см. Письмо от 21.12.2023 N 02-02-05/124353).
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)По мнению Минфина России, расходы следует отражать по соответствующим подстатьям (текущего, капитального характера) по отдельным мероприятиям (направлениям использования) субсидий на иные цели (см. Письмо от 21.12.2023 N 02-02-05/124353).
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Гранты и целевые субсидии по общему правилу являются целевыми выплатами и предоставляются исходя из конкретных направлений вложения указанных средств <7>, однако в сложившейся ситуации в 2020 г. в ходе исполнения бюджета субсидии (те, которые предназначены не на выполнение государственного или муниципального задания учреждения, а на иные цели) и гранты можно было предоставлять получателям без соблюдения многих условий, а применяя такой инструмент оперативного реагирования, как внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Корректировка указанного документа в данном случае производится в соответствии с решениями высшего исполнительного органа государственной власти региона или местной администрации без внесения изменений в правовой акт о бюджете. Это было возможно лишь для целевых средств, которые были выделены как бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения инфекции, а также на иные цели, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) <8>. На федеральном уровне степень усмотрения органов власти относительно распределения данных средств была еще шире.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)Гранты и целевые субсидии по общему правилу являются целевыми выплатами и предоставляются исходя из конкретных направлений вложения указанных средств <7>, однако в сложившейся ситуации в 2020 г. в ходе исполнения бюджета субсидии (те, которые предназначены не на выполнение государственного или муниципального задания учреждения, а на иные цели) и гранты можно было предоставлять получателям без соблюдения многих условий, а применяя такой инструмент оперативного реагирования, как внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Корректировка указанного документа в данном случае производится в соответствии с решениями высшего исполнительного органа государственной власти региона или местной администрации без внесения изменений в правовой акт о бюджете. Это было возможно лишь для целевых средств, которые были выделены как бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения инфекции, а также на иные цели, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) <8>. На федеральном уровне степень усмотрения органов власти относительно распределения данных средств была еще шире.
Вопрос: Об использовании заказчиком экономии средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта РФ за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в пределах компетенции обращение, направленное письмом от 23 мая 2024 г., по вопросу целевого использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства Российской Федерации, и сообщает.
(Письмо Минфина России от 20.06.2024 N 02-11-13/57369)Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в пределах компетенции обращение, направленное письмом от 23 мая 2024 г., по вопросу целевого использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда Правительства Российской Федерации, и сообщает.
Статья: Выплата вознаграждения за классное руководство за счет субсидии на иные цели - нецелевое расходование бюджетных средств
(Малова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 10)МАОУ "Общеобразовательная школа" направило средства целевой субсидии, предоставленной учреждению из местного бюджета, на выплату педагогическим работникам ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство. В статье расскажем, почему суд признал эти расходы нецелевым расходованием бюджетных средств.
(Малова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 10)МАОУ "Общеобразовательная школа" направило средства целевой субсидии, предоставленной учреждению из местного бюджета, на выплату педагогическим работникам ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство. В статье расскажем, почему суд признал эти расходы нецелевым расходованием бюджетных средств.
Вопрос: Об утверждении Сведений об операциях с целевыми средствами для санкционирования операций по контракту на поставку беспилотных авиационных систем в рамках казначейского сопровождения.
(Письмо Минфина России от 26.09.2024 N 02-12-08/93291)ФБУ и ФГБУ как заказчиками с АО "ГТЛК" заключены контракты на поставку беспилотных авиационных систем (от 28 июня 2024 г. и от 28 июня 2024 г. соответственно) на сумму менее 100 000 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, которые не содержат условий, определяющих размер прибыли;
(Письмо Минфина России от 26.09.2024 N 02-12-08/93291)ФБУ и ФГБУ как заказчиками с АО "ГТЛК" заключены контракты на поставку беспилотных авиационных систем (от 28 июня 2024 г. и от 28 июня 2024 г. соответственно) на сумму менее 100 000 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, которые не содержат условий, определяющих размер прибыли;
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)- предоставление целевой образовательной субсидии обучающемуся в образовательной организации высшего образования, в том числе по специальностям и направлениям подготовки по приоритетным отраслям экономики и направлениям развития субъекта Российской Федерации (Ямало-Ненецкий автономный округ <1>);
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)- предоставление целевой образовательной субсидии обучающемуся в образовательной организации высшего образования, в том числе по специальностям и направлениям подготовки по приоритетным отраслям экономики и направлениям развития субъекта Российской Федерации (Ямало-Ненецкий автономный округ <1>);
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Субъект - получатель субсидий может расходовать полученные средства на любые цели (как для собственных нужд, так и направить другому местному бюджету). При этом законодательно закреплена возможность получения целевых субсидий бюджету субъекта РФ из федерального бюджета (финансовые возможности которого гораздо выше местных бюджетов), а также местным бюджетам напрямую из бюджета другого муниципального образования. В данном контексте не ясна логика закрепления нецелевых субсидий при возможности получения в бюджеты субъектов РФ целевых субсидий из федерального бюджета.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Субъект - получатель субсидий может расходовать полученные средства на любые цели (как для собственных нужд, так и направить другому местному бюджету). При этом законодательно закреплена возможность получения целевых субсидий бюджету субъекта РФ из федерального бюджета (финансовые возможности которого гораздо выше местных бюджетов), а также местным бюджетам напрямую из бюджета другого муниципального образования. В данном контексте не ясна логика закрепления нецелевых субсидий при возможности получения в бюджеты субъектов РФ целевых субсидий из федерального бюджета.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации мер государственной поддержки программ развития университетов в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" в 2021 - 2023 годах и истекшем периоде 2024 года"
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 2)Основным направлением расходования целевой субсидии ФГАНУ "Социоцентр" за период 2021 - 2023 годов являлась оплата труда, с общим объемом расходов в размере 54,8% всех расходов за счет целевой субсидии.
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 2)Основным направлением расходования целевой субсидии ФГАНУ "Социоцентр" за период 2021 - 2023 годов являлась оплата труда, с общим объемом расходов в размере 54,8% всех расходов за счет целевой субсидии.
Вопрос: Об отражении в отчете об осуществлении расходов остатков восстановленных средств (возвратов), расходы на которые профинансированы из средств, полученных по соглашению о предоставлении субсидии.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)Средства от возврата дебиторской задолженности используются организациями - получателями субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок предоставления целевых средств, или решениями о предоставлении субсидий, устанавливающими возможность, направления и (или) порядок их использования.
(Письмо Минфина России от 12.02.2025 N 02-06-09/12448)Средства от возврата дебиторской задолженности используются организациями - получателями субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок предоставления целевых средств, или решениями о предоставлении субсидий, устанавливающими возможность, направления и (или) порядок их использования.