Субсидии на иные цели налогообложение
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии на иные цели налогообложение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.2 "Оспаривание подозрительных сделок должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку кредитором должника является уполномоченный (налоговый) орган, то о недобросовестности действий могут свидетельствовать факты создания должником незаконных схем ухода от налогообложения. Однако таких обстоятельств из решения инспекции, судебных актов по налоговому спору не усматривается (основанием к доначислению налога на прибыль явилось необоснованное принятие к учету расходов, произведенных за счет целевых поступлений (субсидий)).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Поскольку кредитором должника является уполномоченный (налоговый) орган, то о недобросовестности действий могут свидетельствовать факты создания должником незаконных схем ухода от налогообложения. Однако таких обстоятельств из решения инспекции, судебных актов по налоговому спору не усматривается (основанием к доначислению налога на прибыль явилось необоснованное принятие к учету расходов, произведенных за счет целевых поступлений (субсидий)).
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")ИФНС доначислила налогоплательщику НДС в связи с неправомерным принятием к вычету и невосстановлением сумм налога при оплате реконструкции основных средств и приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за счет целевых субсидий (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")ИФНС доначислила налогоплательщику НДС в связи с неправомерным принятием к вычету и невосстановлением сумм налога при оплате реконструкции основных средств и приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за счет целевых субсидий (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Кто несет расходы по содержанию государственного или муниципального имущества в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо средств на содержание названного имущества, они получают субсидию на иные цели для уплаты налога на имущество с этого имущества (ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях, п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо средств на содержание названного имущества, они получают субсидию на иные цели для уплаты налога на имущество с этого имущества (ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях, п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Статья: Проблемы и перспективы цифрового землеустройства
(Устимова С.А., Верига Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 3)Кроме этого, опыт зарубежных государств показывает, что цифровые технологии в сфере сельского хозяйства позволяют (1) проводить глобальную стратегическую оценку сельскохозяйственных районов и в зависимости от результатов такой оценки корректировать собственную ценовую политику и повышать уровень продовольственной безопасности страны; (2) осуществлять контроль целевого использования субсидий, соблюдения законодательства о налогообложении и даже (3) предотвращать выращивание незаявленных культур и незаконное выращивание определенных растений <6>.
(Устимова С.А., Верига Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 3)Кроме этого, опыт зарубежных государств показывает, что цифровые технологии в сфере сельского хозяйства позволяют (1) проводить глобальную стратегическую оценку сельскохозяйственных районов и в зависимости от результатов такой оценки корректировать собственную ценовую политику и повышать уровень продовольственной безопасности страны; (2) осуществлять контроль целевого использования субсидий, соблюдения законодательства о налогообложении и даже (3) предотвращать выращивание незаявленных культур и незаконное выращивание определенных растений <6>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")Vпд (план) - объем доходов от платной деятельности, планируемых к получению в очередном финансовом году с учетом информации об объемах оказываемых услуг (выполняемых работ) в отчетном финансовом году, о получении (прекращении действия) лицензий, иных разрешительных документов на осуществление указанной деятельности, об изменении размера платы (тарифов, цены) за оказываемую услугу (выполняемую работу). Объем планируемых доходов от платной деятельности для расчета коэффициента платной деятельности определяется за вычетом из указанного объема доходов налога на добавленную стоимость в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах операции по реализации услуг (работ) признаются объектами налогообложения;
(ред. от 08.05.2025)
"О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания"
(вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания")Vпд (план) - объем доходов от платной деятельности, планируемых к получению в очередном финансовом году с учетом информации об объемах оказываемых услуг (выполняемых работ) в отчетном финансовом году, о получении (прекращении действия) лицензий, иных разрешительных документов на осуществление указанной деятельности, об изменении размера платы (тарифов, цены) за оказываемую услугу (выполняемую работу). Объем планируемых доходов от платной деятельности для расчета коэффициента платной деятельности определяется за вычетом из указанного объема доходов налога на добавленную стоимость в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах операции по реализации услуг (работ) признаются объектами налогообложения;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)д) предоставление целевых субсидий государственным учреждениям (за исключением субсидий, предоставляемых в рамках проектной деятельности);
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)д) предоставление целевых субсидий государственным учреждениям (за исключением субсидий, предоставляемых в рамках проектной деятельности);
Готовое решение: Как бюджетному и автономному учреждению использовать субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания и отражать расходы в учете
(КонсультантПлюс, 2025)расходы, которые должен финансировать учредитель из других источников (например, уплату налога на имущество и земельного налога за счет субсидии на иные цели).
(КонсультантПлюс, 2025)расходы, которые должен финансировать учредитель из других источников (например, уплату налога на имущество и земельного налога за счет субсидии на иные цели).
Статья: Ошибки в налоговой базе и налоговой отчетности по УСН
(Петренко Д.Н.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)6. Неотражение в разд. 3 полученных сумм целевого финансирования (субсидий, грантов и т.д.), не учитываемых в налогооблагаемой базе. Подобная ошибка может привести к увеличению суммы налогооблагаемых доходов и, соответственно, самого налога.
(Петренко Д.Н.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)6. Неотражение в разд. 3 полученных сумм целевого финансирования (субсидий, грантов и т.д.), не учитываемых в налогооблагаемой базе. Подобная ошибка может привести к увеличению суммы налогооблагаемых доходов и, соответственно, самого налога.
Вопрос: О вопросах по реорганизации ГУП в ГБУ в части учета остатков средств от деятельности ГУП и финансового обеспечения обязательств по погашению кредиторской задолженности, возникшей до реорганизации.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В порядках предоставления целевых субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, могут предусматриваться целевые субсидии, предоставляемые в целях погашения кредиторской задолженности, в том числе по оплате налогов и заработной платы, образовавшейся до передачи учреждений в ведение соответствующего органа власти.
(Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 02-11-10/128140)В порядках предоставления целевых субсидий, утвержденных нормативными правовыми актами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, могут предусматриваться целевые субсидии, предоставляемые в целях погашения кредиторской задолженности, в том числе по оплате налогов и заработной платы, образовавшейся до передачи учреждений в ведение соответствующего органа власти.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Момент отнесения к доходам субсидий при исчислении налога на прибыль организаций зависит от целевого назначения субсидий.
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Момент отнесения к доходам субсидий при исчислении налога на прибыль организаций зависит от целевого назначения субсидий.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
Вопрос: Об НДФЛ при продаже квартиры, приобретенной за счет средств целевой субсидии (компенсации), предоставленной в соответствии с законодательством субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 30.05.2025 N 03-04-05/53279)По мнению Департамента, если квартира приобретена в собственность за счет средств целевой субсидии (компенсации), предоставленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, то сумма такой субсидии (компенсации) является расходом налогоплательщика. В этой связи при продаже квартиры налогоплательщик имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры, в том числе произведенных за счет средств такой субсидии (компенсации).
(Письмо Минфина России от 30.05.2025 N 03-04-05/53279)По мнению Департамента, если квартира приобретена в собственность за счет средств целевой субсидии (компенсации), предоставленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, то сумма такой субсидии (компенсации) является расходом налогоплательщика. В этой связи при продаже квартиры налогоплательщик имеет право уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры, в том числе произведенных за счет средств такой субсидии (компенсации).
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Между тем меры налоговой поддержки в значительной своей имущественной составляющей представляют собой не что иное, как "выпадающие" из бюджета доходы. В этой связи они всегда существуют в жесткой связке с бюджетным законодательством, с расходами соответствующего бюджета. Более того, далеко не во всех случаях, когда субъекты нуждаются в поддержке со стороны государства, следует использовать налоговые преференции. Вполне с этой задачей могут справиться меры целевой бюджетной поддержки. В современном правовом механизме антикризисных финансово-правовых мер основная нагрузка приходится именно на меры бюджетной целевой поддержки (субсидии), что в условиях дефицитного бюджета вполне оправданно. Как правило, эти меры подразделяются на две группы:
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Между тем меры налоговой поддержки в значительной своей имущественной составляющей представляют собой не что иное, как "выпадающие" из бюджета доходы. В этой связи они всегда существуют в жесткой связке с бюджетным законодательством, с расходами соответствующего бюджета. Более того, далеко не во всех случаях, когда субъекты нуждаются в поддержке со стороны государства, следует использовать налоговые преференции. Вполне с этой задачей могут справиться меры целевой бюджетной поддержки. В современном правовом механизме антикризисных финансово-правовых мер основная нагрузка приходится именно на меры бюджетной целевой поддержки (субсидии), что в условиях дефицитного бюджета вполне оправданно. Как правило, эти меры подразделяются на две группы: