Субсидии микропредприятиям
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии микропредприятиям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении льготных кредитов микропредприятиям и самозанятым гражданам, в том числе осуществляющим деятельность в области культуры, спорта.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2024 N ОГ-Д13-4502)Предельная ставка по таким кредитным договорам (соглашениям) рассчитывается как ключевая ставка Банка России, действующая на дату заключения кредитного договора (соглашения), увеличенная не более чем на 2,75% годовых (но не более 15% годовых для микропредприятий и малых предприятий и 13,5% годовых для средних предприятий при значениях ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации 13% годовых и более) на период предоставления банку субсидии.
(Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2024 N ОГ-Д13-4502)Предельная ставка по таким кредитным договорам (соглашениям) рассчитывается как ключевая ставка Банка России, действующая на дату заключения кредитного договора (соглашения), увеличенная не более чем на 2,75% годовых (но не более 15% годовых для микропредприятий и малых предприятий и 13,5% годовых для средних предприятий при значениях ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации 13% годовых и более) на период предоставления банку субсидии.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Резюмируем: возможность признания самозанятых микропредприятием в смысле Закона об МСП откроет им доступ ко всем формам поддержки, установленным статьей 14 Закона об МСП, в том числе к субсидиям на развитие своего дела, в результате чего продажи и заказы у некоторых предпринимателей возрастут, а это является хорошим заделом для дальнейшего расширения бизнеса и экономики государства.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Резюмируем: возможность признания самозанятых микропредприятием в смысле Закона об МСП откроет им доступ ко всем формам поддержки, установленным статьей 14 Закона об МСП, в том числе к субсидиям на развитие своего дела, в результате чего продажи и заказы у некоторых предпринимателей возрастут, а это является хорошим заделом для дальнейшего расширения бизнеса и экономики государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)9. Положения частей 1, 3 - 7 настоящей статьи не применяются к договорам займа, заключенным с заемщиком, являющимся микропредприятием, в рамках государственных программ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации субсидий кредиторам на возмещение недополученных ими доходов по выданным займам, и (или) в случае предоставления обеспечения (независимой гарантии, поручительства) по договорам займа такого заемщика государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и (или) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)9. Положения частей 1, 3 - 7 настоящей статьи не применяются к договорам займа, заключенным с заемщиком, являющимся микропредприятием, в рамках государственных программ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации субсидий кредиторам на возмещение недополученных ими доходов по выданным займам, и (или) в случае предоставления обеспечения (независимой гарантии, поручительства) по договорам займа такого заемщика государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и (или) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"9. Положения частей 1, 3 - 7 настоящей статьи не применяются к договорам займа, заключенным с заемщиком, являющимся микропредприятием, в рамках государственных программ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации субсидий кредиторам на возмещение недополученных ими доходов по выданным займам, и (или) в случае предоставления обеспечения (независимой гарантии, поручительства) по договорам займа такого заемщика государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и (или) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитной кооперации"9. Положения частей 1, 3 - 7 настоящей статьи не применяются к договорам займа, заключенным с заемщиком, являющимся микропредприятием, в рамках государственных программ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации субсидий кредиторам на возмещение недополученных ими доходов по выданным займам, и (или) в случае предоставления обеспечения (независимой гарантии, поручительства) по договорам займа такого заемщика государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и (или) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Статья: Льготные кредиты для малого и среднего бизнеса в условиях санкций
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)В рамках данной программы субсидии предоставляются на выдачу льготных кредитов субъектам МСП в следующих случаях:
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)В рамках данной программы субсидии предоставляются на выдачу льготных кредитов субъектам МСП в следующих случаях:
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- отсрочка по уплате страховых взносов для микропредприятий;
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- отсрочка по уплате страховых взносов для микропредприятий;
Вопрос: О применении ограничений, гарантий для микропредприятий в связи с введением предельного значения переменной процентной ставки, если заемщик стал микропредприятием после заключения кредитного договора.
(Письмо Банка России от 03.12.2024 N 010-59-8/11363)При этом, как следует из ч. 19 и 20 ст. 29 Закона N 395-1, положения ч. 13, 15 - 19 ст. 29 Закона N 395-1 не применяются в отношении микропредприятий, осуществляющих на дату заключения кредитного договора деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации, а также к кредитным договорам, заключенным с указанными заемщиками в рамках определенных государственных программ (далее - госпрограммы) <1>.
(Письмо Банка России от 03.12.2024 N 010-59-8/11363)При этом, как следует из ч. 19 и 20 ст. 29 Закона N 395-1, положения ч. 13, 15 - 19 ст. 29 Закона N 395-1 не применяются в отношении микропредприятий, осуществляющих на дату заключения кредитного договора деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации, а также к кредитным договорам, заключенным с указанными заемщиками в рамках определенных государственных программ (далее - госпрограммы) <1>.
Статья: Некоторые антикризисные финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 3)Программа оборотного кредитования направлена на получение микро- и малыми предприятиями льготного кредита по ставке не выше 15 процентов годовых, а средним предприятиям - не выше 13,5 процента. Микро- и малые предприятия могут получить кредит на сумму до 300 млн рублей.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 3)Программа оборотного кредитования направлена на получение микро- и малыми предприятиями льготного кредита по ставке не выше 15 процентов годовых, а средним предприятиям - не выше 13,5 процента. Микро- и малые предприятия могут получить кредит на сумму до 300 млн рублей.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Общество указало, что, поскольку оно включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие и в качестве основного вида деятельности в ЕГРЮЛ с 29.03.2013 зарегистрирован ОКВЭД 58 "Деятельность издательская", на него распространяются положения Правил N 576.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Общество указало, что, поскольку оно включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие и в качестве основного вида деятельности в ЕГРЮЛ с 29.03.2013 зарегистрирован ОКВЭД 58 "Деятельность издательская", на него распространяются положения Правил N 576.
Статья: Нормативно-правовое обеспечение восстановления экономики после коронавирусной пандемии
(Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С.)
("Юрист", 2021, N 4)Апелляционный суд не изменил решения, руководствуясь в том числе следующим: ОКВЭД, указанный в Перечне, был включен в ЕГРИП с момента регистрации ИП в качестве дополнительного, с 29 апреля 2020 г. указан в качестве основного; по состоянию на 1 марта 2020 г. (и в более ранние периоды) ИП вел деятельность, включенную в Перечень как основную; фактически деятельность, указанная в Перечне, являлась для ИП основной с момента регистрации; у ИП микропредприятие, в отношении него не введена процедура банкротства, у него имеется переплата по налогам, никто из его работников не был уволен в период пандемии; решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии принято формально без учета фактической деятельности предпринимателя.
(Тютюнник И.Г., Богачев Ю.С.)
("Юрист", 2021, N 4)Апелляционный суд не изменил решения, руководствуясь в том числе следующим: ОКВЭД, указанный в Перечне, был включен в ЕГРИП с момента регистрации ИП в качестве дополнительного, с 29 апреля 2020 г. указан в качестве основного; по состоянию на 1 марта 2020 г. (и в более ранние периоды) ИП вел деятельность, включенную в Перечень как основную; фактически деятельность, указанная в Перечне, являлась для ИП основной с момента регистрации; у ИП микропредприятие, в отношении него не введена процедура банкротства, у него имеется переплата по налогам, никто из его работников не был уволен в период пандемии; решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии принято формально без учета фактической деятельности предпринимателя.
Вопрос: Об определении максимального допустимого значения переменной процентной ставки по кредитному договору с заемщиком-микропредприятием при нарушении им условий государственной поддержки.
(Письмо Банка России от 14.01.2025 N 59-8-2/571)Положения частей тринадцатой, пятнадцатой - девятнадцатой статьи 29 Федерального закона N 395-1, направленные на защиту интересов заемщиков, являющихся микропредприятиями, применяются к заключенным с ними кредитным договорам, содержащим условие о переменной процентной ставке, после прекращения участия заемщика в государственных программах <2>.
(Письмо Банка России от 14.01.2025 N 59-8-2/571)Положения частей тринадцатой, пятнадцатой - девятнадцатой статьи 29 Федерального закона N 395-1, направленные на защиту интересов заемщиков, являющихся микропредприятиями, применяются к заключенным с ними кредитным договорам, содержащим условие о переменной процентной ставке, после прекращения участия заемщика в государственных программах <2>.
Типовая ситуация: Субсидии: порядок получения, налоги, проводки
(Издательство "Главная книга", 2025)Штраф за использование субсидии на цели, не предусмотренные соглашением о ее предоставлении (нецелевое использование) (ст. ст. 2.4, 4.1.2, 15.14 КоАП РФ):
(Издательство "Главная книга", 2025)Штраф за использование субсидии на цели, не предусмотренные соглашением о ее предоставлении (нецелевое использование) (ст. ст. 2.4, 4.1.2, 15.14 КоАП РФ):
Вопрос: О вопросах, связанных с распространением ограничений и гарантий для микропредприятий в связи с введением предельного значения переменной процентной ставки в их отношении.
(Письмо Банка России от 05.11.2024 N 010-59-8/10274)При этом, как следует из ч. 19 и 20 ст. 29 Закона N 395-1, положения ч. 13, 15 - 19 ст. 29 Закона N 395-1 не применяются в отношении микропредприятий, осуществляющих на дату заключения кредитного договора деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации, а также к кредитным договорам, заключенным с указанными заемщиками в рамках определенных государственных программ (далее - госпрограммы) <1>.
(Письмо Банка России от 05.11.2024 N 010-59-8/10274)При этом, как следует из ч. 19 и 20 ст. 29 Закона N 395-1, положения ч. 13, 15 - 19 ст. 29 Закона N 395-1 не применяются в отношении микропредприятий, осуществляющих на дату заключения кредитного договора деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации, а также к кредитным договорам, заключенным с указанными заемщиками в рамках определенных государственных программ (далее - госпрограммы) <1>.