Субсидии бюджетам поселений
Подборка наиболее важных документов по запросу Субсидии бюджетам поселений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно условиям... соглашений... "О предоставлении и расходовании субсидий из бюджета сельского поселения... на увеличение уставного фонда МУП..." Предприятием должны быть предоставлены отчеты о расходовании субсидий.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно условиям... соглашений... "О предоставлении и расходовании субсидий из бюджета сельского поселения... на увеличение уставного фонда МУП..." Предприятием должны быть предоставлены отчеты о расходовании субсидий.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нецелевое использование субсидии
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование субсидии течет со дня совершения конкретной платежно-расчетной операции
(КонсультантПлюс, 2025)Срок давности привлечения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование субсидии течет со дня совершения конкретной платежно-расчетной операции
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В регионе используется подход к оценке эффективности межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, предполагающий оценку эффективности трансфертов по видам и агрегирование полученных результатов с использованием весовых коэффициентов. Выделяют пять видов межбюджетных трансфертов, которые оцениваются. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидии, субвенции прочие трансферты. Агрегирование проводится с использованием весовых коэффициентов по видам межбюджетных трансфертов. Они определены единообразно и не меняются при ежегодных изменениях структуры межбюджетных перечислений местным бюджетам.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В регионе используется подход к оценке эффективности межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, предполагающий оценку эффективности трансфертов по видам и агрегирование полученных результатов с использованием весовых коэффициентов. Выделяют пять видов межбюджетных трансфертов, которые оцениваются. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидии, субвенции прочие трансферты. Агрегирование проводится с использованием весовых коэффициентов по видам межбюджетных трансфертов. Они определены единообразно и не меняются при ежегодных изменениях структуры межбюджетных перечислений местным бюджетам.
Статья: Правовые основы бюджетной системы и разграничения доходов и расходов в Китайской Республике
(Шепенко Р.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Это положение получило развитие в законах. В статье 69 Закона "О местной системе" предусмотрено, в частности, что если местное самоуправление любого уровня не получает доходов, на получение которых оно имеет право по закону, то вышестоящие органы власти могут уменьшить размер субсидии по своему усмотрению. В статье 30 Закона "О распределении государственных доходов и расходов" охарактеризованы программы и проекты, на которые могут быть выделены субсидии. В приложении 1 к Закону "О распределении государственных доходов и расходов" субсидии названы в качестве одного из источников доходов городов центрального подчинения, уездов (городов), волостей (сельских и городских поселений). Согласно ст. 38 Закона "О бюджете" ассигнования, субсидируемые каждым подразделением государственного учреждения местному самоуправлению, должны быть обобщены в таблице в общем бюджетном предложении.
(Шепенко Р.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Это положение получило развитие в законах. В статье 69 Закона "О местной системе" предусмотрено, в частности, что если местное самоуправление любого уровня не получает доходов, на получение которых оно имеет право по закону, то вышестоящие органы власти могут уменьшить размер субсидии по своему усмотрению. В статье 30 Закона "О распределении государственных доходов и расходов" охарактеризованы программы и проекты, на которые могут быть выделены субсидии. В приложении 1 к Закону "О распределении государственных доходов и расходов" субсидии названы в качестве одного из источников доходов городов центрального подчинения, уездов (городов), волостей (сельских и городских поселений). Согласно ст. 38 Закона "О бюджете" ассигнования, субсидируемые каждым подразделением государственного учреждения местному самоуправлению, должны быть обобщены в таблице в общем бюджетном предложении.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова"Такой способ формирования представительного органа муниципального района позволяет обеспечивать равное независимо от численности населения поселений представительство соответствующих муниципальных образований по норме, закрепленной в уставе данного муниципального района, а также создавать условия для консолидации и эффективного использования материально-финансовых ресурсов каждого из поселений на основе принципа солидарности, в том числе в целях решения вопросов межпоселенческого характера. В частности, в состав собственных доходов бюджета муниципального района, представительный орган которого сформирован из представителей входящих в его состав поселений, включаются субсидии, которые предоставляются в случаях, предусмотренных уставом данного муниципального района, из бюджетов поселений на решение ряда вопросов местного значения межмуниципального характера (часть 2 статьи 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и размер которых утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района (пункт 3 статьи 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова"Такой способ формирования представительного органа муниципального района позволяет обеспечивать равное независимо от численности населения поселений представительство соответствующих муниципальных образований по норме, закрепленной в уставе данного муниципального района, а также создавать условия для консолидации и эффективного использования материально-финансовых ресурсов каждого из поселений на основе принципа солидарности, в том числе в целях решения вопросов межпоселенческого характера. В частности, в состав собственных доходов бюджета муниципального района, представительный орган которого сформирован из представителей входящих в его состав поселений, включаются субсидии, которые предоставляются в случаях, предусмотренных уставом данного муниципального района, из бюджетов поселений на решение ряда вопросов местного значения межмуниципального характера (часть 2 статьи 55 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и размер которых утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района (пункт 3 статьи 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Вопрос: О приобретении жилья у физлица на вторичном рынке в рамках программы "Семейная ипотека" и господдержке семей с детьми, взявших ипотечный жилищный кредит (заем), в виде выплаты в размере 450 тыс. руб.
(Письмо Минфина России от 16.04.2024 N 05-05-08/36334)Департамент финансовой политики в пределах своей компетенции, рассмотрев обращение, поступившее письмом от 22 марта 2024 г., вынужден сообщить, что вопрос о возможности субсидирования процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам (займам) до уровня 6 (5) процентов годовых в случае приобретения жилого помещения у физического лица на вторичном рынке жилья, за исключением жилого помещения, расположенного в сельских поселениях на территории Дальневосточного федерального округа, в рамках программы "Семейная ипотека", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1711 <1>, не рассматривается.
(Письмо Минфина России от 16.04.2024 N 05-05-08/36334)Департамент финансовой политики в пределах своей компетенции, рассмотрев обращение, поступившее письмом от 22 марта 2024 г., вынужден сообщить, что вопрос о возможности субсидирования процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам (займам) до уровня 6 (5) процентов годовых в случае приобретения жилого помещения у физического лица на вторичном рынке жилья, за исключением жилого помещения, расположенного в сельских поселениях на территории Дальневосточного федерального округа, в рамках программы "Семейная ипотека", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1711 <1>, не рассматривается.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ). Однако это не означает, что дотации не имеют целевого назначения: в частности, дотации направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), поселений (внутригородских районов) (ст. 137 БК РФ), муниципальных районов (ст. 138 БК РФ); на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 138.4 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ). Однако это не означает, что дотации не имеют целевого назначения: в частности, дотации направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), поселений (внутригородских районов) (ст. 137 БК РФ), муниципальных районов (ст. 138 БК РФ); на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 138.4 БК РФ).
Статья: Бюджетно-правовой договор: вопросы идентификации
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)В-пятых, из анализа актов бюджетного законодательства, типовых форм бюджетно-правовых договоров и судебных решений следует, что бюджетно-правовой договор не может быть заключен в устной форме или путем совершения конклюдентных действий. Надлежащей формой фиксации условий бюджетно-правовых договоров является исключительно письменная форма, что, однако, прямо предписывается не во всех случаях. Так, для отдельных бюджетно-правовых договоров типовая форма предусмотрена в БК РФ (например, в п. 6 ст. 78.1 БК РФ), для других - в подзаконных актах <25>, для третьих предусматривается только примерная форма <26>, а в отношении некоторых бюджетно-правовых договоров никаких нормативных требований не установлено (например, для соглашения о передаче полномочий финансового органа городского, сельского поселения финансовому органу муниципального района, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 154 БК РФ). Соответственно, бюджетно-правовой договор является письменным документом.
(Кононов А.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)В-пятых, из анализа актов бюджетного законодательства, типовых форм бюджетно-правовых договоров и судебных решений следует, что бюджетно-правовой договор не может быть заключен в устной форме или путем совершения конклюдентных действий. Надлежащей формой фиксации условий бюджетно-правовых договоров является исключительно письменная форма, что, однако, прямо предписывается не во всех случаях. Так, для отдельных бюджетно-правовых договоров типовая форма предусмотрена в БК РФ (например, в п. 6 ст. 78.1 БК РФ), для других - в подзаконных актах <25>, для третьих предусматривается только примерная форма <26>, а в отношении некоторых бюджетно-правовых договоров никаких нормативных требований не установлено (например, для соглашения о передаче полномочий финансового органа городского, сельского поселения финансовому органу муниципального района, предусмотренного абзацем третьим п. 2 ст. 154 БК РФ). Соответственно, бюджетно-правовой договор является письменным документом.
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)- МинЖКХ РБ в 2023 году предоставлены субсидии 10 городским и сельским поселениям <97> на общую сумму 124,5 млн рублей при отсутствии утвержденной нормативным правовым актом поселения муниципальной программы, содержащей расходные обязательства МО <98> (подпункт "а" пункта 4 Порядка N 68).
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)- МинЖКХ РБ в 2023 году предоставлены субсидии 10 городским и сельским поселениям <97> на общую сумму 124,5 млн рублей при отсутствии утвержденной нормативным правовым актом поселения муниципальной программы, содержащей расходные обязательства МО <98> (подпункт "а" пункта 4 Порядка N 68).
Вопрос: О мерах господдержки по улучшению жилищных условий граждан РФ, в том числе в части предоставления льготных ипотечных кредитов на ИЖС.
(Письмо Минфина России от 25.04.2025 N 01-06-13/05-41686)Программой "Дальневосточная ипотека и арктическая ипотека" предусматривается субсидирование процентной ставки до уровня 2% годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), выданным на цели приобретения молодыми семьями, участниками программы "Дальневосточный гектар", а также гражданами Российской Федерации, переехавшими на работу из других субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в период до 31 декабря 2030 г. на первичном рынке жилья (за исключением сельских поселений, а в отношении Магаданской области и Чукотского автономного округа - на территории любого муниципального образования) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, или строительство индивидуального жилого дома на земельном участке.
(Письмо Минфина России от 25.04.2025 N 01-06-13/05-41686)Программой "Дальневосточная ипотека и арктическая ипотека" предусматривается субсидирование процентной ставки до уровня 2% годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), выданным на цели приобретения молодыми семьями, участниками программы "Дальневосточный гектар", а также гражданами Российской Федерации, переехавшими на работу из других субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в период до 31 декабря 2030 г. на первичном рынке жилья (за исключением сельских поселений, а в отношении Магаданской области и Чукотского автономного округа - на территории любого муниципального образования) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, или строительство индивидуального жилого дома на земельном участке.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- информацию об оказанной в отчетном периоде такими органами и органами местного самоуправления внутригородских районов, городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов и городских округов, поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет средств местных бюджетов (в том числе средств субсидий из бюджетов субъектов РФ на поддержку малого и среднего предпринимательства), а также за счет иного имущества, находящегося в муниципальной собственности, и о результатах использования такой поддержки;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- информацию об оказанной в отчетном периоде такими органами и органами местного самоуправления внутригородских районов, городских и сельских поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов и городских округов, поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, за счет средств местных бюджетов (в том числе средств субсидий из бюджетов субъектов РФ на поддержку малого и среднего предпринимательства), а также за счет иного имущества, находящегося в муниципальной собственности, и о результатах использования такой поддержки;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В п. 1.3 Методических указаний было определено, что "при установлении размера платы за наем жилого помещения необходимо учитывать положения части 5 статьи 156 Жилищного кодекса, согласно которым установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В п. 1.3 Методических указаний было определено, что "при установлении размера платы за наем жилого помещения необходимо учитывать положения части 5 статьи 156 Жилищного кодекса, согласно которым установление размера платы за наем жилого помещения не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Статья: Публичная власть в Российской Федерации: конституционно-правовое содержание
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Концепция местного самоуправления изначально базировалась на автономии местного сообщества, возможности решения им своих задач и полномочий самостоятельно, для чего гарантировалась его независимость от государственной власти. Подобная теоретическая и нормативная основа не была реализована на практике. По данным Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2021 г., в структуре собственных доходов местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет) собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 57,5%, бюджетов муниципальных районов - 30,3%, бюджетов сельских поселений - 6,7%, бюджетов городских поселений - 4,6%, бюджетов внутригородских муниципальных образований - 0,8% и бюджетов внутригородских районов - 0,1% <3>. Местные бюджеты формируются и могут быть исполнены за счет субвенций, субсидий и иных поступлений из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Сложилось противоречие, когда, с одной стороны, органы местного самоуправления не входили в систему органов государственной власти, с другой стороны, всецело были от них зависимы и фактически стали их органической частью.
(Иванов И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Концепция местного самоуправления изначально базировалась на автономии местного сообщества, возможности решения им своих задач и полномочий самостоятельно, для чего гарантировалась его независимость от государственной власти. Подобная теоретическая и нормативная основа не была реализована на практике. По данным Министерства финансов Российской Федерации на 1 января 2021 г., в структуре собственных доходов местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в том числе возвратов остатков прошлых лет) собственные доходы бюджетов городских округов, в том числе с внутригородским делением, занимают 57,5%, бюджетов муниципальных районов - 30,3%, бюджетов сельских поселений - 6,7%, бюджетов городских поселений - 4,6%, бюджетов внутригородских муниципальных образований - 0,8% и бюджетов внутригородских районов - 0,1% <3>. Местные бюджеты формируются и могут быть исполнены за счет субвенций, субсидий и иных поступлений из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Сложилось противоречие, когда, с одной стороны, органы местного самоуправления не входили в систему органов государственной власти, с другой стороны, всецело были от них зависимы и фактически стали их органической частью.
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В этой связи, как справедливо отмечают Е.С. Кочухова и В.С. Мартьянов, органы местного самоуправления, будучи фактически встроенными в механизм государственной власти, фактически утратили роль выразителей воли местных сообществ и стали исполнителями внешних управленческих решений за счет получаемых бюджетных трансфертов, в результате чего местные режимы перестают быть формами демократической самоорганизации горожан <21>. Примечательно, что финансирование реализации уже упоминаемого ранее федерального проекта по формированию комфортной городской среды наполовину осуществляется за счет субсидий из средств федерального бюджета, предполагающих отчетность не перед местным населением, а перед федеральными органами власти <22>. Отсутствие у городских поселений и городских округов достаточной собственной бюджетной обеспеченности также является проблемой <23>: закрепленные за муниципальными образованиями вопросы местного значения не покрываются необходимой налогооблагаемой базой <24>. Достаточность же финансового обеспечения, как верно замечает С.Н. Шевердяев, является принципиальным вопросом саморазвития местных сообществ <25>. В таких условиях не следует удивляться низкой активности местного населения в вопросах благоустройства территорий и развития городских пространств. Помимо формализованных механизмов участия населения в местном самоуправлении типа публичных слушаний или правотворческий инициативы, не имеющих внятных гарантий учета мнения жителей органами муниципальной власти, а потому практически не востребованных в повседневных практиках, в законодательстве отсутствуют стимулы поощрения частных инициатив горожан по вопросам, связанным с освоением и обустройством городской среды.
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)В этой связи, как справедливо отмечают Е.С. Кочухова и В.С. Мартьянов, органы местного самоуправления, будучи фактически встроенными в механизм государственной власти, фактически утратили роль выразителей воли местных сообществ и стали исполнителями внешних управленческих решений за счет получаемых бюджетных трансфертов, в результате чего местные режимы перестают быть формами демократической самоорганизации горожан <21>. Примечательно, что финансирование реализации уже упоминаемого ранее федерального проекта по формированию комфортной городской среды наполовину осуществляется за счет субсидий из средств федерального бюджета, предполагающих отчетность не перед местным населением, а перед федеральными органами власти <22>. Отсутствие у городских поселений и городских округов достаточной собственной бюджетной обеспеченности также является проблемой <23>: закрепленные за муниципальными образованиями вопросы местного значения не покрываются необходимой налогооблагаемой базой <24>. Достаточность же финансового обеспечения, как верно замечает С.Н. Шевердяев, является принципиальным вопросом саморазвития местных сообществ <25>. В таких условиях не следует удивляться низкой активности местного населения в вопросах благоустройства территорий и развития городских пространств. Помимо формализованных механизмов участия населения в местном самоуправлении типа публичных слушаний или правотворческий инициативы, не имеющих внятных гарантий учета мнения жителей органами муниципальной власти, а потому практически не востребованных в повседневных практиках, в законодательстве отсутствуют стимулы поощрения частных инициатив горожан по вопросам, связанным с освоением и обустройством городской среды.
Вопрос: О льготных ипотечных программах в рамках государственной поддержки по улучшению жилищных условий граждан РФ.
(Письмо Минфина России от 17.06.2024 N 05-05-08/55663)Программой "Дальневосточная ипотека и арктическая ипотека" предусматривается субсидирование процентной ставки до уровня 2% годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), выданным на цели приобретения молодыми семьями, участниками программы "Дальневосточный гектар", а также гражданами Российской Федерации, переехавшими на работу из других субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в период до 31 декабря 2030 г. на первичном рынке жилья (за исключением сельских поселений, а в отношении Магаданской области и Чукотского автономного округа - на территории любого муниципального образования) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, или строительства индивидуального жилого дома на земельном участке.
(Письмо Минфина России от 17.06.2024 N 05-05-08/55663)Программой "Дальневосточная ипотека и арктическая ипотека" предусматривается субсидирование процентной ставки до уровня 2% годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), выданным на цели приобретения молодыми семьями, участниками программы "Дальневосточный гектар", а также гражданами Российской Федерации, переехавшими на работу из других субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в период до 31 декабря 2030 г. на первичном рынке жилья (за исключением сельских поселений, а в отношении Магаданской области и Чукотского автономного округа - на территории любого муниципального образования) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, или строительства индивидуального жилого дома на земельном участке.