Субъекты правотворчества
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты правотворчества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Информационная безопасность в социально-гуманитарном измерении: дискурс уголовно-правовой институционализации
(Ключко Р.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Преодоление наблюдаемого сегодня эклектичного подхода к оценке ресурсных возможностей уголовного права для охраны информационной безопасности в условиях изменяющихся вызовов и угроз возможно лишь на основе стратегических подходов к определению места информационной безопасности в ценностной системе информационного общества, системе национальных интересов с учетом достигнутых результатов "доктринального осмысления явлений, процессов, угроз и перспектив, обусловленных текущей технологической революцией" <7>, научной картины динамики права, обусловленной технологическим фактором, как ориентира для субъектов правотворчества <8>. Именно аксиологический анализ феномена информационной безопасности может использоваться в качестве методологической основы формирования новой правовой матрицы информационного пространства как постоянно расширяющейся сферы социального, политического, экономического взаимодействия акторов различных уровней. Нормативная матрица их правового статуса будет неизбежно расширяться посредством определения новых ограничений, установления запретов и мер юридической ответственности за их нарушение, образующих систему правовых гарантий обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. В научном поле обсуждения вопросов выбора средств и методов правового обеспечения информационной безопасности акторов информационного взаимодействия различного уровня доминирует концепция баланса частных и публичных интересов для гармоничного развития личности, общества и государства.
(Ключко Р.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Преодоление наблюдаемого сегодня эклектичного подхода к оценке ресурсных возможностей уголовного права для охраны информационной безопасности в условиях изменяющихся вызовов и угроз возможно лишь на основе стратегических подходов к определению места информационной безопасности в ценностной системе информационного общества, системе национальных интересов с учетом достигнутых результатов "доктринального осмысления явлений, процессов, угроз и перспектив, обусловленных текущей технологической революцией" <7>, научной картины динамики права, обусловленной технологическим фактором, как ориентира для субъектов правотворчества <8>. Именно аксиологический анализ феномена информационной безопасности может использоваться в качестве методологической основы формирования новой правовой матрицы информационного пространства как постоянно расширяющейся сферы социального, политического, экономического взаимодействия акторов различных уровней. Нормативная матрица их правового статуса будет неизбежно расширяться посредством определения новых ограничений, установления запретов и мер юридической ответственности за их нарушение, образующих систему правовых гарантий обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. В научном поле обсуждения вопросов выбора средств и методов правового обеспечения информационной безопасности акторов информационного взаимодействия различного уровня доминирует концепция баланса частных и публичных интересов для гармоничного развития личности, общества и государства.
Статья: Иностранные доверенности в российской нотариальной практике
(Малешин Д.Я.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 7)Иностранные доверенности, используемые в российской правоприменительной практике, в большинстве случаев не отвечают российским требованиям. При их удостоверении зарубежный нотариус редко совершает все указанные выше действия, совокупность которых составляет нотариальную форму. Какие требования предъявляются к доверенностям, удостоверенным зарубежными нотариусами? Какое законодательство должен применять нотариус при анализе поступившей к нему зарубежной доверенности? Законодательство в этой области противоречиво. Правовое регулирование отличается фрагментарностью, которая заключается не только в неполноте, отрывочности и компромиссном содержании правовых источников, но и в проблемах корреляции их между собой как норм, исходящих от разных субъектов правотворчества, принимаемых на разных его уровнях <5>.
(Малешин Д.Я.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 7)Иностранные доверенности, используемые в российской правоприменительной практике, в большинстве случаев не отвечают российским требованиям. При их удостоверении зарубежный нотариус редко совершает все указанные выше действия, совокупность которых составляет нотариальную форму. Какие требования предъявляются к доверенностям, удостоверенным зарубежными нотариусами? Какое законодательство должен применять нотариус при анализе поступившей к нему зарубежной доверенности? Законодательство в этой области противоречиво. Правовое регулирование отличается фрагментарностью, которая заключается не только в неполноте, отрывочности и компромиссном содержании правовых источников, но и в проблемах корреляции их между собой как норм, исходящих от разных субъектов правотворчества, принимаемых на разных его уровнях <5>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Необходимо отметить, что положения СанПиН, ставшие предметом судебного контроля, не управомочивали водопользователей на сброс сточных вод в некоторые водные объекты, так как содержали в себе только нормативный запрет на такие действия. Нормативное "разрешение" заключалось в том, что поведение за пределами общего запрета на сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам, оставалось для водопользователей свободным в результате действия принципа "все, что не запрещено, разрешено". По существу, налицо было бездействие субъекта правотворчества (Главного государственного санитарного врача Российской Федерации), который был обязан установить более широкий запрет. Апелляционная коллегия ВС РФ, аннулировав проверенные положения в "разрешительной" части, дала обязательное распространительное толкование спорных фрагментов двух СанПиН.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Необходимо отметить, что положения СанПиН, ставшие предметом судебного контроля, не управомочивали водопользователей на сброс сточных вод в некоторые водные объекты, так как содержали в себе только нормативный запрет на такие действия. Нормативное "разрешение" заключалось в том, что поведение за пределами общего запрета на сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам, оставалось для водопользователей свободным в результате действия принципа "все, что не запрещено, разрешено". По существу, налицо было бездействие субъекта правотворчества (Главного государственного санитарного врача Российской Федерации), который был обязан установить более широкий запрет. Апелляционная коллегия ВС РФ, аннулировав проверенные положения в "разрешительной" части, дала обязательное распространительное толкование спорных фрагментов двух СанПиН.
Статья: О понятии "инвестор"
(Лаптева А.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Прежде всего, в многочисленных законах отсутствует терминологическое единообразие - одно из условий правильного уяснения любого юридического понятия. Вероятно, поэтому субъект правотворчества устанавливает ограниченную область применения легальных дефиниций понятия "инвестор". Полагаем, что во избежание произвольного толкования этого термина законодателю следует избрать основную идею для его легальной дефиниции (например, "лицо, осуществляющее вложение"), а в специальных нормативных актах развивать ее с учетом специфики конкретного вида инвестиционной деятельности.
(Лаптева А.М.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Прежде всего, в многочисленных законах отсутствует терминологическое единообразие - одно из условий правильного уяснения любого юридического понятия. Вероятно, поэтому субъект правотворчества устанавливает ограниченную область применения легальных дефиниций понятия "инвестор". Полагаем, что во избежание произвольного толкования этого термина законодателю следует избрать основную идею для его легальной дефиниции (например, "лицо, осуществляющее вложение"), а в специальных нормативных актах развивать ее с учетом специфики конкретного вида инвестиционной деятельности.
Статья: Финансовая культура как составная часть бюджетно-правового статуса гражданина
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Более того, следуя доктринальному подходу, согласно которому субъекты, задействованные в процессе создания финансово-правовой нормы, выступают субъектами правотворчества в сфере публичных финансов <15>, в силу обстоятельства, предусматривающего, что итогом данной деятельности граждан является принятие законодательного акта, в обозначенном контексте следует также говорить о возможности идентификации граждан в качестве субъектов правотворчества.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Более того, следуя доктринальному подходу, согласно которому субъекты, задействованные в процессе создания финансово-правовой нормы, выступают субъектами правотворчества в сфере публичных финансов <15>, в силу обстоятельства, предусматривающего, что итогом данной деятельности граждан является принятие законодательного акта, в обозначенном контексте следует также говорить о возможности идентификации граждан в качестве субъектов правотворчества.
Статья: Теория правотворчества
(Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Принцип законности. Данный принцип означает, что все действия субъектов правотворчества должны основываться на законах (нормативных правовых актах). Предполагается четкое и неукоснительное следование установленному порядку принятия нормативных правовых актов, т.е. все действия должны производиться в соответствии с установленной процедурой и только в рамках имеющейся компетенции определенного субъекта. Принятый нормативный правовой акт должен иметь соответствующую форму и не должен противоречить иным действующим актам, если он не вносит в них изменения. При этом должна соблюдаться иерархия принимаемых нормативных правовых актов.
(Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Принцип законности. Данный принцип означает, что все действия субъектов правотворчества должны основываться на законах (нормативных правовых актах). Предполагается четкое и неукоснительное следование установленному порядку принятия нормативных правовых актов, т.е. все действия должны производиться в соответствии с установленной процедурой и только в рамках имеющейся компетенции определенного субъекта. Принятый нормативный правовой акт должен иметь соответствующую форму и не должен противоречить иным действующим актам, если он не вносит в них изменения. При этом должна соблюдаться иерархия принимаемых нормативных правовых актов.
Статья: О соотношении терминов "экспериментальный правовой режим" и "правовой эксперимент"
(Андронова Т.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)- существенное отличие ЭПР от правового эксперимента состоит в том, что последний реализуется компетентным субъектом правотворчества, а ЭПР функционирует в рамках действия нормативного правового акта;
(Андронова Т.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)- существенное отличие ЭПР от правового эксперимента состоит в том, что последний реализуется компетентным субъектом правотворчества, а ЭПР функционирует в рамках действия нормативного правового акта;
Статья: Культура правотворчества как фактор эффективности реализации нормативных правовых актов
(Степанов П.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Идея права определяется системой ценностей, которые программируют поведение людей и трансформируются в процессе эволюции социума <4>. Применение идеального подхода предполагает наличие особенностей глубинного анализа природы правовых явлений, сущности права, "выявления связи и зависимости развивающейся правовой системы, выяснения, в какой степени ее прошлое детерминирует настоящее, а настоящее - будущее" <5>. Он становится предпосылкой познания закономерностей развития правовых явлений, прогнозирования и планирования основных направлений правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Значимой характеристикой правовой культуры субъекта правотворчества в этом отношении является умение выразить в тексте нормативного правового акта сложившееся общественное правосознание, отграничить в нем здравые и согласные с идеей права моменты от заблуждений, правильно отредактировать нормативный правовой акт и обеспечить его взаимосвязь со всей системой действующего права <6>. Таким образом, идеальная составляющая служит необходимой основой научного теоретического знания о закономерностях развития системы правового регулирования, которая позволяет установить в том числе и культурные предпосылки соответствующих явлений, определить возможные направления для их совершенствования.
(Степанов П.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Идея права определяется системой ценностей, которые программируют поведение людей и трансформируются в процессе эволюции социума <4>. Применение идеального подхода предполагает наличие особенностей глубинного анализа природы правовых явлений, сущности права, "выявления связи и зависимости развивающейся правовой системы, выяснения, в какой степени ее прошлое детерминирует настоящее, а настоящее - будущее" <5>. Он становится предпосылкой познания закономерностей развития правовых явлений, прогнозирования и планирования основных направлений правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Значимой характеристикой правовой культуры субъекта правотворчества в этом отношении является умение выразить в тексте нормативного правового акта сложившееся общественное правосознание, отграничить в нем здравые и согласные с идеей права моменты от заблуждений, правильно отредактировать нормативный правовой акт и обеспечить его взаимосвязь со всей системой действующего права <6>. Таким образом, идеальная составляющая служит необходимой основой научного теоретического знания о закономерностях развития системы правового регулирования, которая позволяет установить в том числе и культурные предпосылки соответствующих явлений, определить возможные направления для их совершенствования.
Статья: Александр Магнус Фромгольд фон Рейц об обычном праве (источниковедческий анализ статьи Gewohnheitsrecht und Codification in Russland)
(Огорелкова В.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Так, автором анализируемой статьи приводится алгоритм создания эффективных законов, который особенно актуален в наше время, когда законотворческая деятельность достигла небывалых масштабов. Количество принимаемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законов каждый год увеличивается. Только в 2023 г. было принято 694 закона, что стало рекордом в сравнении с предыдущими годами <12>. Такая правотворческая активность вызывает вопросы как у представителей власти, так и у научного сообщества [11] <13>. Стоит отметить, что современные ученые называют в числе основных проблем те, о которых писал еще А.М.Ф. фон Рейц. Например, В.А. Винокуров отмечает следующие: низкое качество законопроектной работы, отсутствие у субъектов правотворчества всей полноты информации о процессах, протекающих в обществе, избыточную правотворческую активность, отсутствие связи законопроектов с интересами населения и проблемы внесения законопроектов, не соответствующих объективным потребностям общества и государства, необходимость грамотного изложения нормативных правовых актов [12, с. 175].
(Огорелкова В.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Так, автором анализируемой статьи приводится алгоритм создания эффективных законов, который особенно актуален в наше время, когда законотворческая деятельность достигла небывалых масштабов. Количество принимаемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законов каждый год увеличивается. Только в 2023 г. было принято 694 закона, что стало рекордом в сравнении с предыдущими годами <12>. Такая правотворческая активность вызывает вопросы как у представителей власти, так и у научного сообщества [11] <13>. Стоит отметить, что современные ученые называют в числе основных проблем те, о которых писал еще А.М.Ф. фон Рейц. Например, В.А. Винокуров отмечает следующие: низкое качество законопроектной работы, отсутствие у субъектов правотворчества всей полноты информации о процессах, протекающих в обществе, избыточную правотворческую активность, отсутствие связи законопроектов с интересами населения и проблемы внесения законопроектов, не соответствующих объективным потребностям общества и государства, необходимость грамотного изложения нормативных правовых актов [12, с. 175].
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<7> См. подробнее об особенностях правореализации в сфере публичных финансов: Субъекты правотворчества и правореализации в сфере публичных финансов: монография / под ред. Н.А. Поветкиной; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Проспект, 2024. 296 с.
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<7> См. подробнее об особенностях правореализации в сфере публичных финансов: Субъекты правотворчества и правореализации в сфере публичных финансов: монография / под ред. Н.А. Поветкиной; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Проспект, 2024. 296 с.
Статья: О правотворческом усмотрении как психолого-юридическом истоке права
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Посредством метода парных категорий и принципа детерминизма установлена корреляция истоков и форм права, в рамках которой истоки права имеют значение детерминанты объективного права. Предлагается дополнить перечень истоков права, включив в него психолого-юридические истоки, объединяющие в своем составе элементы правосознания субъектов правотворчества.
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Посредством метода парных категорий и принципа детерминизма установлена корреляция истоков и форм права, в рамках которой истоки права имеют значение детерминанты объективного права. Предлагается дополнить перечень истоков права, включив в него психолого-юридические истоки, объединяющие в своем составе элементы правосознания субъектов правотворчества.