Субъекты правотворческой инициативы
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты правотворческой инициативы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уличные комитеты - форма участия населения в осуществлении местного самоуправления
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Уникальным правом наделены уличные комитеты Псковской области: выступать субъектами правотворческой инициативы. Члены уличного комитета от имени комитета или жителей, проживающих на территории деятельности комитета, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, направлять свои рекомендации и предложения по проектам нормативных правовых актов местного самоуправления <31>.
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Уникальным правом наделены уличные комитеты Псковской области: выступать субъектами правотворческой инициативы. Члены уличного комитета от имени комитета или жителей, проживающих на территории деятельности комитета, вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, направлять свои рекомендации и предложения по проектам нормативных правовых актов местного самоуправления <31>.
Статья: Экспертиза нормативных правовых актов (проектов) как институт российского законодательства: теоретико-правовой аспект исследования
(Колоткина О.А., Ягофарова И.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)- обязать субъектов правотворческой инициативы размещать результаты различных видов экспертиз (за исключением актов в сфере обеспечения национальной безопасности) на своем официальном сайте.
(Колоткина О.А., Ягофарова И.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)- обязать субъектов правотворческой инициативы размещать результаты различных видов экспертиз (за исключением актов в сфере обеспечения национальной безопасности) на своем официальном сайте.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Проекты нормативных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4. Проекты нормативных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья: Общая характеристика цели в праве
(Гурьянова В.В., Чулюкин Л.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Цель правотворческого органа при этом может осуществиться, если она сообразуется с объективными условиями, закономерностями и возможностями, т.е. является истинной, хотя в философской литературе высказывается сомнение по поводу того, что истинность является характеристикой цели [49, с. 119]. Вместе с тем стоит отметить обоснованность положений тех авторов, которые высказывают противоположное мнение [13, с. 397; 52, с. 151; 64, с. 12 и др.]. В условиях усложнения общественных отношений и возникающих проблем в области соотношения международного и внутригосударственного права, проведения лоббирующими группами своих частных интересов усиливается внимание к истинности целей, выдвигаемых субъектами правотворческой инициативы.
(Гурьянова В.В., Чулюкин Л.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 1)Цель правотворческого органа при этом может осуществиться, если она сообразуется с объективными условиями, закономерностями и возможностями, т.е. является истинной, хотя в философской литературе высказывается сомнение по поводу того, что истинность является характеристикой цели [49, с. 119]. Вместе с тем стоит отметить обоснованность положений тех авторов, которые высказывают противоположное мнение [13, с. 397; 52, с. 151; 64, с. 12 и др.]. В условиях усложнения общественных отношений и возникающих проблем в области соотношения международного и внутригосударственного права, проведения лоббирующими группами своих частных интересов усиливается внимание к истинности целей, выдвигаемых субъектами правотворческой инициативы.
Статья: О некоторых актуальных проблемах совершенствования общественного контроля в Российской Федерации
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)С 2013 г. в стране начал функционировать Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 федеральные органы исполнительной власти - разработчики проектов размещают проекты на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Поступающие по ним предложения в обязательном порядке оцениваются и учитываются субъектами правотворческой инициативы.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)С 2013 г. в стране начал функционировать Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2012 г. N 851 федеральные органы исполнительной власти - разработчики проектов размещают проекты на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Поступающие по ним предложения в обязательном порядке оцениваются и учитываются субъектами правотворческой инициативы.
Статья: Правовое регулирование использования прилегающих территорий: вопросы теории и практики
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Указанные дискуссии и правовые нормы получили отражение и в судебной практике. Так, акционерное общество "Уралосибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями к Челябинской городской Думе в связи с неисполнением ею обязанности по установлению в Правилах благоустройства города Челябинска порядка предоставления и закрепления прилегающих территорий с целью их содержания за ответственными за эксплуатацию зданий, строений, сооружений лицами. Заявитель полагал, что органами местного самоуправления должен быть утвержден порядок предоставления территории и определения уполномочивающих на содержание прилегающей территории документов, без которых реализация императивных норм, регулирующих участие хозяйствующих субъектов в содержании и благоустройстве территорий, не представляется возможной. Однако суды посчитали доводы о том, что органы местного самоуправления должны утвердить порядок предоставления территории, определения уполномочивающих на ее содержание документов, основанными на неверном толковании законодательства, указав, что заявленные истцом требования направлены на вмешательство в деятельность представительного органа местной власти - городской Думы, а также что утверждения заявителя фактически сводятся к несогласию со степенью детализации правового регулирования, что является основанием для обращения к субъекту правотворческой инициативы с целью модификации соответствующих правовых норм <9>.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Працко Г.С.)
("Юрист", 2023, N 9)Указанные дискуссии и правовые нормы получили отражение и в судебной практике. Так, акционерное общество "Уралосибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями к Челябинской городской Думе в связи с неисполнением ею обязанности по установлению в Правилах благоустройства города Челябинска порядка предоставления и закрепления прилегающих территорий с целью их содержания за ответственными за эксплуатацию зданий, строений, сооружений лицами. Заявитель полагал, что органами местного самоуправления должен быть утвержден порядок предоставления территории и определения уполномочивающих на содержание прилегающей территории документов, без которых реализация императивных норм, регулирующих участие хозяйствующих субъектов в содержании и благоустройстве территорий, не представляется возможной. Однако суды посчитали доводы о том, что органы местного самоуправления должны утвердить порядок предоставления территории, определения уполномочивающих на ее содержание документов, основанными на неверном толковании законодательства, указав, что заявленные истцом требования направлены на вмешательство в деятельность представительного органа местной власти - городской Думы, а также что утверждения заявителя фактически сводятся к несогласию со степенью детализации правового регулирования, что является основанием для обращения к субъекту правотворческой инициативы с целью модификации соответствующих правовых норм <9>.
Статья: Трансформация демократии в России: от представительных форм к делиберативным (правовая экспликация)
(Сенникова Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Помимо правомочия предложить общественную инициативу на портале roi.ru, законодательство Российской Федерации предусматривает возможность вовлечения граждан в процесс анализа законопроектов на различных стадиях их разработки по инициативе законодателей или субъектов правотворческой инициативы. Так, порядок работы Государственной Думы <8> включает норму о всенародном обсуждении законопроектов после их утверждения в первом чтении, однако процесс его реализации не регламентирован, а сама процедура не практикуется.
(Сенникова Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Помимо правомочия предложить общественную инициативу на портале roi.ru, законодательство Российской Федерации предусматривает возможность вовлечения граждан в процесс анализа законопроектов на различных стадиях их разработки по инициативе законодателей или субъектов правотворческой инициативы. Так, порядок работы Государственной Думы <8> включает норму о всенародном обсуждении законопроектов после их утверждения в первом чтении, однако процесс его реализации не регламентирован, а сама процедура не практикуется.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Кроме того, регламенты некоторых представительных органов (например, Курганской городской Думы, Совета депутатов города Новосибирска) закрепляют возможность создания согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между представительным органом и субъектом правотворческой инициативы, внесшим проект правового акта.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)Кроме того, регламенты некоторых представительных органов (например, Курганской городской Думы, Совета депутатов города Новосибирска) закрепляют возможность создания согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между представительным органом и субъектом правотворческой инициативы, внесшим проект правового акта.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, достигших возраста 18 лет, численностью не выше 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Субъекты инициативного проекта: 1) группа не менее 10 граждан, которые должны отвечать критериям достижения возраста 16 лет и проживать на территории соответствующего муниципального образования; 2) органы территориального общественного самоуправления; 3) староста населенного пункта. Представительный орган муниципального образования вправе принять нормативный правовой акт, которым расширить круг инициаторов за счет иных лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Субъектом правотворческой инициативы является инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, достигших возраста 18 лет, численностью не выше 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Субъекты инициативного проекта: 1) группа не менее 10 граждан, которые должны отвечать критериям достижения возраста 16 лет и проживать на территории соответствующего муниципального образования; 2) органы территориального общественного самоуправления; 3) староста населенного пункта. Представительный орган муниципального образования вправе принять нормативный правовой акт, которым расширить круг инициаторов за счет иных лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.