Субъекты национальной платежной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты национальной платежной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 135.2 "Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, ознакомившись с материалами дела, не согласился с позицией налоговой службы, поскольку банком с незначительным пропуском срока был направлен в инспекцию большой объем сообщений. Как пояснил банк, масштабное увеличение количества операций связано с тем, что ряд российских банков попал под санкции и более не мог оказывать физическим лицам услугу "Мобильный платеж", что привело к неравномерному распределению указанного объема операций на банк в качестве субъекта национальной платежной системы. Кроме того, банк столкнулся со значительными ограничениями, которые повлияли на перестройку текущей работы в целом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, ознакомившись с материалами дела, не согласился с позицией налоговой службы, поскольку банком с незначительным пропуском срока был направлен в инспекцию большой объем сообщений. Как пояснил банк, масштабное увеличение количества операций связано с тем, что ряд российских банков попал под санкции и более не мог оказывать физическим лицам услугу "Мобильный платеж", что привело к неравномерному распределению указанного объема операций на банк в качестве субъекта национальной платежной системы. Кроме того, банк столкнулся со значительными ограничениями, которые повлияли на перестройку текущей работы в целом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава 3. СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Запрещается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, субъектами национальной платежной системы товаров, работ, услуг, имущественных прав использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет", для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8. Запрещается при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, публично-правовыми компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, субъектами национальной платежной системы товаров, работ, услуг, имущественных прав использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет", для передачи платежных документов и (или) предоставления информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, сведения, необходимые для осуществления платежей и (или) сведения о счетах (вкладах) граждан Российской Федерации в банках.
Статья: О "виртуализации" платежных услуг в национальной платежной системе России
(Хоменко Е.Г.)
("Банковское право", 2020, N 6)Поскольку все субъекты национальной платежной системы, включая и операторов платежных систем, в большей или меньшей степени основывают свою деятельность на достижениях в электронном мире, "виртуализация" национальной платежной системы характерна для всех трех видов платежных услуг. Она проявляется и в деятельности структурных элементов национальной платежной системы - платежных системах. Внедряются информационно-коммуникационные технологии, финансовые платформы, платежные приложения и т.п. Активно используются электронные носители информации, в том числе платежные карты, а также иные технические устройства.
(Хоменко Е.Г.)
("Банковское право", 2020, N 6)Поскольку все субъекты национальной платежной системы, включая и операторов платежных систем, в большей или меньшей степени основывают свою деятельность на достижениях в электронном мире, "виртуализация" национальной платежной системы характерна для всех трех видов платежных услуг. Она проявляется и в деятельности структурных элементов национальной платежной системы - платежных системах. Внедряются информационно-коммуникационные технологии, финансовые платформы, платежные приложения и т.п. Активно используются электронные носители информации, в том числе платежные карты, а также иные технические устройства.
Ситуация: Когда нужно подать декларацию 3-НДФЛ и уплатить налог?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, банки, а также операторы связи, в рамках осуществления переводов денежных средств физическим лицам по доходам в виде вознаграждений, за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, осуществленные в сети Интернет (в том числе при выполнении определенных условий);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, банки, а также операторы связи, в рамках осуществления переводов денежных средств физическим лицам по доходам в виде вознаграждений, за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленные права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, осуществленные в сети Интернет (в том числе при выполнении определенных условий);
Статья: Положение Банка России N 850-П: анализируем изменение требований к обеспечению операционной надежности
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 2)<6> Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.5-2023 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Управление инцидентами, связанными с реализацией информационных угроз, и инцидентами операционной надежности. О формах и сроках взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и субъектами национальной платежной системы при выявлении инцидентов, связанных с реализацией информационных угроз, и инцидентов операционной надежности".
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 2)<6> Стандарт Банка России СТО БР БФБО-1.5-2023 "Безопасность финансовых (банковских) операций. Управление инцидентами, связанными с реализацией информационных угроз, и инцидентами операционной надежности. О формах и сроках взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и субъектами национальной платежной системы при выявлении инцидентов, связанных с реализацией информационных угроз, и инцидентов операционной надежности".
Готовое решение: Как проводятся идентификация и аутентификация с помощью единой биометрической системы (ЕБС)
(КонсультантПлюс, 2025)ЕСИА может использоваться в том числе для предоставления по запросу госорганов, органов местного самоуправления, Банка России, банков, иных кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, которые осуществляют указанные в ч. 1 ст. 76.1 Закона о Банке России виды деятельности, субъектов национальной платежной системы, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, иных организаций, ИП и нотариусов в установленных случаях, сведений, размещенных в этой системе, о физическом лице, для идентификации и (или) аутентификации физлица в соответствии со ст. ст. 9 и 10 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ (пп. "з" п. 3, п. 20 Правил использования ЕСИА, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 584).
(КонсультантПлюс, 2025)ЕСИА может использоваться в том числе для предоставления по запросу госорганов, органов местного самоуправления, Банка России, банков, иных кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, которые осуществляют указанные в ч. 1 ст. 76.1 Закона о Банке России виды деятельности, субъектов национальной платежной системы, лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, иных организаций, ИП и нотариусов в установленных случаях, сведений, размещенных в этой системе, о физическом лице, для идентификации и (или) аутентификации физлица в соответствии со ст. ст. 9 и 10 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ (пп. "з" п. 3, п. 20 Правил использования ЕСИА, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 584).
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В целях настоящего пункта не признаются налоговыми агентами организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, банки, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в рамках осуществления переводов денежных средств по доходам в виде вознаграждений, указанных в пп. 6.3 п. 1 или пп. 6.1 п. 3 ст. 208 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В целях настоящего пункта не признаются налоговыми агентами организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, банки, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в рамках осуществления переводов денежных средств по доходам в виде вознаграждений, указанных в пп. 6.3 п. 1 или пп. 6.1 п. 3 ст. 208 НК РФ.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Значительный объем информации аккумулируется в информационных системах и платформах ФНС России: информация о каждом налогоплательщике, регистрационных действиях, финансовом состоянии, начислении и уплате налогов, результатах проведения камеральных и выездных налоговых проверок, первичных документах бухгалтерского учета при проведении налогового мониторинга, субсидированных кредитах, предоставляемых для развития отдельных отраслей народного хозяйства, применения мер налоговой ответственности, мер административной ответственности в случае дисквалификации органов управления. В информационных системах Банка России содержится значительный объем информации о деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организациях, саморегулируемых организациях, подконтрольных Банку России, субъектах национальной платежной системы, движении денежных средств, применяемых мерах ответственности и иная. Росфинмониторинг осуществляет сбор информации о совершении сделок, отвечающих критериям, требующих контроля. В настоящее время вся указанная выше информация хранится разрозненно и используется непосредственно органом, право на сбор которой предоставлен в рамках возложенных на него полномочий. Она становится источником для принятия управленческих решений, экспертно-аналитической деятельности, которая в дальнейшем используется и для совершенствования законодательства РФ, применения мер, направленных на предупреждение совершения финансовых нарушений.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Значительный объем информации аккумулируется в информационных системах и платформах ФНС России: информация о каждом налогоплательщике, регистрационных действиях, финансовом состоянии, начислении и уплате налогов, результатах проведения камеральных и выездных налоговых проверок, первичных документах бухгалтерского учета при проведении налогового мониторинга, субсидированных кредитах, предоставляемых для развития отдельных отраслей народного хозяйства, применения мер налоговой ответственности, мер административной ответственности в случае дисквалификации органов управления. В информационных системах Банка России содержится значительный объем информации о деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организациях, саморегулируемых организациях, подконтрольных Банку России, субъектах национальной платежной системы, движении денежных средств, применяемых мерах ответственности и иная. Росфинмониторинг осуществляет сбор информации о совершении сделок, отвечающих критериям, требующих контроля. В настоящее время вся указанная выше информация хранится разрозненно и используется непосредственно органом, право на сбор которой предоставлен в рамках возложенных на него полномочий. Она становится источником для принятия управленческих решений, экспертно-аналитической деятельности, которая в дальнейшем используется и для совершенствования законодательства РФ, применения мер, направленных на предупреждение совершения финансовых нарушений.
Статья: Изменения регулирования в области защиты информации: Банк России обновляет нормативную базу
(Свинцицкий А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)4. Утверждены/уточнены требования к отчетности в части реализованных мер защиты информации для субъектов национальной платежной системы:
(Свинцицкий А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)4. Утверждены/уточнены требования к отчетности в части реализованных мер защиты информации для субъектов национальной платежной системы:
Готовое решение: Какие меры по защите персональных данных работников должны приниматься при обработке этих данных
(КонсультантПлюс, 2025)субъектами национальной платежной системы.
(КонсультантПлюс, 2025)субъектами национальной платежной системы.
Статья: История становления и развития правового регулирования национальной платежной системы Российской Федерации
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)В статье рассматривается история становления и развития правового регулирования национальной платежной системы. Автор отмечает, что несмотря на тот факт, что, понятие национальной платежной системы на законодательном уровне было закреплено сравнительно недавно, она начала формироваться задолго до принятия профильного закона. Развитие национальной платежной системы опосредуется формированием системы финансовых учреждений, ответственных за проведение платежей (расчетных (клиринговых) палат, кредитных организаций и т.д.), эволюцией форм расчетов, а также внедрением технологий, способных обеспечить обслуживание массовых платежей. Отмечается, что бурный экономический рост, характерный для начала XX в., привел к тому, что в дореволюционный период появляются первые формы относительно массовых безналичных расчетов (чему также способствует развитие банковских контор и появление телеграфной связи). В первые годы существования советской власти платежная инфраструктура была национализирована, что стало немаловажным фактором укрепления административно-командной экономики. Современный период развития правового регулирования национальной платежной системы характеризуется: принятием основного закона, регулирующего соответствующую сферу общественных отношений, а также наличием разветвленной системы подзаконных нормативных правовых актов; дифференциацией подходов к правовому регулированию различных платежных систем; учетом лучших зарубежных практик в данной области; эффективной системой надзора и наблюдения за субъектами национальной платежной системы.
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)В статье рассматривается история становления и развития правового регулирования национальной платежной системы. Автор отмечает, что несмотря на тот факт, что, понятие национальной платежной системы на законодательном уровне было закреплено сравнительно недавно, она начала формироваться задолго до принятия профильного закона. Развитие национальной платежной системы опосредуется формированием системы финансовых учреждений, ответственных за проведение платежей (расчетных (клиринговых) палат, кредитных организаций и т.д.), эволюцией форм расчетов, а также внедрением технологий, способных обеспечить обслуживание массовых платежей. Отмечается, что бурный экономический рост, характерный для начала XX в., привел к тому, что в дореволюционный период появляются первые формы относительно массовых безналичных расчетов (чему также способствует развитие банковских контор и появление телеграфной связи). В первые годы существования советской власти платежная инфраструктура была национализирована, что стало немаловажным фактором укрепления административно-командной экономики. Современный период развития правового регулирования национальной платежной системы характеризуется: принятием основного закона, регулирующего соответствующую сферу общественных отношений, а также наличием разветвленной системы подзаконных нормативных правовых актов; дифференциацией подходов к правовому регулированию различных платежных систем; учетом лучших зарубежных практик в данной области; эффективной системой надзора и наблюдения за субъектами национальной платежной системы.