Субъекты антикоррупционной экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты антикоррупционной экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)После утверждения в 2009 г. Постановлениями Правительства N 195 и 196 Правил и Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов и иных документов антикоррупционная экспертиза была внедрена на системной основе. Названные Правила и Методика регламентировали процедуры осуществления независимой экспертизы на коррупциогенность. Однако нельзя не отметить ряд имевшихся недостатков в этих документах: объектами антикоррупционной экспертизы являлись только проекты нормативных правовых документов и иных документов; субъектами антикоррупционной экспертизы являлись Министерство юстиции Российской Федерации и независимые эксперты; антикоррупционная экспертиза затрагивала лишь федеральный уровень регулирования.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)После утверждения в 2009 г. Постановлениями Правительства N 195 и 196 Правил и Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов и иных документов антикоррупционная экспертиза была внедрена на системной основе. Названные Правила и Методика регламентировали процедуры осуществления независимой экспертизы на коррупциогенность. Однако нельзя не отметить ряд имевшихся недостатков в этих документах: объектами антикоррупционной экспертизы являлись только проекты нормативных правовых документов и иных документов; субъектами антикоррупционной экспертизы являлись Министерство юстиции Российской Федерации и независимые эксперты; антикоррупционная экспертиза затрагивала лишь федеральный уровень регулирования.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Анализируя практические аспекты реализации прокурорами полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, нельзя не затронуть проблемы, которые существуют в данной сфере. Так, О.А. Бородина указывает на нечеткость механизма реализации института антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов <18>, что выражается в нечеткости регулирования взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы (взаимодействие прокуроров с независимыми экспертами, с правотворческими органами и с органами юстиции).
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Анализируя практические аспекты реализации прокурорами полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов, нельзя не затронуть проблемы, которые существуют в данной сфере. Так, О.А. Бородина указывает на нечеткость механизма реализации института антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов <18>, что выражается в нечеткости регулирования взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы (взаимодействие прокуроров с независимыми экспертами, с правотворческими органами и с органами юстиции).
Нормативные акты
Приказ Минюста России от 01.04.2010 N 77
(ред. от 30.09.2015)
"Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2010 N 16868)Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2010 г. N 16868
(ред. от 30.09.2015)
"Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2010 N 16868)Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2010 г. N 16868
Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581
(ред. от 17.11.2025)
"Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"2.22. При реализации полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
(ред. от 17.11.2025)
"Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"2.22. При реализации полномочий наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность в порядке, предусмотренном Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
Статья: Эффективность института антикоррупционной экспертизы: опыт Ульяновской области
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Статья 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" закрепляет важнейший правовой инструмент - это антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов <1>. Свое развитие он получил в нормах Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <2> сразу после ратификации Конвенции ООН против коррупции <3>. По мнению Е.Б. Голованова и Л.М. Михалиной, антикоррупционная экспертиза относится к "профессионально-превентивной деятельности" органов власти всех уровней и призвана предотвращать возникновение коррупциогенных ситуаций <4>. Законодательно закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществляется не менее двух раз: при рассмотрении проекта и уже на стадии правоприменения. Как известно, субъектами, уполномоченными осуществлять антикоррупционную экспертизу, являются правотворческие органы, органы прокуратуры и юстиции, а также институты гражданского общества и, собственно, граждане РФ.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)Статья 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" закрепляет важнейший правовой инструмент - это антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов <1>. Свое развитие он получил в нормах Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <2> сразу после ратификации Конвенции ООН против коррупции <3>. По мнению Е.Б. Голованова и Л.М. Михалиной, антикоррупционная экспертиза относится к "профессионально-превентивной деятельности" органов власти всех уровней и призвана предотвращать возникновение коррупциогенных ситуаций <4>. Законодательно закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществляется не менее двух раз: при рассмотрении проекта и уже на стадии правоприменения. Как известно, субъектами, уполномоченными осуществлять антикоррупционную экспертизу, являются правотворческие органы, органы прокуратуры и юстиции, а также институты гражданского общества и, собственно, граждане РФ.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Самой распространенной в этой группе проблем остается нечеткость регулирования взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы <17>. Прокуроры отмечают затруднительность взаимодействия, в первую очередь с независимыми экспертами (60 прокурорских работников высказались об этом, 28,8%), затем - с правотворческими органами (48, или 23%) и с органами юстиции (40, или 19%). Для независимых экспертов затруднительно в первую очередь взаимодействие с правотворческими органами (35, или 31,5%). Такой приоритет связан с установленным порядком <18> направления заключений по результатам независимой экспертизы - в правотворческий орган (кроме органов местного самоуправления, порядок направления заключений в которые он не регламентирует).
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Самой распространенной в этой группе проблем остается нечеткость регулирования взаимодействия субъектов антикоррупционной экспертизы <17>. Прокуроры отмечают затруднительность взаимодействия, в первую очередь с независимыми экспертами (60 прокурорских работников высказались об этом, 28,8%), затем - с правотворческими органами (48, или 23%) и с органами юстиции (40, или 19%). Для независимых экспертов затруднительно в первую очередь взаимодействие с правотворческими органами (35, или 31,5%). Такой приоритет связан с установленным порядком <18> направления заключений по результатам независимой экспертизы - в правотворческий орган (кроме органов местного самоуправления, порядок направления заключений в которые он не регламентирует).
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов: актуальные проблемы и возможные пути их разрешения
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Л.А. Жигун подчеркивает, что "в анализе эффективности противодействия коррупции необходимо исходить из того, что она зависит от активности деятельности уполномоченных на это органов" <3>. В качестве субъектов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определяет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, на это управомочены и сами органы местного самоуправления, принимающие муниципальные правовые акты, а также независимые эксперты <4>.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Л.А. Жигун подчеркивает, что "в анализе эффективности противодействия коррупции необходимо исходить из того, что она зависит от активности деятельности уполномоченных на это органов" <3>. В качестве субъектов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определяет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, на это управомочены и сами органы местного самоуправления, принимающие муниципальные правовые акты, а также независимые эксперты <4>.