Субъекты административной юрисдикции
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты административной юрисдикции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 30.17 "Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП РФ"Исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 и пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов) возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь тому субъекту административной юрисдикции, который является уполномоченным на рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.31.1 "Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" КоАП РФ"Следовательно, ОАО "РЖД", совершив в результате действия и бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)"Административное право и процесс", 2024, N 8
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)"Административное право и процесс", 2024, N 8
Нормативные акты
"Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"4. Субъекты административной юрисдикции
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Исходя из взаимосвязанных положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов) возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь тому субъекту административной юрисдикции, который является уполномоченным на рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Исходя из взаимосвязанных положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ следует, что при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов) возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь тому субъекту административной юрисдикции, который является уполномоченным на рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Напомним, что принципиальным моментом в правовой доктрине советского периода являлось наличие двух подходов к пониманию субъектов административной юрисдикции: узкого (управленческого) и широкого. Сторонники узкого подхода (Н.Г. Салищева <1>, В.А. Юсупов <2>, Ю.М. Козлов <3>, В.А. Иванов <4>, О.М. Якуба <5>, Д.С. Сусло <6>), который являлся доминирующим, сводили административную юрисдикцию к исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, категорически отрицая возможность существования ее судебной формы. В обоснование указанной точки зрения они ссылались на наличие действовавших в то время законодательных норм, предусматривающих только два вида правосудия (по уголовным и гражданским делам) <7>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Напомним, что принципиальным моментом в правовой доктрине советского периода являлось наличие двух подходов к пониманию субъектов административной юрисдикции: узкого (управленческого) и широкого. Сторонники узкого подхода (Н.Г. Салищева <1>, В.А. Юсупов <2>, Ю.М. Козлов <3>, В.А. Иванов <4>, О.М. Якуба <5>, Д.С. Сусло <6>), который являлся доминирующим, сводили административную юрисдикцию к исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, категорически отрицая возможность существования ее судебной формы. В обоснование указанной точки зрения они ссылались на наличие действовавших в то время законодательных норм, предусматривающих только два вида правосудия (по уголовным и гражданским делам) <7>.
Статья: Современное развитие учения И.И. Веремеенко о воспитательной цели административного наказания за нарушения в области дорожного движения
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В этом контексте возрастает актуальность именно принципа справедливости в деятельности судьи (или других субъектов административной юрисдикции, имеющих соответствующие полномочия) на стадии принятия законного и справедливого судебного решения по делам об административных правонарушениях.
(Майоров В.И.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)В этом контексте возрастает актуальность именно принципа справедливости в деятельности судьи (или других субъектов административной юрисдикции, имеющих соответствующие полномочия) на стадии принятия законного и справедливого судебного решения по делам об административных правонарушениях.
Статья: Производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции как научное понятие
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<8> Петрухин А.А. Судьи как субъекты административной юрисдикции // Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2005. С. 160.
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<8> Петрухин А.А. Судьи как субъекты административной юрисдикции // Административная ответственность: вопросы теории и практики / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2005. С. 160.
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)- к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти;
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)- к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти;
Статья: "Мягкость" административного наказания: критерии определения в теории и практике
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В свою очередь, при рассмотрении жалоб потерпевших на мягкость примененного административного наказания субъекты административной юрисдикции оценивают: наличие отягчающих обстоятельств (повторное совершение однородного административного правонарушения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения); отсутствие смягчающих вину обстоятельств; необоснованное признание тех или иных обстоятельств смягчающими; соответствие назначенного административного штрафа размеру, указанному в санкции соответствующей статьи КоАП РФ, и др. <8>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В свою очередь, при рассмотрении жалоб потерпевших на мягкость примененного административного наказания субъекты административной юрисдикции оценивают: наличие отягчающих обстоятельств (повторное совершение однородного административного правонарушения; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения); отсутствие смягчающих вину обстоятельств; необоснованное признание тех или иных обстоятельств смягчающими; соответствие назначенного административного штрафа размеру, указанному в санкции соответствующей статьи КоАП РФ, и др. <8>.
Статья: Особенности административно-процессуального статуса судей судов общей юрисдикции в производстве по делам об административных правонарушениях: анализ процессуальных полномочий
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Помимо указанного, особое положение судей в производстве по делам об административных правонарушениях красноречиво подтверждает наличие максимально широких возможностей для процессуальной ревизии (пересмотра) вынесенных субъектами административной юрисдикции определений и постановлений, а также решений вышестоящих должностных лиц по жалобам (протестам) на состоявшиеся по данным делам решения, что отличает такой пересмотр от однократного (разового) обжалования (опротестования), имеющего место в системе административных органов.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Помимо указанного, особое положение судей в производстве по делам об административных правонарушениях красноречиво подтверждает наличие максимально широких возможностей для процессуальной ревизии (пересмотра) вынесенных субъектами административной юрисдикции определений и постановлений, а также решений вышестоящих должностных лиц по жалобам (протестам) на состоявшиеся по данным делам решения, что отличает такой пересмотр от однократного (разового) обжалования (опротестования), имеющего место в системе административных органов.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)174. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право. 1996. N 8. С. 100 - 111.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)174. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции // Государство и право. 1996. N 8. С. 100 - 111.
Статья: Виды производства по делам об административных правонарушениях
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Кроме рассмотренных дифференциаций в научной литературе встречаются деления производства по делам об административных правонарушениях на четыре соподчиненных вида. Так, по мнению С.М. Жуковой, в названном производстве в зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно выделить следующие виды: обычное (ординарное), упрощенное, ускоренное и особое. В представленном разграничении обращает на себя внимание основание выделения особого производства, которое отличается от иных видов "наличием у субъекта административной юрисдикции особых полномочий, связанных со статусом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Так, к особому производству следует отнести производство, осуществляемое в отношении несовершеннолетних лиц комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав" <8>, и ускоренное производство. Данные виды производства отграничиваются от других видов не по заявленному критерию, т.е. объему и сложности процессуальной деятельности, а по наличию у субъекта административной юрисдикции особых полномочий либо по специальным (сокращенным) срокам. Отметим, что такое деление противоречит правилу формальной логики - деление на соподчиненные виды должно производиться только по одному основанию <9>.
(Зуева Л.Ю.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Кроме рассмотренных дифференциаций в научной литературе встречаются деления производства по делам об административных правонарушениях на четыре соподчиненных вида. Так, по мнению С.М. Жуковой, в названном производстве в зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно выделить следующие виды: обычное (ординарное), упрощенное, ускоренное и особое. В представленном разграничении обращает на себя внимание основание выделения особого производства, которое отличается от иных видов "наличием у субъекта административной юрисдикции особых полномочий, связанных со статусом лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Так, к особому производству следует отнести производство, осуществляемое в отношении несовершеннолетних лиц комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав" <8>, и ускоренное производство. Данные виды производства отграничиваются от других видов не по заявленному критерию, т.е. объему и сложности процессуальной деятельности, а по наличию у субъекта административной юрисдикции особых полномочий либо по специальным (сокращенным) срокам. Отметим, что такое деление противоречит правилу формальной логики - деление на соподчиненные виды должно производиться только по одному основанию <9>.
Статья: Об административной юрисдикции судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях
(Трунова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Реально существующее сегодня законодательное установление судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях привело к усилению роли судов (в том числе мировых судей) как субъектов административной юрисдикции. Ежегодная статистика показывает, что примерно 90% административных дел рассматриваются судьями. При этом законодательные инициативы формируют устойчивую тенденцию к увеличению количества составов и усложнению трудоемкости дел, возникающих из административных правоотношений.
(Трунова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Реально существующее сегодня законодательное установление судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях привело к усилению роли судов (в том числе мировых судей) как субъектов административной юрисдикции. Ежегодная статистика показывает, что примерно 90% административных дел рассматриваются судьями. При этом законодательные инициативы формируют устойчивую тенденцию к увеличению количества составов и усложнению трудоемкости дел, возникающих из административных правоотношений.