Субъекты административного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъекты административного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административный процесс как разновидность юридического процесса
(Квитко И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Административный процесс реализуется на основе порядка, который устанавливается административно-процессуальными нормами, под которыми принято понимать правила, согласно которым осуществляют действия субъекты административного процесса, т.е. в данном случае речь идет об административно-процессуальной норме, которая характеризуется рядом специфических признаков и особенностей.
(Квитко И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Административный процесс реализуется на основе порядка, который устанавливается административно-процессуальными нормами, под которыми принято понимать правила, согласно которым осуществляют действия субъекты административного процесса, т.е. в данном случае речь идет об административно-процессуальной норме, которая характеризуется рядом специфических признаков и особенностей.
Статья: Теоретические основы организации административного процесса в деятельности МЧС России
(Новокшонов Д.В., Шеншин В.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)В представленном исследовании отмечается, что МЧС России выступает значимым субъектом административного процесса и призвано выполнять в сфере административной юрисдикции ряд функций в правоохранительной деятельности. Отмечается, что принятие должностными лицами МЧС России участия в разнообразных административных процедурах, составляющих основу административного процесса, направлено на привлечение виновных в нарушении российского законодательства лиц к административной ответственности.
(Новокшонов Д.В., Шеншин В.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)В представленном исследовании отмечается, что МЧС России выступает значимым субъектом административного процесса и призвано выполнять в сфере административной юрисдикции ряд функций в правоохранительной деятельности. Отмечается, что принятие должностными лицами МЧС России участия в разнообразных административных процедурах, составляющих основу административного процесса, направлено на привлечение виновных в нарушении российского законодательства лиц к административной ответственности.
Статья: Административно-процессуальные правоотношения: сущность и характеристика
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Ключевые слова: административный процесс, административно-процессуальные правоотношения, административно-процессуальные действия, юридические факты, субъекты административного процесса.
(Спиридонов П.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Ключевые слова: административный процесс, административно-процессуальные правоотношения, административно-процессуальные действия, юридические факты, субъекты административного процесса.
Статья: Интегративная теория административного процесса - единственно верная основа построения модели административного процесса
(Стахов А.И.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Изложенные научные подходы к пониманию административного процесса, несмотря на их противоположность, объединяет одна научная позиция: в них административный процесс отождествляется с деятельностью правоприменительных органов, а именно органов исполнительной власти, органов судебной власти, поэтому органы законодательной власти исключаются из числа субъектов, осуществляющих административный процесс. Такой научный прием, считаю, заслуживает одобрения, так как соответствует сложившимся отечественным доктринальным представлениям о субъектах, осуществляющих правоприменительный процесс. В частности, уголовный процесс отождествляется в отечественной доктрине с деятельностью суда и компетентных внесудебных правоприменительных органов (в том числе органов следствия и дознания) <3>. Гражданский процесс, по единодушному признанию ученых-юристов, осуществляется исключительно с деятельностью судов <4>.
(Стахов А.И.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Изложенные научные подходы к пониманию административного процесса, несмотря на их противоположность, объединяет одна научная позиция: в них административный процесс отождествляется с деятельностью правоприменительных органов, а именно органов исполнительной власти, органов судебной власти, поэтому органы законодательной власти исключаются из числа субъектов, осуществляющих административный процесс. Такой научный прием, считаю, заслуживает одобрения, так как соответствует сложившимся отечественным доктринальным представлениям о субъектах, осуществляющих правоприменительный процесс. В частности, уголовный процесс отождествляется в отечественной доктрине с деятельностью суда и компетентных внесудебных правоприменительных органов (в том числе органов следствия и дознания) <3>. Гражданский процесс, по единодушному признанию ученых-юристов, осуществляется исключительно с деятельностью судов <4>.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)С точки зрения общей теории права ненормативный административно-правовой акт представляет собой акт применения административно-публичным субъектом в процессе осуществляемой административно-публичной деятельности норм административного и других отраслей права в отношении неопределенного круга физических лиц и (или) организаций либо в отношении индивидуально определенных физических лиц и (или) организаций, являющихся участниками конкретных административных и связанных с ними административно-процессуальных отношений.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)С точки зрения общей теории права ненормативный административно-правовой акт представляет собой акт применения административно-публичным субъектом в процессе осуществляемой административно-публичной деятельности норм административного и других отраслей права в отношении неопределенного круга физических лиц и (или) организаций либо в отношении индивидуально определенных физических лиц и (или) организаций, являющихся участниками конкретных административных и связанных с ними административно-процессуальных отношений.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Глава 4 КАС РФ посвящена лицам, участвующим в деле, и другим участникам судебного процесса. Следует отметить, что согласно общепризнанной классификации к субъектам административного процесса относят суд, лиц, участвующих в деле, а также иных участников судебного процесса, которых часто именуют лицами, содействующими осуществлению правосудия.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. Глава 4 КАС РФ посвящена лицам, участвующим в деле, и другим участникам судебного процесса. Следует отметить, что согласно общепризнанной классификации к субъектам административного процесса относят суд, лиц, участвующих в деле, а также иных участников судебного процесса, которых часто именуют лицами, содействующими осуществлению правосудия.
Статья: Административно-процессуальное право России: состояние, проблемы и перспективы
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Административный процесс как вид юридического процесса в научной и учебной литературе по административному праву выделяется по отраслевому признаку. Представляет собой самостоятельный вид процессуальной деятельности, урегулированный нормами административно-процессуального права, призванный обеспечить надлежащую реализацию материальных норм различных отраслей российского права по достижении предусмотренного этими нормами требуемого юридического результата. Характерными признаками административного процесса как отраслевого вида юридического процесса являются следующие: 1) субъектами административного процесса выступают органы и должностные лица публичной администрации; 2) в рамках административного процесса рассматриваются и разрешаются в соответствии с установленными законом административными и судебными процедурами подведомственные данным субъектам административные и судебно-административные дела, возникающие из административно-правовых отношений; 3) юридическая сущность административного процесса и его единое понимание безотносительно к узкому или широкому трактованию. Об этом свидетельствуют, во-первых, одна общая цель - правильное и законное разрешение конкретного дела, во-вторых, общее основание возникновения - административное дело. В данном случае понятием "административный процесс" охватывается не только деятельность органов публичной администрации по разрешению подведомственных административных дел (административно-процедурный и административно-юрисдикционный процессы), но и деятельность судов по рассмотрению в рамках административного судопроизводства судебных дел, возникающих из административных правоотношений (судебный административный процесс). Что позволяет в итоге объединить в один, единый административный процесс два самостоятельных вида правоприменительного процесса (судебный и несудебный). В этом состоит идея нового перспективного интегративного подхода к пониманию сущности административного процесса [13, с. 17; 14]. Существуют и другие концептуальные подходы к пониманию юридической сущности административного процесса.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2022, N 1)Административный процесс как вид юридического процесса в научной и учебной литературе по административному праву выделяется по отраслевому признаку. Представляет собой самостоятельный вид процессуальной деятельности, урегулированный нормами административно-процессуального права, призванный обеспечить надлежащую реализацию материальных норм различных отраслей российского права по достижении предусмотренного этими нормами требуемого юридического результата. Характерными признаками административного процесса как отраслевого вида юридического процесса являются следующие: 1) субъектами административного процесса выступают органы и должностные лица публичной администрации; 2) в рамках административного процесса рассматриваются и разрешаются в соответствии с установленными законом административными и судебными процедурами подведомственные данным субъектам административные и судебно-административные дела, возникающие из административно-правовых отношений; 3) юридическая сущность административного процесса и его единое понимание безотносительно к узкому или широкому трактованию. Об этом свидетельствуют, во-первых, одна общая цель - правильное и законное разрешение конкретного дела, во-вторых, общее основание возникновения - административное дело. В данном случае понятием "административный процесс" охватывается не только деятельность органов публичной администрации по разрешению подведомственных административных дел (административно-процедурный и административно-юрисдикционный процессы), но и деятельность судов по рассмотрению в рамках административного судопроизводства судебных дел, возникающих из административных правоотношений (судебный административный процесс). Что позволяет в итоге объединить в один, единый административный процесс два самостоятельных вида правоприменительного процесса (судебный и несудебный). В этом состоит идея нового перспективного интегративного подхода к пониманию сущности административного процесса [13, с. 17; 14]. Существуют и другие концептуальные подходы к пониманию юридической сущности административного процесса.
Статья: Представительство в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве: сравнительный анализ
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Неравенство субъектов административного процесса, высокие требования к правосубъектности, многообразие и сложность регулируемых правоотношений предопределяют формирование института представительства.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Неравенство субъектов административного процесса, высокие требования к правосубъектности, многообразие и сложность регулируемых правоотношений предопределяют формирование института представительства.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)12. Стахов А.И. Публичная администрация в Российской Федерации как субъект административного процесса / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон, Д.Г. Домрачев // Правоприменение. 2021. Т. 5. N 4. С. 55 - 77.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)12. Стахов А.И. Публичная администрация в Российской Федерации как субъект административного процесса / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон, Д.Г. Домрачев // Правоприменение. 2021. Т. 5. N 4. С. 55 - 77.
Статья: Кодификация норм о судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях: опыт 16 стран ближнего зарубежья
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В 2007 г. были введены в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) 2003 г. <53> и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКобАП РБ) 2006 г. <54>. Глава 3 ПИКобАП РБ 2006 г. отнесла к судебной компетенции широкий круг дел - более четверти всех составов [8]. Судебный порядок не обрел собственного раздела или главы. Глава 11 ПИКобАП РБ 2006 г. установила общий регламент для всех субъектов, ведущих административный процесс, независимо от ведомственной принадлежности. Тем не менее спецификой судебного порядка явились отдельные процессуальные особенности, в том числе ведение протокола судебного заседания. Наибольшее отличие проявилось в ч. 4 ст. 11.4 ПИКобАП РБ 2006 г., которая ввела нового участника судебного производства - должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направившего дело на рассмотрение. Тем самым основное процессуальное правоотношение существенно изменило структуру.
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В 2007 г. были введены в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) 2003 г. <53> и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКобАП РБ) 2006 г. <54>. Глава 3 ПИКобАП РБ 2006 г. отнесла к судебной компетенции широкий круг дел - более четверти всех составов [8]. Судебный порядок не обрел собственного раздела или главы. Глава 11 ПИКобАП РБ 2006 г. установила общий регламент для всех субъектов, ведущих административный процесс, независимо от ведомственной принадлежности. Тем не менее спецификой судебного порядка явились отдельные процессуальные особенности, в том числе ведение протокола судебного заседания. Наибольшее отличие проявилось в ч. 4 ст. 11.4 ПИКобАП РБ 2006 г., которая ввела нового участника судебного производства - должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направившего дело на рассмотрение. Тем самым основное процессуальное правоотношение существенно изменило структуру.
Статья: О соотношении административно-процедурного и административно-процессуального способов реализации мер административного принуждения
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)2. Процессуальный порядок реализации принудительных мер административного принуждения основан на принципиально ином подходе к взаимоотношению участников соответствующих процессуальных отношений, при котором во главу угла ставится судебный способ взаимодействия между участниками соответствующего процесса, в рамках которого субъектам административного процесса делегируются определенные права и на них налагаются специальные обязанности в качестве субъектов, участвующих в рассмотрении определенного административного дела. Нормативно-правовое регулирование применения административно-процессуального способа принудительного воздействия осуществляется нормами административно-процессуального законодательства.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)2. Процессуальный порядок реализации принудительных мер административного принуждения основан на принципиально ином подходе к взаимоотношению участников соответствующих процессуальных отношений, при котором во главу угла ставится судебный способ взаимодействия между участниками соответствующего процесса, в рамках которого субъектам административного процесса делегируются определенные права и на них налагаются специальные обязанности в качестве субъектов, участвующих в рассмотрении определенного административного дела. Нормативно-правовое регулирование применения административно-процессуального способа принудительного воздействия осуществляется нормами административно-процессуального законодательства.
Статья: Отдельные полномочия суда на этапе подготовки к рассмотрению кассационной жалобы в административном производстве
(Байдаева А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)Ключевые слова: процессуальные стадии, судебный процесс, суд, полномочия, подготовка к рассмотрению кассационной жалобы, административное производство, субъекты административного процесса.
(Байдаева А.О.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 10)Ключевые слова: процессуальные стадии, судебный процесс, суд, полномочия, подготовка к рассмотрению кассационной жалобы, административное производство, субъекты административного процесса.