Субъект внешнеэкономической деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъект внешнеэкономической деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)§ 2. Субъекты предпринимательских правоотношений
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)§ 2. Субъекты предпринимательских правоотношений
Статья: Правовые стимулы в таможенном праве
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результате проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении их) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий; 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
(Клейменова А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 1)Предметом исследования являются правовые стимулы, регулирующие таможенные правоотношения и побуждающие субъектов внешнеэкономической деятельности к правомерному поведению. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, регулируемые нормами таможенного права. Предметом исследования являются нормы права, стимулирующие лиц, инициирующих перемещение товара и субъектов деятельности в области таможенного дела к добросовестному исполнению таможенного законодательства и взаимовыгодному сотрудничеству с таможенными органами. Актуальность исследования подтверждается Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, согласно которой стратегической целью развития Федеральной таможенной службы называется формирование таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства. Для достижения указанной цели обозначены ориентиры ее достижения, в том числе создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности. В работе использовались общенаучные методы исследования, такие как метод системного анализа и синтеза научных знаний, метод диалектического познания, логический метод, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы. В результате проведенного исследования сформулируем следующие основные положения о правовых стимулах, регулирующих таможенные правоотношения: 1. Роль правовых стимулов в таможенном законодательстве будет возрастать, поскольку создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности является одной из стратегических целей Федеральной таможенной службы до 2030 года. Стимулирующие нормы позволяют добиться взаимной выгоды государства и бизнеса, поэтому за ними будущее. 2. К правовым стимулам отнесены: 1) получение статуса УЭО, поскольку при добровольном соблюдении условий включения в реестр УЭО, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, юридическое лицо получает привилегии, недоступные для лиц, не имеющих такого статуса, объем которых зависит от типа полученного свидетельства; 2) категорирование участников ВЭД на уровни риска (по существу масштаба контрольных мероприятий, применимых в отношении их) в зависимости от соблюдения выгодных государству правомерных действий; 3) добровольное сообщение декларантом (таможенным представителем) о факте совершенного им правонарушения до начала таможенными органами проверочных мероприятий как возможность освобождения от административной ответственности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 24. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"Статья 24. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности исполнительным органам субъектов Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 6.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности исполнительным органам субъектов Российской Федерации
Статья: Использование криптовалют в трансграничных расчетах: проблемы и перспективы правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В целях преодоления негативных последствий соответствующих ограничительных мер российские субъекты внешнеэкономической деятельности были вынуждены трансформировать свои бизнес-модели, в частности посредством применения новых подходов к осуществлению расчетов (при открытой, а иногда и негласной поддержке государства), что продиктовано переходом к неденежным (в первую очередь бартерным) расчетам; использованием валют, отличных от доллара и евро; проведением расчетов через фирмы-"прокладки", открытые на территории стран, не затронутых экономическими санкциями; применением различных логистических схем, связанных с реэкспортом, фиктивным транзитом и т.д. <1>. Одним из наиболее эффективных способов обхода экономических санкций стало использование криптовалют во внешнеэкономических операциях. И хотя на сегодняшний день российское законодательство практически никак не регулирует данный вопрос, а часть 5 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> прямо запрещает российским резидентам <3> принимать цифровые валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, работы и услуги, публикации в зарубежных средствах массовой информации свидетельствуют о том, что криптовалюты успешно применяются для обхода экономических санкций <4>. Вместе с тем использование указанных активов в рамках внешнеэкономических сделок сопряжено с рядом сложностей, порождаемых в том числе законодательными пробелами и неточностями.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В целях преодоления негативных последствий соответствующих ограничительных мер российские субъекты внешнеэкономической деятельности были вынуждены трансформировать свои бизнес-модели, в частности посредством применения новых подходов к осуществлению расчетов (при открытой, а иногда и негласной поддержке государства), что продиктовано переходом к неденежным (в первую очередь бартерным) расчетам; использованием валют, отличных от доллара и евро; проведением расчетов через фирмы-"прокладки", открытые на территории стран, не затронутых экономическими санкциями; применением различных логистических схем, связанных с реэкспортом, фиктивным транзитом и т.д. <1>. Одним из наиболее эффективных способов обхода экономических санкций стало использование криптовалют во внешнеэкономических операциях. И хотя на сегодняшний день российское законодательство практически никак не регулирует данный вопрос, а часть 5 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> прямо запрещает российским резидентам <3> принимать цифровые валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, работы и услуги, публикации в зарубежных средствах массовой информации свидетельствуют о том, что криптовалюты успешно применяются для обхода экономических санкций <4>. Вместе с тем использование указанных активов в рамках внешнеэкономических сделок сопряжено с рядом сложностей, порождаемых в том числе законодательными пробелами и неточностями.
Статья: Легализация майнинга и криптобиржи в России: риски и пределы правового регулирования
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Учеными не раз отмечалась необходимость создания альтернативы для расчетов российских компаний с иностранными партнерами, и с появлением криптовалюты возможность подобных расчетов появилась. Например, А.А. Ситник справедливо спрогнозировал, что "имеющийся запрос у субъектов внешнеэкономической деятельности рано или поздно приведет к легализации расчетов между резидентами и нерезидентами в цифровых (крипто-) валютах. В то же время это будет возможно только при условии обеспечения контроля (в первую очередь валютного контроля и финансового мониторинга) за соответствующими операциями. Цифровые (крипто-) валюты могут выступать в качестве эффективного инструмента для противодействия ограничительным мерам со стороны недружественных государств, но они же могут служить средством вывода капитала из России", и это нашло свое отражение. Вместе с тем названный ученый подчеркнул: "...на сегодня законодательство не допускает использование цифровых валют для расчетов по внешнеэкономическим контрактам. Тем не менее имеются свидетельства того, что российские лица прибегают к платежам в криптовалюте для обхода ограничительных мер, наложенных США и иными недружественными государствами" <4>.
(Савина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Учеными не раз отмечалась необходимость создания альтернативы для расчетов российских компаний с иностранными партнерами, и с появлением криптовалюты возможность подобных расчетов появилась. Например, А.А. Ситник справедливо спрогнозировал, что "имеющийся запрос у субъектов внешнеэкономической деятельности рано или поздно приведет к легализации расчетов между резидентами и нерезидентами в цифровых (крипто-) валютах. В то же время это будет возможно только при условии обеспечения контроля (в первую очередь валютного контроля и финансового мониторинга) за соответствующими операциями. Цифровые (крипто-) валюты могут выступать в качестве эффективного инструмента для противодействия ограничительным мерам со стороны недружественных государств, но они же могут служить средством вывода капитала из России", и это нашло свое отражение. Вместе с тем названный ученый подчеркнул: "...на сегодня законодательство не допускает использование цифровых валют для расчетов по внешнеэкономическим контрактам. Тем не менее имеются свидетельства того, что российские лица прибегают к платежам в криптовалюте для обхода ограничительных мер, наложенных США и иными недружественными государствами" <4>.
Статья: Институциональные подходы к развитию таможенных механизмов регулирования внешнеторговой деятельности
(Воротынцева Т.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Так, с точки зрения субъектного подхода институт - это сформированное системное высокоорганизованное образование, объединяющее деятельность людей для достижения определенной общественной цели. С точки зрения объектного подхода институт - это совокупность идей, правил, норм, механизмов, развивающих и/или формирующих определенную организацию. В соответствии с субъектным подходом в таможенной сфере следует выделить институты таможенного регулирования, субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), государственных органов исполнительной власти, таможенной службы и т.д. Согласно объектному подходу воплощением институтов является совокупность норм, правил, законов, инструментов, моделей поведения, обычаев, ценностей, санкций, стимулов и т.д. Эти разнопорядковые формы проявления институтов образуют сложную иерархию, исследование которой нужно для углубленного осмысления институциональной специфики таможенного дела [4, 5].
(Воротынцева Т.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Так, с точки зрения субъектного подхода институт - это сформированное системное высокоорганизованное образование, объединяющее деятельность людей для достижения определенной общественной цели. С точки зрения объектного подхода институт - это совокупность идей, правил, норм, механизмов, развивающих и/или формирующих определенную организацию. В соответствии с субъектным подходом в таможенной сфере следует выделить институты таможенного регулирования, субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), государственных органов исполнительной власти, таможенной службы и т.д. Согласно объектному подходу воплощением институтов является совокупность норм, правил, законов, инструментов, моделей поведения, обычаев, ценностей, санкций, стимулов и т.д. Эти разнопорядковые формы проявления институтов образуют сложную иерархию, исследование которой нужно для углубленного осмысления институциональной специфики таможенного дела [4, 5].
Статья: Договор поручения декларанта с таможенным представителем. Риски, связанные с привлечением таможенного представителя к солидарной ответственности
(Агаев В.Ш. оглы)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Глобализация экономики, внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) являются наиболее важной частью любой экономической системы государства. Процессы, связанные с перемещением товаров, оказанием услуг в рамках ВЭД, относятся к особой экономической отрасли взаимоотношений. Субъекты ВЭД, исходя из конъюнктуры экономики и геополитических отношений, всеми возможными способами пытаются оптимизировать процессы получения прибыли в рамках бизнес-процессов. Каждый из участников международного предпринимательства обязан действовать осознанно и добросовестно, принимать возможные риски и нести ответственности перед государством и контрагентами. Осуществляя профессиональную деятельность, участники ВЭД вступают в достаточно специфичную отрасль правоотношений - таможенное право, которое тесно пересекается с гражданским и международным правом.
(Агаев В.Ш. оглы)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Глобализация экономики, внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) являются наиболее важной частью любой экономической системы государства. Процессы, связанные с перемещением товаров, оказанием услуг в рамках ВЭД, относятся к особой экономической отрасли взаимоотношений. Субъекты ВЭД, исходя из конъюнктуры экономики и геополитических отношений, всеми возможными способами пытаются оптимизировать процессы получения прибыли в рамках бизнес-процессов. Каждый из участников международного предпринимательства обязан действовать осознанно и добросовестно, принимать возможные риски и нести ответственности перед государством и контрагентами. Осуществляя профессиональную деятельность, участники ВЭД вступают в достаточно специфичную отрасль правоотношений - таможенное право, которое тесно пересекается с гражданским и международным правом.
Статья: Ведение бухгалтерского учета в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Экономический субъект, зарегистрированный на территории одного из новых субъектов РФ, вел деятельность на территории РФ за пределами территорий новых субъектов РФ. Такая деятельность в соответствующий период считалась внешнеэкономической для данного субъекта, и в его бухгалтерском учете отражалась накопительным итогом курсовая разница, связанная с ведением указанной деятельности.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Экономический субъект, зарегистрированный на территории одного из новых субъектов РФ, вел деятельность на территории РФ за пределами территорий новых субъектов РФ. Такая деятельность в соответствующий период считалась внешнеэкономической для данного субъекта, и в его бухгалтерском учете отражалась накопительным итогом курсовая разница, связанная с ведением указанной деятельности.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)В заключении настоящей работы хотелось бы отметить следующее. Многочисленные изменения и дополнения, внесенные в ГК РФ в рамках его совершенствования, явились подтверждением недостаточно высокой эффективности правового регулирования частноправовых отношений, ставшей очевидной в первое десятилетие XXI в. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей и внутренней деятельности хозяйствующих субъектов в условиях "отставания" многих гражданско-правовых институтов и норм от сложных, многофакторных реалий рыночной экономики в том виде, в котором она сформировалась к этому периоду, требовало кардинального пересмотра и существенного обновления гражданского законодательства. При этом потребность в реформировании и модернизации гражданского законодательства была обусловлена не только и не столько дефектом норм в части корректности отражения существа регулируемых отношений, сколько консервативным восприятием принципа формализма отечественной судебной системой.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)В заключении настоящей работы хотелось бы отметить следующее. Многочисленные изменения и дополнения, внесенные в ГК РФ в рамках его совершенствования, явились подтверждением недостаточно высокой эффективности правового регулирования частноправовых отношений, ставшей очевидной в первое десятилетие XXI в. Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей и внутренней деятельности хозяйствующих субъектов в условиях "отставания" многих гражданско-правовых институтов и норм от сложных, многофакторных реалий рыночной экономики в том виде, в котором она сформировалась к этому периоду, требовало кардинального пересмотра и существенного обновления гражданского законодательства. При этом потребность в реформировании и модернизации гражданского законодательства была обусловлена не только и не столько дефектом норм в части корректности отражения существа регулируемых отношений, сколько консервативным восприятием принципа формализма отечественной судебной системой.