Субъект градостроительной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Субъект градостроительной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 57.3 "Градостроительный план земельного участка" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Объекты теплоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в части 17 указанной статьи. К таковым, в частности, относятся те случаи, когда в соответствии с названным кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исходя из статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в части 17 указанной статьи. К таковым, в частности, относятся те случаи, когда в соответствии с названным кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 56. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 56. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации
Статья: О некоторых аспектах влияния законодательства об охране объектов культурного наследия на осуществление градостроительной деятельности
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Высшая судебная инстанция делает вывод о том, что суд первой инстанции, проанализировав действующие положения о регулировании осуществления архитектурно-строительного проектирования, в частности нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", правомерно указал на то, что соответствующие положения не содержат понятий "эскизный проект" и "рабочий проект", а также не предусматривают возможности проектирования в две стадии (эскизный и рабочий проекты) с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе публичной власти, наделенном полномочиями по охране объектов культурного наследия. Соответственно, на уровне определения ВС РФ был сформулирован однозначный запрет для органов публичной власти требовать от субъектов градостроительной деятельности осуществления проектирования в несколько этапов, в частности, в ситуации, когда планируемый к размещению объект капитального строительства расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия. По моему мнению, формирование на уровне правовой позиции высшей судебной инстанции такого запрета коррелирует с уже существующим на уровне ГрК РФ (ч. 16 ст. 48) правилом, согласно которому не допускается требовать согласований проектной документации, заключений на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных ГрК РФ.
(Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)Высшая судебная инстанция делает вывод о том, что суд первой инстанции, проанализировав действующие положения о регулировании осуществления архитектурно-строительного проектирования, в частности нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", правомерно указал на то, что соответствующие положения не содержат понятий "эскизный проект" и "рабочий проект", а также не предусматривают возможности проектирования в две стадии (эскизный и рабочий проекты) с обязательным их рассмотрением и получением рекомендации в органе публичной власти, наделенном полномочиями по охране объектов культурного наследия. Соответственно, на уровне определения ВС РФ был сформулирован однозначный запрет для органов публичной власти требовать от субъектов градостроительной деятельности осуществления проектирования в несколько этапов, в частности, в ситуации, когда планируемый к размещению объект капитального строительства расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия. По моему мнению, формирование на уровне правовой позиции высшей судебной инстанции такого запрета коррелирует с уже существующим на уровне ГрК РФ (ч. 16 ст. 48) правилом, согласно которому не допускается требовать согласований проектной документации, заключений на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных ГрК РФ.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
(ред. от 31.07.2025)Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Законодательством субъекта РФ о градостроительной деятельности могут быть установлены:
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Законодательством субъекта РФ о градостроительной деятельности могут быть установлены:
Статья: Идентификация и трансформация правового статуса оператора комплексного развития территорий
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Анализ содержания решения о КРТ (ст. 67 ГрК РФ), а также порядка его реализации (ст. 66 ГрК РФ) позволяет утверждать, что решение о КРТ вбирает ряд основных признаков паспорта проекта (приложение N 1 к упомянутым Методическим рекомендациям) - инструмента проектного управления, которым утверждается ключевая информация по проекту: наименование, участники, основания, цели, задачи, результаты, критерии успеха, период реализации, риски, взаимосвязь с другими проектами, план контрольных событий (наиболее значимые события, сроки их выполнения и пр.). Соответственно, решение о КРТ ориентировано на создание (возникновение) целой системы правоотношений между субъектами градостроительной деятельности, направленных на достижение единого результата в соответствии с утвержденным планом мероприятий в установленный период ("дорожной картой").
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Анализ содержания решения о КРТ (ст. 67 ГрК РФ), а также порядка его реализации (ст. 66 ГрК РФ) позволяет утверждать, что решение о КРТ вбирает ряд основных признаков паспорта проекта (приложение N 1 к упомянутым Методическим рекомендациям) - инструмента проектного управления, которым утверждается ключевая информация по проекту: наименование, участники, основания, цели, задачи, результаты, критерии успеха, период реализации, риски, взаимосвязь с другими проектами, план контрольных событий (наиболее значимые события, сроки их выполнения и пр.). Соответственно, решение о КРТ ориентировано на создание (возникновение) целой системы правоотношений между субъектами градостроительной деятельности, направленных на достижение единого результата в соответствии с утвержденным планом мероприятий в установленный период ("дорожной картой").
Интервью: Градостроительный кодекс РФ как зеркало "полезной" раздвоенности мышления и законодательства
("Закон", 2025, N 3)- Сейчас широко обсуждаются вопросы распределения обязанностей и прав между субъектами градостроительной деятельности - разными уровнями власти, бизнесом и гражданами, - например обязанностей по созданию инфраструктуры. Как в такой правовой реальности должен или может решаться этот вопрос?
("Закон", 2025, N 3)- Сейчас широко обсуждаются вопросы распределения обязанностей и прав между субъектами градостроительной деятельности - разными уровнями власти, бизнесом и гражданами, - например обязанностей по созданию инфраструктуры. Как в такой правовой реальности должен или может решаться этот вопрос?
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)11) иных случаях, если в соответствии с ГрК, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)11) иных случаях, если в соответствии с ГрК, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Ситуация: Как получить градостроительный план земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что ГПЗУ включается, в частности, в состав сведений, размещаемых в Государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ (например, Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ГИС ОГД)) (п. 16 ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 56 ГрК РФ; п. 13.2 Приложения к Положению, утв. Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2022 N 1749-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что ГПЗУ включается, в частности, в состав сведений, размещаемых в Государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ (например, Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ГИС ОГД)) (п. 16 ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 56 ГрК РФ; п. 13.2 Приложения к Положению, утв. Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2022 N 1749-ПП).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство или внесении изменений в него является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции ОКС, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (далее - ГИЗУ, ч. 13 и 21.15 ст. 51 ГрК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка. Одним из источников информации для подготовки ГПЗУ являются НГП (ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ). При этом в содержание ГПЗУ расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения включаются, только если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление КРТ (п. 8 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ). Само же разрешение на строительство по смыслу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного зонирования, ДПТ, разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, предусмотренным земельным и иным законодательством.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство или внесении изменений в него является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции ОКС, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (далее - ГИЗУ, ч. 13 и 21.15 ст. 51 ГрК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка. Одним из источников информации для подготовки ГПЗУ являются НГП (ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ). При этом в содержание ГПЗУ расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения включаются, только если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление КРТ (п. 8 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ). Само же разрешение на строительство по смыслу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного зонирования, ДПТ, разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, предусмотренным земельным и иным законодательством.
Статья: Красные линии: понятие, принципы установления и значение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязательности соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений, при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (п. 3.4 Инструкции);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- обязательности соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений, при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (п. 3.4 Инструкции);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Статья: Осмысление места градостроительных договоров в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2025, N 3)В качестве одного из основных документов, регламентирующих отношения между субъектами градостроительной деятельности, договоры (контракты) были обозначены еще в ст. 11 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации". В ГрК РФ 1998 года упоминается об участии правообладателей объектов недвижимости в обеспечении развития и эксплуатации инфраструктуры на основании соглашений, заключаемых с органами публичной власти. В региональном законодательстве о градостроительной деятельности, принятом до вступления в силу ныне действующего ГрК, термин "градостроительные договоры" активно использовался для обозначения различных соглашений, регламентирующих обязательства сторон по финансированию разработки и реализации градостроительных проектов, выполнению градостроительных ограничений и условий и т.д. <7>
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2025, N 3)В качестве одного из основных документов, регламентирующих отношения между субъектами градостроительной деятельности, договоры (контракты) были обозначены еще в ст. 11 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации". В ГрК РФ 1998 года упоминается об участии правообладателей объектов недвижимости в обеспечении развития и эксплуатации инфраструктуры на основании соглашений, заключаемых с органами публичной власти. В региональном законодательстве о градостроительной деятельности, принятом до вступления в силу ныне действующего ГрК, термин "градостроительные договоры" активно использовался для обозначения различных соглашений, регламентирующих обязательства сторон по финансированию разработки и реализации градостроительных проектов, выполнению градостроительных ограничений и условий и т.д. <7>