Структура таможенной стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура таможенной стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров" КоАП РФ"В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган установил, что при декларировании товаров по указанным выше ДТ на Владивостокском таможенном посту (ЦЭД) Владивостокской таможни ООО "Новотрейд" в структуру таможенной стоимости товаров не включены расходы, связанные с упаковкой ввозимых товаров, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате и свидетельствует об указании декларантом недостоверных сведений.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 40 "Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"Суд апелляционной инстанции также мотивированно отклонил вывод суда первой инстанции о том, что Общество не должно включать НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента, за лицензиара, получающего доход от источника на территории Российской Федерации, в структуру таможенной стоимости, поскольку сумма НДС уплачивается не продавцу, а в бюджет Российской Федерации, а налоговое и таможенное законодательство не предусматривает включение налогов в стране ввоза в таможенную стоимость товаров, ввиду его несоответствия положениям ст. 40 ТК ЕАЭС."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: По какой статье КоАП РФ возможно привлечь к административной ответственности организацию-декларанта, представившую таможенному представителю неверные сведения о транспортных расходах, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, что повлекло за собой занижение размера таможенных пошлин, налогов?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Вопрос: Таможенным представителем, действовавшим на основании договора с заключившей внешнеторговый контракт российской организацией, являющейся декларантом и получателем товаров, подана в таможенный орган декларация на товары и заявлена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. Таможенная стоимость товаров была указана таможенным представителем на основании представленных декларантом документов. Товары были выпущены. В ходе таможенного контроля после выпуска товаров было установлено, что в структуру таможенной стоимости товаров таможенным представителем не были включены все транспортные расходы, оплаченные декларантом перевозчику на основании договора перевозки, и не представлены соответствующие документы. По какой статье КоАП РФ возможно привлечь к административной ответственности организацию-декларанта, представившую таможенному представителю для последующего таможенного декларирования товаров неверные сведения обо всех понесенных транспортных расходах, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, что повлекло за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, послуживших основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)Вопрос: Таможенным представителем, действовавшим на основании договора с заключившей внешнеторговый контракт российской организацией, являющейся декларантом и получателем товаров, подана в таможенный орган декларация на товары и заявлена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. Таможенная стоимость товаров была указана таможенным представителем на основании представленных декларантом документов. Товары были выпущены. В ходе таможенного контроля после выпуска товаров было установлено, что в структуру таможенной стоимости товаров таможенным представителем не были включены все транспортные расходы, оплаченные декларантом перевозчику на основании договора перевозки, и не представлены соответствующие документы. По какой статье КоАП РФ возможно привлечь к административной ответственности организацию-декларанта, представившую таможенному представителю для последующего таможенного декларирования товаров неверные сведения обо всех понесенных транспортных расходах, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, что повлекло за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, послуживших основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов?
Нормативные акты
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2018 N 4
(ред. от 30.05.2023)
"О структуре и формате декларации таможенной стоимости"КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
(ред. от 30.05.2023)
"О структуре и формате декларации таможенной стоимости"КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в структуру и формат декларации таможенной стоимости
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внесены изменения в структуру и формат декларации таможенной стоимости
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Суды трех инстанций поддержали позицию общества, указав, что влияние дивидендов на структуру таможенной стоимости товаров возможно, если их выплата выступает оговоренным условием их продажи. Данное обстоятельство таможней доказано не было, а также не доказано влияние взаимосвязи общества и поставщика на стоимость сделки и дальнейшее распределение прибыли общества. Таможня не согласилась с позицией судов и обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Суды трех инстанций поддержали позицию общества, указав, что влияние дивидендов на структуру таможенной стоимости товаров возможно, если их выплата выступает оговоренным условием их продажи. Данное обстоятельство таможней доказано не было, а также не доказано влияние взаимосвязи общества и поставщика на стоимость сделки и дальнейшее распределение прибыли общества. Таможня не согласилась с позицией судов и обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ).
Статья: Определение и контроль таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
(Агапова А.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Авторами проанализирован опыт зарубежных стран в части учета лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости. Установлено, что в целом он похож на опыт ЕАЭС в этой сфере.
(Агапова А.В.)
("Право и экономика", 2023, N 6)Авторами проанализирован опыт зарубежных стран в части учета лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости. Установлено, что в целом он похож на опыт ЕАЭС в этой сфере.
Статья: Применение риск-ориентированного подхода при контроле таможенной стоимости товаров
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)<8> Мокров Г.Г. Применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости вследствие формирования цены на торгах мировых товарных бирж // Актуальные вопросы образования и науки. 2019. N 2. С. 14 - 19.
(Сидорова Е.Ю., Хусаинова В.Ю.)
("Хозяйство и право", 2023, N 9)<8> Мокров Г.Г. Применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости вследствие формирования цены на торгах мировых товарных бирж // Актуальные вопросы образования и науки. 2019. N 2. С. 14 - 19.
Статья: Процедура отложенного определения таможенной стоимости как мера противодействия занижению таможенных платежей при декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Все возрастающие объемы ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, ставят перед таможенными службами новые вызовы, связанные с применением методов оценки товаров в таможенных целях, порядком декларирования таможенной стоимости и полнотой уплаты таможенных платежей в бюджеты государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По данным Счетной палаты РФ, "за период с 2018 по 2020 г. не включили лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости 1 062 участника внешнеэкономической деятельности, что привело к занижению таможенных пошлин и налогов при декларировании товаров данными организациями в размере 98,5 млрд руб. (расчетно)" <1>.
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Все возрастающие объемы ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, ставят перед таможенными службами новые вызовы, связанные с применением методов оценки товаров в таможенных целях, порядком декларирования таможенной стоимости и полнотой уплаты таможенных платежей в бюджеты государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По данным Счетной палаты РФ, "за период с 2018 по 2020 г. не включили лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости 1 062 участника внешнеэкономической деятельности, что привело к занижению таможенных пошлин и налогов при декларировании товаров данными организациями в размере 98,5 млрд руб. (расчетно)" <1>.
Статья: Документация по трансфертному ценообразованию как защита от включения дивидендов в таможенную стоимость
(Кабаков А.Ю.)
("Закон", 2023, N 11)В 2021 году Верховный Суд РФ рассмотрел нашумевшее дело ООО "ССАБ Шведская сталь СНГ" <26>. В Определении Суд указал, что влияние на структуру таможенной стоимости такого элемента, как дивиденды, возможно, если их выплата выступает оговоренным условием продажи конкретных импортируемых товаров. В деле доказательств того, что выплата дивидендов являлась условием продажи товаров, не нашлось, не нашлось и доказательств влияния взаимосвязи импортера и продавца на стоимость сделки и дальнейшее распределение прибыли общества. На этом основании ВС РФ признал незаконным включение дивидендов в таможенную стоимость.
(Кабаков А.Ю.)
("Закон", 2023, N 11)В 2021 году Верховный Суд РФ рассмотрел нашумевшее дело ООО "ССАБ Шведская сталь СНГ" <26>. В Определении Суд указал, что влияние на структуру таможенной стоимости такого элемента, как дивиденды, возможно, если их выплата выступает оговоренным условием продажи конкретных импортируемых товаров. В деле доказательств того, что выплата дивидендов являлась условием продажи товаров, не нашлось, не нашлось и доказательств влияния взаимосвязи импортера и продавца на стоимость сделки и дальнейшее распределение прибыли общества. На этом основании ВС РФ признал незаконным включение дивидендов в таможенную стоимость.
Статья: Современные проблемы определения таможенной стоимости экспортируемых товаров
(Бондарь Е.Г., Колесникова Т.В.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)Ключевые слова: экспорт товаров, товарная структура экспорта, таможенная стоимость вывозимых товаров, методы определения таможенной стоимости, отложенное определение таможенной стоимости, судебные споры по вопросам определения таможенной стоимости.
(Бондарь Е.Г., Колесникова Т.В.)
("Таможенное дело", 2022, N 1)Ключевые слова: экспорт товаров, товарная структура экспорта, таможенная стоимость вывозимых товаров, методы определения таможенной стоимости, отложенное определение таможенной стоимости, судебные споры по вопросам определения таможенной стоимости.
Статья: Проблемы защиты прав интеллектуальной собственности при таможенном контроле после выпуска товаров
(Дорофеев В.Д., Глущенко В.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 11)Существенным аспектом защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами выступает контроль за обеспечением полноты собираемости таможенных платежей, элементом которого является контроль за включением лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости. Статья 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза устанавливает, что в таможенную стоимость ввозимых товаров включаются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности <1>. Условием подобного включения выступает относимость этих платежей к товарам, вводимым в национальный оборот.
(Дорофеев В.Д., Глущенко В.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 11)Существенным аспектом защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами выступает контроль за обеспечением полноты собираемости таможенных платежей, элементом которого является контроль за включением лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости. Статья 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза устанавливает, что в таможенную стоимость ввозимых товаров включаются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности <1>. Условием подобного включения выступает относимость этих платежей к товарам, вводимым в национальный оборот.
Статья: Таможенная стоимость товаров и суммы НДС, предъявленные контрагентами либо уплаченные в рамках исполнения обязанности налогового агента
(Артемьев А.А., Сидорова Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)13. Губин А.В. Проблемы выделения транспортных расходов в структуре таможенной стоимости товаров // Транспортное право и безопасность. 2019. N 4. С. 124 - 133. URL: http://trans-safety.ru/2020/01/10/gubin-a-v-problemy-vydeleniya-transportnyh-rashodov-v-strukture-tamozhennoj-stoimosti-tovarov/.
(Артемьев А.А., Сидорова Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 5)13. Губин А.В. Проблемы выделения транспортных расходов в структуре таможенной стоимости товаров // Транспортное право и безопасность. 2019. N 4. С. 124 - 133. URL: http://trans-safety.ru/2020/01/10/gubin-a-v-problemy-vydeleniya-transportnyh-rashodov-v-strukture-tamozhennoj-stoimosti-tovarov/.
Статья: Новые подходы контроля таможенной стоимости в условиях цифровизации
(Акилова Д.Х., Левинская Е.В., Трегубов А.Н.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Структура таможенной стоимости товара, включающая в себя цену товара, затраты на транспортировку, хранение, страхование, ставит перед таможенными органами задачу по сбору, хранению и обработке данной информации в автоматическом режиме. Совершенно очевидно, что перед таможенными органами стоит задача разработки и регламентации порядка комплексной проверки сведений о товарах в рамках внешнеторгового контракта.
(Акилова Д.Х., Левинская Е.В., Трегубов А.Н.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Структура таможенной стоимости товара, включающая в себя цену товара, затраты на транспортировку, хранение, страхование, ставит перед таможенными органами задачу по сбору, хранению и обработке данной информации в автоматическом режиме. Совершенно очевидно, что перед таможенными органами стоит задача разработки и регламентации порядка комплексной проверки сведений о товарах в рамках внешнеторгового контракта.
Статья: Исследование теоретико-правовых основ порядка проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.
(Скудалова Т.В., Арабян М.С., Безрукова Д.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Объекты контроля таможенной стоимости - это представляемые таможенным органам при декларировании документы, в том числе таможенная декларация, и ее составная часть: декларация таможенной стоимости; документы, указываемые в графе 44 таможенной декларации; документы, запрашиваемые в связи с проведением контроля таможенной стоимости; содержащиеся в таких документах сведения, которые либо непосредственно относятся к таможенной стоимости, либо могут быть использованы для подтверждения достоверности и полноты таких сведений <5>; пояснения декларанта <6>. Субъектами контрольного мероприятия выступают уполномоченные должностные лица таможенных органов, на которых возложены функции по осуществлению данного направления деятельности <7>, или должностные лица специализированных подразделений таможенных органов <8>. В сферу контроля таможенной стоимости входят: таможенно-тарифное регулирование; осуществляемое таможенными органами нетарифное регулирование, меры которого базируются на использовании таможенной стоимости; валютное регулирование; контроль за совершением внешнеторговых бартерных сделок; направление по выявлению, предупреждению и пресечению некоторых административных правонарушений; статистика. Нормативно-правовая база включает акты, регламентирующие те или иные аспекты данного контрольного механизма на уровне международного права (Соглашение о применении ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГААТ) 1994 г., ГААТ, Киотская конвенция или Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973), права ЕАЭС (ТК ЕАЭС, решения Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 N 42, от 16.10.2018 N 160, от 10.12.2013 N 289) и национального законодательства Российской Федерации (преимущественно по вопросам, касающимся вывоза) (Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ, Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2020 N 175н и от 24.08.2020 N 173н и ФТС России от 21.05.2021 N 436 (далее - Приказ ФТС России N 436), от 13.10.2017 N 1627, от 27.01.2011 N 152, от 25.08.2009 N 1560). Цели контроля таможенной стоимости предполагают: объективную оценку товаров в стоимостном выражении; обеспечение поступления в бюджет государства администрируемых таможенными органами доходов в полном объеме и своевременно; эффективное и результативное применение определенных мер нетарифного регулирования; ведение статистики (специальной таможенной статистики и таможенной статистики ВЭД) <9>; реализация других мер государственного регулирования; профилактика административных правонарушений (а именно классифицируемых по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Основная задача контрольного мероприятия состоит в установлении факта соответствия нормам таможенного права величины таможенной стоимости и ее заявления декларантом <10>. Такая задача включает подзадачи или операции по проверке: правильности выбора метода определения таможенной стоимости и его применения согласно нормам; верности и обоснованности указанной структуры таможенной стоимости для расчета ее величины; наличия всех документов, достаточных для того, чтобы доказать достоверность заявленных соответствующих сведений; соблюдения правил отложенного определения стоимости в таможенных целях <11>. Должностные лица таможенных органов обязаны придерживаться принципов контроля таможенной стоимости. К ним относятся следующие принципы: законности <12>, обязательности, применения СУР, сотрудничества <13>, выборочности <14>, принцип презумпции достоверности заявляемых сведений и документов <15>, а также принципы определения таможенной стоимости. Особое внимание следует уделить принципу использования информации, отвечающей критериям достоверности, количественной определенности и документального подтверждения <16>. Нормативных определений данных терминов не выработано. Согласно специальным источникам и правовой базе информация признается достоверной в том случае, если она соответствует действительности, количественно определенной - если в документах на товары содержатся данные, позволяющие установить денежное выражение таможенной стоимости, документально подтвержденной - если декларант располагает всеми документами, на основании данных которых осуществлялось определение размера таможенной стоимости <17>. С принципом использования декларантом при декларировании произвольной или фиктивной таможенной стоимости возникают те же трудности применения <18>. Основные применяемые формы контроля таможенной стоимости - это как проверка таможенных и иных документов и/или сведений, так и таможенная проверка. В ТК ЕАЭС закреплены шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с товарами; по стоимости сделки с идентичными товарами; по стоимости сделки с однородными товарами; вычитания; сложения; резервный <19>. Для вывозимых товаров Правительством Российской Федерации <20> определены такие же методы, кроме четвертого <21>. Для всех методов закрепляются условия их применения, в том числе условия и обстоятельства сделки, критерии времени, пространства, количества и стоимости. Выбор метода связан еще и с видом сделки <22>.