Структура службы охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура службы охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать службу охраны труда (организовать ее работу)
(КонсультантПлюс, 2025)Специалист по охране труда подчиняется непосредственно работодателю, то есть руководителю организации, либо уполномоченному представителю работодателя. Также он может подчиняться одному из заместителей руководителя работодателя. Такой заместитель должен обладать компетенциями в сфере охраны труда. Кроме того, его обязанности руководить и нести ответственность за то, чтобы специалисту по охране труда была обеспечена возможность работать, в том числе в рамках системы управления охраной труда, должны быть закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. Если же у работодателя нет заместителей, соответствующих таким условиям, специалист по охране труда подчиняется непосредственно работодателю. Это следует из п. 9 Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее - Рекомендации), с учетом того, что структура службы охраны труда может состоять как из отдела, подразделения и т.п., так и из специалиста (п. 3 Рекомендаций).
(КонсультантПлюс, 2025)Специалист по охране труда подчиняется непосредственно работодателю, то есть руководителю организации, либо уполномоченному представителю работодателя. Также он может подчиняться одному из заместителей руководителя работодателя. Такой заместитель должен обладать компетенциями в сфере охраны труда. Кроме того, его обязанности руководить и нести ответственность за то, чтобы специалисту по охране труда была обеспечена возможность работать, в том числе в рамках системы управления охраной труда, должны быть закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. Если же у работодателя нет заместителей, соответствующих таким условиям, специалист по охране труда подчиняется непосредственно работодателю. Это следует из п. 9 Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее - Рекомендации), с учетом того, что структура службы охраны труда может состоять как из отдела, подразделения и т.п., так и из специалиста (п. 3 Рекомендаций).
Готовое решение: Как работодателю разработать инструкцию по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку инструкций по охране труда для работников обычно поручают руководителям структурных подразделений. А методическую помощь им оказывают, например, работники службы охраны труда. Это следует, в частности, из пп. "л" п. 30.7 Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку инструкций по охране труда для работников обычно поручают руководителям структурных подразделений. А методическую помощь им оказывают, например, работники службы охраны труда. Это следует, в частности, из пп. "л" п. 30.7 Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37
"Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)II. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда (далее - Служба) определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)II. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда (далее - Служба) определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.
Статья: Право на безопасные условия труда в свете новой концепции охраны труда
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Представляет интерес новая ст. 218 ТК РФ, определяющая категории рисков в сфере труда. В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Управление профессиональными рисками предполагает выявление опасностей на рабочих местах, оценку и снижение уровней профессиональных рисков. Особое внимание обращается не на компенсацию последствий рисков, а на профилактику. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению подготовлены, проект соответствующего приказа Министерства труда РФ обсуждается. Из статьи 218 ТК РФ следует, что это большой объем серьезной аналитической работы (обнаружение опасностей, распознавание, описание, включая источники, условия возникновения, потенциальные последствия). Кроме того, закон вводит новую обязанность работодателей вести расследование, оформление и учет микротравм (ст. 226 ТК РФ). Они не учитывались работодателями, склонными скрывать незначительные, с их точки зрения, травмы. Возникает вопрос, располагают ли работодатели возможностями вести такую профилактическую деятельность. Стоит заметить, что нормы о службе охраны труда у работодателей не подверглись изменениям (ст. 223 ТК РФ). По-прежнему работодатели сами определяют структуру и численность работников службы охраны труда и вряд ли готовы увеличить штаты сотрудников таких служб. Они озабочены сокращением расходов, поскольку воспринимают работников как затраты. Есть опасность, не станут ли принятые нормы формально существующими, но недействующими. По-видимому, работодателям стоит задуматься о введении должности специалиста по управлению рисками, что помогло бы справиться с профилактической работой. Профессиональный стандарт такого специалиста разработан и утвержден <7>.
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Представляет интерес новая ст. 218 ТК РФ, определяющая категории рисков в сфере труда. В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Управление профессиональными рисками предполагает выявление опасностей на рабочих местах, оценку и снижение уровней профессиональных рисков. Особое внимание обращается не на компенсацию последствий рисков, а на профилактику. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению подготовлены, проект соответствующего приказа Министерства труда РФ обсуждается. Из статьи 218 ТК РФ следует, что это большой объем серьезной аналитической работы (обнаружение опасностей, распознавание, описание, включая источники, условия возникновения, потенциальные последствия). Кроме того, закон вводит новую обязанность работодателей вести расследование, оформление и учет микротравм (ст. 226 ТК РФ). Они не учитывались работодателями, склонными скрывать незначительные, с их точки зрения, травмы. Возникает вопрос, располагают ли работодатели возможностями вести такую профилактическую деятельность. Стоит заметить, что нормы о службе охраны труда у работодателей не подверглись изменениям (ст. 223 ТК РФ). По-прежнему работодатели сами определяют структуру и численность работников службы охраны труда и вряд ли готовы увеличить штаты сотрудников таких служб. Они озабочены сокращением расходов, поскольку воспринимают работников как затраты. Есть опасность, не станут ли принятые нормы формально существующими, но недействующими. По-видимому, работодателям стоит задуматься о введении должности специалиста по управлению рисками, что помогло бы справиться с профилактической работой. Профессиональный стандарт такого специалиста разработан и утвержден <7>.
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда- рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности ее работников (п. 5.2.25 Положения о Минтруде России);
Последние изменения: Общие обязанности работодателя по охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников данной службы.
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников данной службы.
Путеводитель. Что нужно знать об охране труда
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (ч. 4 ст. 223 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (ч. 4 ст. 223 ТК РФ).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда;
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда;
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Рекомендации по структуре и штатной численности работников в службе охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников в службе охраны труда в организациях". Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в названном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Рекомендации по структуре и штатной численности работников в службе охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников в службе охраны труда в организациях". Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в названном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467).
Статья: Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Структура службы охраны труда и численность ее работников определяются работодателем с учетом Рекомендаций Минтруда России (утв. Приказом от 31.01.2022 N 37). Подробнее об этом документе мы расскажем далее.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Структура службы охраны труда и численность ее работников определяются работодателем с учетом Рекомендаций Минтруда России (утв. Приказом от 31.01.2022 N 37). Подробнее об этом документе мы расскажем далее.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, которые утверждены Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Комментируемой статьей определено, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. С этой целью работодателем должна быть определена организационная структура управления организацией, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц. С учетом положений ст. 223 ТК в организации, осуществляющей производственную деятельность, в которой численность работников превышает 50 человек, соблюдение требований охраны труда должно быть обеспечено службой охраны труда или специалистов по охране труда (подробнее см. ст. 223 ТК, а также Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37 "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда").
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Комментируемой статьей определено, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. С этой целью работодателем должна быть определена организационная структура управления организацией, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц. С учетом положений ст. 223 ТК в организации, осуществляющей производственную деятельность, в которой численность работников превышает 50 человек, соблюдение требований охраны труда должно быть обеспечено службой охраны труда или специалистов по охране труда (подробнее см. ст. 223 ТК, а также Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37 "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда").