Структура правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Структура правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подарки муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)...К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право на доступ к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Таким образом, должностные инструкции (должностные регламенты) заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по городу Анапе и старшего инспектора являются внутренними организационно-распорядительными документами указанного отдела, касаются исключительно названных должностных лиц, не относятся к нормативным правовым актам, устанавливающим структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности полиции как государственного органа, подлежащим обязательному раскрытию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Прошу предоставить информацию со ссылкой на нормативные правовые акты, регламенты и т.п. по структуре, разработке МФСБ для эксплуатируемого угольного разреза III класса опасности. Просим дать разъяснение, в каком виде необходимо передавать обработанную информацию по данным МФСБ в территориальный орган Ростехнадзора.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
Статья: Язык нормативных правовых актов: пора ли бить тревогу?
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)а) рекомендации по структуре нормативных правовых актов: их статьи или иные структурные единицы должны иметь примерно одинаковый объем. Входящие в их состав абзацы не должны включать более 3 - 4 предложений и иметь в своем составе более 200 - 300 слов. Использование большого количества ненумерованных абзацев в одной статье (части, пункте или подпункте) является негативной практикой, чего следует избегать;
(Кнутов А.В., Чаплинский А.В., Алимпеев Д.Р.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)а) рекомендации по структуре нормативных правовых актов: их статьи или иные структурные единицы должны иметь примерно одинаковый объем. Входящие в их состав абзацы не должны включать более 3 - 4 предложений и иметь в своем составе более 200 - 300 слов. Использование большого количества ненумерованных абзацев в одной статье (части, пункте или подпункте) является негативной практикой, чего следует избегать;
Нормативные акты
Приказ МВД России от 27.06.2003 N 484
(ред. от 01.08.2022)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России"V. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию
(ред. от 01.08.2022)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России"V. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию
"Положение о порядке проведения общественной экспертизы"
(утв. решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол N 4-С)
(с изм. от 22.03.2012)Таблица: структура Справки по подготовке общественной
(утв. решением совета Общественной палаты РФ от 15.05.2008, протокол N 4-С)
(с изм. от 22.03.2012)Таблица: структура Справки по подготовке общественной
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, является информация (в том числе документированная <1>), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иную информацию, касающуюся их деятельности.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Так, информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, является информация (в том числе документированная <1>), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иную информацию, касающуюся их деятельности.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)В первую очередь укажем, что в разрешении административных споров заинтересована сама исполнительная власть. В административном порядке решения контрольно-надзорных органов могут быть обжалованы вплоть до Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Вмешательство последних особенно важно в случаях, когда федеральными и региональными органами исполнительной власти, в состав которых входят контрольно-надзорные структуры, принимаются правовые акты, нарушающие права граждан и организаций как участников контрольно-надзорных отношений.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)В первую очередь укажем, что в разрешении административных споров заинтересована сама исполнительная власть. В административном порядке решения контрольно-надзорных органов могут быть обжалованы вплоть до Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Вмешательство последних особенно важно в случаях, когда федеральными и региональными органами исполнительной власти, в состав которых входят контрольно-надзорные структуры, принимаются правовые акты, нарушающие права граждан и организаций как участников контрольно-надзорных отношений.
Статья: Классификация правовых актов в условиях развития новых цифровых технологий
(Абрамова А.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Принципиальное значение имеет ориентированность классификатора на структуру основополагающих правовых актов. Являясь системообразующими актами, материал в которых упорядочен, выражен в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру соответствующей отрасли и охватывающей ее нормативный правовой массив, данные акты выступают организующим и стабилизирующим фактором для вновь формируемых правовых образований, системы права в целом. Вместе с тем следует учитывать, что классификатор имеет специфические цели, поэтому его структура не должна слепо копировать структуру отрасли. Критерием выделения той или иной рубрики (подрубрики) в классификаторе должно служить наличие определенного, достаточно развитого массива правовых предписаний. Кроме того, рубрикацию классификатора не следует привязывать исключительно к структуре системообразующего акта в ситуации, когда в отрасли имеются другие базовые законы, необходимо охватывать по возможности отрасль (правовой массив) в целом.
(Абрамова А.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Принципиальное значение имеет ориентированность классификатора на структуру основополагающих правовых актов. Являясь системообразующими актами, материал в которых упорядочен, выражен в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру соответствующей отрасли и охватывающей ее нормативный правовой массив, данные акты выступают организующим и стабилизирующим фактором для вновь формируемых правовых образований, системы права в целом. Вместе с тем следует учитывать, что классификатор имеет специфические цели, поэтому его структура не должна слепо копировать структуру отрасли. Критерием выделения той или иной рубрики (подрубрики) в классификаторе должно служить наличие определенного, достаточно развитого массива правовых предписаний. Кроме того, рубрикацию классификатора не следует привязывать исключительно к структуре системообразующего акта в ситуации, когда в отрасли имеются другие базовые законы, необходимо охватывать по возможности отрасль (правовой массив) в целом.
Статья: Определение этапов внешнего и внутреннего финансового контроля
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)При выделении этапов внешнего и внутреннего финансового контроля важно учитывать специфику реализации каждого из них. Так, этапы внешнего финансового контроля в большинстве случаев регламентированы нормативно-правовыми актами и имеют классическую структуру, при этом проведение контрольных мероприятий не заканчивается констатацией факта наличия нарушений, а всегда предусматривает работу по контролю за их устранением (например, направление представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и т.п.).
(Ендовицкий Д.А., Сердюк В.Н., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 1)При выделении этапов внешнего и внутреннего финансового контроля важно учитывать специфику реализации каждого из них. Так, этапы внешнего финансового контроля в большинстве случаев регламентированы нормативно-правовыми актами и имеют классическую структуру, при этом проведение контрольных мероприятий не заканчивается констатацией факта наличия нарушений, а всегда предусматривает работу по контролю за их устранением (например, направление представлений, предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения и т.п.).
Статья: Юридическая сила правового акта: свойство официального документа или элемент дискурсивной координации?
(Домченко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Таким образом, формируется следующая взаимосвязь: система (структура) субъектов власти - иерархическая структура (система) правовых актов - юридическая сила правового акта (исходя из его места в иерархии актов). Перед нами на первый взгляд беспроблемная объяснительная модель, удовлетворяющая исследователей. Однако обращение к практике реализации механизма правового регулирования в рамках современного российского правопорядка заставляет поставить приведенную модель под сомнение на основании ряда аргументов.
(Домченко А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Таким образом, формируется следующая взаимосвязь: система (структура) субъектов власти - иерархическая структура (система) правовых актов - юридическая сила правового акта (исходя из его места в иерархии актов). Перед нами на первый взгляд беспроблемная объяснительная модель, удовлетворяющая исследователей. Однако обращение к практике реализации механизма правового регулирования в рамках современного российского правопорядка заставляет поставить приведенную модель под сомнение на основании ряда аргументов.
Ситуация: Как получить ИНН?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов). ИНН, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры (абз. 1 п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 16 Приложения к Приказу N ММВ-7-6/435@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)У физического лица может быть только один ИНН (единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов). ИНН, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры (абз. 1 п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 16 Приложения к Приказу N ММВ-7-6/435@).
Статья: Об ограничении ответственности цедента за недействительность уступаемого права: комментарий к абз. 2 п. 1 ст. 390 Гражданского кодекса РФ
(Церковников М.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Видимо, мы имеем дело с ситуацией, в которой специалитет нормы определяется не по ее месту в структуре нормативного правового акта (ср. подход, отраженный в ст. 307.1 ГК РФ), а по ее содержанию, по тому, что она регулирует и насколько широко это регулирование простирается.
(Церковников М.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Видимо, мы имеем дело с ситуацией, в которой специалитет нормы определяется не по ее месту в структуре нормативного правового акта (ср. подход, отраженный в ст. 307.1 ГК РФ), а по ее содержанию, по тому, что она регулирует и насколько широко это регулирование простирается.
Статья: Юридико-технические дефекты конституционных поправок 2020 года
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, поправка к Конституции Российской Федерации, юридическая техника, законодательная техника, структура правового акта, правовая норма, абстрактные нормы, казуистические нормы, терминология, единообразие и непротиворечивость правовых норм.
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, поправка к Конституции Российской Федерации, юридическая техника, законодательная техника, структура правового акта, правовая норма, абстрактные нормы, казуистические нормы, терминология, единообразие и непротиворечивость правовых норм.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, к полномочиям администрации города Ханты-Мансийска отнесены: осуществление финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств города; осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению бюджета города; разработка порядка и обеспечение планирования, осуществление и мониторинг закупок, а также контроль в сфере закупок для нужд города (ст. 51 Устава <1>); контроль в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальных правовых актов (ст. 59 Устава). В структуре администрации города создано контрольно-ревизионное управление, входящее в состав департамента управления финансами, которое осуществляет функции по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, к полномочиям администрации города Ханты-Мансийска отнесены: осуществление финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств города; осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по исполнению бюджета города; разработка порядка и обеспечение планирования, осуществление и мониторинг закупок, а также контроль в сфере закупок для нужд города (ст. 51 Устава <1>); контроль в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальных правовых актов (ст. 59 Устава). В структуре администрации города создано контрольно-ревизионное управление, входящее в состав департамента управления финансами, которое осуществляет функции по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Статья: Локальные (внутренние) нормативные акты: составление и оформление
(Янковая В.Ф.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)В юридической науке применительно к процедуре подготовки нормативных правовых актов используется понятие юридической техники. Термин "юридическая техника" происходит от латинских слов juris (право) и techne (ремесло, мастерство, искусство) и имеет как узкое значение - совокупность приемов, правил разработки структуры и содержания нормативных правовых актов и их реализации, так и более широкое - система научных знаний о том, как осуществляется правотворчество и правоприменение <2>.
(Янковая В.Ф.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)В юридической науке применительно к процедуре подготовки нормативных правовых актов используется понятие юридической техники. Термин "юридическая техника" происходит от латинских слов juris (право) и techne (ремесло, мастерство, искусство) и имеет как узкое значение - совокупность приемов, правил разработки структуры и содержания нормативных правовых актов и их реализации, так и более широкое - система научных знаний о том, как осуществляется правотворчество и правоприменение <2>.